«Правила поведения в общественных местах»
Конспект
коррекционно- развивающего занятия для детей с РАС.
Цель:
-развивать коммуникативные навыки детей с РАС;
-расширять у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте, в кинотеатре;
- тренировать использование в речи вежливых форм обращения;
- воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам.
Оборудование: стулья, мягкие модули для инсценирования ситуаций в автобусе, ватман с речевыми штампами этикета в общественном транспорте, наглядные карточки-действия, билетики, монетки, фантики, экран или ноутбук, мультфильмы «О культурном поведении в кинотеатре»).
Методы и технологии: беседа, метод социальных историй, сюжетно-ролевая игра, метод альтернативной коммуникации (визуальное подкрепление карточками-действиями), мульттерапия.
Ход занятия.
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! А вы любите смотреть мультфильмы? Тогда я вас приглашаю в кинотеатр, посмотреть мультфильм. Так как кинотеатр находится далеко, то мы поедем с вами на транспорте.
- А вам хочется, узнать на каком же мы транспорте отправимся? Тогда отгадайте загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках.
А в резиновых сапожках.
- Правильно, это автобус.
Основная часть.
2.1. В автобусе.
- Прежде чем отправиться на автобусную остановку, давайте поговорим о правилах поведения в автобусе.
- Сейчас подумайте и скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте?
1. Ожидая транспорт на остановке, не выходить на проезжую часть - можно попасть под колеса.
2. При входе в автобус не торопиться и не толкать всех локтями.
3. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам.
4. Не останавливаться у входа (если не выходишь на следующей остановке, а пройти в середину салона
5. Не сорить.
6. Не кричать, не следует громко смеяться, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями, чтобы не мешать окружающим.
7. Не отвлекать водителя – может произойти авария.
8. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.
9. Нельзя рисовать, писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут испорчены.
- Мы вспомнили правила поведения, а теперь попробуем применить их. Итак, отправляемся на автобусную остановку.
Ситуация 1: Дети идут по тротуару и обращают внимание на пол, на котором лежат фантики от конфет.
- Ребята, посмотрите, кот-то ел конфеты и фантики бросил на пол. Красиво ли поступает тот, кто бросает мусор на пол? ( Нет).
- Куда нужно выбрасывать мусор? (В мусорные баки).
- Давайте поднимем фантики и выбросим их в мусорку. (Педагог вместе с детьми собирает фантики и выбрасывают их в мусорку).
- Вы поступили правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш город будет всегда чистым и красивым.
Говорят нам наши мамы:
- Дети, кушайте бананы!
Вам и сливы мы купили-
Фрукты тщательно помыли.
Вы, как только поедите,
Мусор, дети, уберите!
Чистоплотным надо быть-
Никому нельзя сорить!
- А вот и наш автобус.
- Скажите, пожалуйста, как правильно входить в автобус? (ответы детей).
- Правильно, необходимо встать справа или слева от двери, пропустить вперед родителей с маленькими детьми, пожилых людей. Дать сначала людям выйти и автобуса, а потом спокойно, никого не толкая войти в автобус.
Ситуация 2. Дети импровизированно входят в автобус. Мальчики пропускают девочек.
- Ребята, в нашем автобусе всем хватило места, а если все места заняты и зашла бабушка или дедушка и им не досталось мест, что нужно сделать воспитанному человеку? Правильно – уступить место старшим.
Ситуации 3,4,5,6,7. Проигрывание ситуацийсиспользованием речевых штампов этикета общения в транспорте:
«Будьте добры, скажите, сколько стоит билет»
«Передайте, пожалуйста, на билет»
«Разрешите пройти в середину салона»
«Скажите, пожалуйста, сколько остановок до …»
«Извините, вы будете выходить на следующей остановке?»
«Садитесь, пожалуйста, на мое место»
«Разрешите мне пройти к выходу».
«Большое спасибо»
Педагог активно участвует в различных ролях при проигрывании ситуаций (водитель, старушка, контролер, кондуктор, пассажир).
- Вот мы и приехали. Осторожно, двери открываются. Остановка «Кинотеатр».
- При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете? (Ответы детей).
– Молодцы, какие вы все вежливые и воспитанные.
2.2. В кинотеатре.
Вот мы уже у кинотеатра. Прежде, чем войти в кинотеатр, давайте вспомним некоторые правила поведения в нем.
- Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.
- Можно ли опаздывать к началу киносеанса?
- Во время просмотра фильма можно разговаривать?
- Разворачивать конфеты, шуршать фантиками?
- Ногами стучать о переднее кресло, вставать?
- Бросать мусор на пол под кресло? (Нет).
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются,
За вежливое слово.
- Послушайте, как обращается к кассиру ребенок!
Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил,
Дайте лучшие места.
Вот мое «пожалуйста»!
Игра «Вежливое слово». (Дети покупают билеты за вежливые слова).
- Давайте вспомним вежливые места, ведь в нашем кинотеатре билеты продаются только за вежливое слово!
(Дети называют вежливые слова и педагог дает им по билету:
- Здравствуйте.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- Будьте добры.
- Ивините. ).
- Ребята, посмотрите на свои билеты и скажите, какое у каждого из вас место. (Дети называют).
- Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.
В кинотеатр мы собрались- нарядились, причесались.
Сели с другом в пятый ряд. Всюду зрители сидят.
Кто-то вдруг качаться стал, сзади мальчик зарычал,
Ну а рядом мой дружок стал жевать свой пирожок.
Две подружки вдруг привстали- фильм девчонки обсуждали.
Дядя так захохотал, что я с кресла вдруг упал!
Как досадно! Как обидно! Мне экран совсем не видно!
И не слышно ничего – интересное кино!
- В кинотеатре нельзя вставать, нельзя ходить, нельзя громко разговаривать, кушать. – Надеюсь, вы все эти правила будете соблюдать.
- А сейчас давайте смотреть мультфильм как воспитанные зрители! (Просмотр мультфильма «О культурном поведении в кинотеатре»).
Подведение итогов. Заключительная часть.
- Понравился вам мультфильм?
-Конь Юлий правильно вел себя в кино? Какие правила культурного поведения он нарушил?
(Дети: Конь опоздал на фильм, заходил неправильно в ряд, толкался, выгнал со своего места ослика, громко критиковал фильм, громко разговаривал и громко смеялся, не выключил мобильный телефон и громко разговаривал по нему.)
- Молодцы, ребята, надеюсь, что вы всегда будете воспитанными и культурными детьми и нам, взрослым, никогда не придется за вас краснеть.