Среди учащихся школы разных возрастов, довольно часто, возникают ситуации несогласия различного уровня, иногда, переходящие в конфликт. Именно поэтому в школах существует необходимость создания школьных служб медиации.
Служба школьной медиации – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Служба школьной медиации не имеет строго регламентированной структуры и может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации.
Организация службы школьной медиации должна проходить поэтапно, с целью планомерной интеграции медиативного подхода в образовательно-воспитательный процесс, с учетом принципа добровольности и осмысленного подхода.
В ГБОУ СОШ №311 стать участниками службы медиации в первую очередь было предложено учащимся 9-х классов. Выбор данной возрастной категории был неслучаен. Учащиеся этого возраста уже имеют личный опыт самостоятельного разрешения конфликтов, обладают навыками конструктивного общения, некоторыми знаниями в области человековедения и права, благодаря урокам обществознания, биологии и литературы. Обладают аналитическим мышлением и достаточным словарным запасом.
Работа проводилась по следующим этапам:
Изучение теории – понятие медиации, медиатор, общение, конфликт. Изучали принципы медиации. Этапы проведения процедуры медиации. Изучались навыки, которыми необходимо обладать медиатору.
Практический этап. На данном этапе ребятам предлагалось решать искусственно созданные конфликтные ситуации.
Участие в районном и городском турнирах школьных команд медиаторов. Ребятам представилась возможность продемонстрировать свои знания и умения в теории и практике медиации. Перенять опыт в данном вопросе у других команд ровесников. Реализовать свои умения вести конструктивное общение во время переговоров.
Практическое решение конфликтной ситуации. На этом этапе ребятам представилась возможность выступить медиаторами и принять участие в решении конфликтной ситуации среди учащихся школы.
Планируется продолжать вести работу медиативной службы ровесников, углублять и расширять теоретические знания по данному вопросу, привлекать новых участников в команду. Передавать опыт, подготавливать следующие поколение медиаторов школы.