Конспект
по обучению грамоте
«Знакомство с буквой «К» подготовительная группа.
Лысенко З.Н. 06.06.2019года
Цель:
упражнять в определении места нахождения слов в предложении, делении слов на слоги, обозначать гласные и согласные звуки (буквы). Закреплять навык выделения звука из набора слов, соединять его с гласными в чтении слов и предложений. Продолжать учить работать с кроссвордами.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о мире звуков, знакомить с разнообразием звуков. Активизировать изолированный звук, звук в слоге и в слове. Учить выделять и обозначать в слове гласные и согласные звуки.
Развивающие: развивать внимание, мышление, умение составлять слова с заданным звуком. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение анализировать, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, отстаивать свое мнение,
Воспитывать доброжелательные отношения к мнению детей.
Воспитывать желание работать в коллективе.
Образовательные:
Формировать навык слияния звуков, закрепить понятие звук и буква;
Упражнять в умении выделять звук в слове, определять и называть количество слов в предложении.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, логическое мышление;
Развивать умение грамматически правильно строить предложение;
Развивать умение использовать ранее полученные знания.
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание расширять свои знания;
Воспитывать доброжелательные отношения, умение слушать друг друга, договариваться в решении поставленных вопросов.
Материалы: плакат с гласными буквами, плакат с набором картинок на звук, набор слогов для составления слов ,буквы, фломастер, кроссворд, ребус, чудесный мешочек с набором игрушек, книга для чтения цветные мелки.
Ход занятия: детей приглашают в круг, и посмотреть внимательно друг на друга.
- Ребята, каждое утро мы заходим в группу, и говорим друг другу, здравствуйте. Есть еще слова приветствия и обращения друг к другу. Я прочитаю загадки, вы найдите отгадки. По первому звуку отгадки подберите карточку с буквой. (Карточки выкладываются на панно).
-Шел долговяз, в землю увяз? (Дождь)
-Рос-по вырос, из куста повылез, по рукам покатился, на зубах очутился? (Орех)
-Не мышь. Е птица в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет? (Белка)
-И в нее льется, и из нее льется, сама по земле плетется. (Река)
-Слов таких не знаем мы, чтоб впереди стояло «Ы».
-Он в стеклянной баночке,
лечит наши раночки? (Йод)
-Долго дерево долбил, всех букашек истребил.
-Весной цветет, летом плод дает,
Осенью увядает, зимой умирает? (Дерево)
-Кто пушистый у воды моет сладкие плоды.
Прежде чем отправить в рот, поласкает их … (Енот)
-Махнула птица одним крылом,
Закрыла весь мир одним пером…(Ночь)
-Твердый знак и мягкий знак
Впереди не могут встать ни как,
Но пусть не обижаются,Что с них слова не начинаются…
Дети в определенной последовательности выкладывают на панно карточки с буквами и знаками. Два, три ребенка читают предложение.
-Что вы прочитали? (варианты ответов могут быть разные)
-Сколько слов в предложении? (обратить внимание, чтобы ответ был полным)
-Назовите первое слово….
-Назовите второе слово…
-Из чего состоят слова? (из слогов, слоги из букв)
-Обозначьте гласные и согласные буквы в этих словах. Два ребенка выполняют задание, используя геометрические фигуры красного и синего цвета.
-Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться «Добрый день».
Дети прочитывают приветствие и передают его друг, другу выражая мимикой свое доброжелательное отношение.
Демонстрируется панно с набором картинок. Дети называют то, что изображено на картинках.
-Какой звук вы чаще всего слышите? Дети выделяют звук «К»
-Назовите месяц года, в котором есть звук «К» (октябрь)
-Назовите дни недели, в которых есть звук «К» (понедельник, вторник)
Игра «Чудесный мешочек».
Дети достают из мешочка игрушки: кот, коза, курица, корова, кролик.
-С одним котом произошла вот такая история.
Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот».
-«К», это гласный или согласный звук? Используя прием, определение звука, дети делают вывод, что это согласный звук.
-Два столбика стояли рядом,
Вдруг один переломился и к другому прислонился.
-Кто обозначит звук буквой? Два три ребенка выполняют задание.
-«К» - что я произнесла? (звук)
-Что вы видите? (букву)
-Скучно стоять одной букве. Что надо сделать, чтобы она не скучала? (Познакомить с согласными)
Выставляется новое панно с гласными буквами. Дети хором, на распев прочитывают гласные. Два, три ребенка повторяют их, прочитывая в разных направлениях.
К гласным ставим букву «К», дети читают слоги.
А
О
К
У
И
Проводится дидактическая игра «Живые слова».
Детям предлагается взять карточки со слогами НА-ША, ТА-НЯ, ГРОМ-КО, ПЛА-ЧЕТ, УРО-НИ-ЛА, МЯ-ЧЬ и составить слова.
После составления слова дети выстраивают предложение, встав в полукруг.
-Вы составили предложение, прочитайте его. Один ребенок читает предложение.
-В словах есть твердые и мягкие звуки. Определите при чтении своего слога, какой он, твердый или мягкий. Если у вас твердый слог, притопните ногой, если мягкий, сделайте небольшой поклон головой.
Словесная игра «Доскажи словечко». Дети делятся на две команды.
-Жеребенок с каждым днем подрастал и стал … (Конем)
-Что за скрипы, что за хруст,
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я …(Капуста)
-Кто альбом раскрасил наш,
Ну конечно … (Карандаш)
-Вверх-вниз, вверх-вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись…(Качели)
Игра на внимание «Звук заблудился»
-Тащит мышка в норку
Огромную хлебную горку (корку)
-Врач напомнил дяде Мите,
Не забудьте об одном,
Обязательно примите
Десять цапель перед сном (капель)
-Не учил уроки, а играл в футбол,
От того в тетради появился гол (кол).
Детям по набору картинок предлагается решить кроссворд из 10 слов.
Релаксация:
-Дети что интересного было сегодня на занятии?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Вы научились читать слоги с буквой «К»?
Предлагаю продолжить игру и из разных природных материалов и бросового материала выложить букву «К» или слог с этой буквой. Для поддержания эмоционального подъема звучит тихая спокойная музыка из серии «Времена года».