Консультация для родителей
«Пальчиковый самомассаж»
Пальчиковый самомассаж это важное средство способствующее созданию нейронных сетей, что в свою очередь стимулирует процесс обучения. Выполнение различных упражнений пальчикового самомассажа возбуждает локальные участки мозга, а их игровая форма распределяет нагрузку на мозг, предохраняя от переутомления. Дети в игре, заучивая простые веселые тексты, которые они демонстрируют и обыгрывают в движениях пальцев, становятся активными участниками обучения.
При выполнении самомассажа рук можно использовать различные предметы.
1. ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Научился два ореха
между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
буквы ровные писать.
Три ореха я возьму,
между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять,
орехи сложно удержать!
2.СОСНОВЫЕ, ЕЛОВЫЕ ШИШКИ
Еловую шишку зажать между ладонями и ритмично катать, произнося текст.
По дорожке шел Топтышка,
На него упала шишка.
Шишку взял с дорожки мишка,
В лапах он катает шишку.
Сосновую шишку ритмично сжимать в ладошке.
Удерживать две шишки между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
Произнося текст:
Шишку я держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Опускаю, разжимаю
И ладошками катаю.
3.ЖЕЛУДИ
Набрать в кулачок по пять желудей, зажать в ладонях и перебирать, произнося текст.
Принесла Иринка
Желудей корзинку.
Буду желуди считать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я согрею их руками.
Станут желуди дубками.
4.МАССАЖ ГОРОШИНАМИ
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала,
горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший,
ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай
и другому передай.
Шагаем пальчиками по столу, потом собираем рассыпанный по столу горох и зажимать его в ладошке. Затем делаем упражнение другой рукой.
Я шагаю по дорожке,
Собираю все горошки.
Стала чистой вдруг дорожка,
Все горошины в ладошке.
5.МАССАЖ КАМЕШКАМИ (марабис)
На столе лежат пять камешков. Сначала ритмично нажимаем на камешки пальчиками правой руки, начиная с большого. Затем сгребаем их ладошкой и катаем в кулачке. Потом передаем камешки в левую ладошку и тоже катаем в ней. И наконец, выкладываем камешки из ладони на стол по одному.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем камешки считать,
А потом сгребем в ладошку
И покрутим их немножко.
Переложим, потрясем
И опять считать начнем.
6. КАРАНДАШ
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10.
Карандаш в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.
Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Карандаш я покачу
Вправо, влево - как хочу.
Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.
Вращение карандаша на столе большим и указательным пальцами.
7.БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):
Кусается сильно котёнок – глупыш,
он думает: это не палец, а мышь
(смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Взять желтый круг из картона или пластика или картонную тарелку желтого цвета и набор прищепок желтого цвета. Произнося текст, они ритмично прикрепляют прищепки к кругу.
Есть у тарелки круглое донце.
Похожа тарелка на желтое солнце.
Лучики солнышку сделаю я.
Вот удивится мама моя.