Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Буратино»
ПРОЕКТ
«Радужная дымка»
воспитатели: Захарова О.А.
Снигирева И.А.
с. Красноселькуп, 2018г.
Паспорт проекта
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Наименование проекта: Радужная дымка.
Разработчики проекта: воспитатели Захарова О.А, Снигирева И.А.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Солнышко», воспитатели, родители воспитанников.
Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.
Задачи:
познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие и конструктивные способности дошкольников, навыки действовать коллективно;
воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Актуальность проблемы:
Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем посёлке меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Механизм реализации проекта:
Формы работы с дошкольниками:
беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
рассматривание элементов росписи
рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
занятия
познавательные рассказы воспитателя
просмотр слайдов
дидактические игры
чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
рассматривание иллюстраций и др.
Взаимодействие с родителями:
консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».
Деятельность педагога:
подбор литературы о народном промысле "Дымка"
иллюстраций дымковских изделий
изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
создание ярмарки «Радужная дымка»
Продукт проектной деятельности:
мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки;
Участие в лего-фестивале ИкаРёнок «Народные промыслы России» Ярмарка «Радужная дымка».
Ресурсное обеспечение проекта:
информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект осуществляется в несколько этапов:
Организационно-подготовительный.
Основной (этап непосредственной реализации).
Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
- составление плана реализации проекта;
- оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;
- создание презентации «Дымковская игрушка».
Основной:
ознакомление с историей промысла;
- ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;
- составление орнаментов;
- роспись готовых игрушек.
Итоговый:
- обобщение результатов работы;
- оформление ярмарки «Радужная дымка».
Ожидаемые результаты:
дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;
лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Информационные ресурсы
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.