Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 56824 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Мастер-класс для воспитателей «Формирование навыков экспериментирования с дошкольниками, через знакомство со сказкой».

Задачи мастер-класса 1. Продемонстрировать опыты с бумагой, картоном, водой, которые можно использовать в экспериментальной деятельности детей. 2. Познакомить с методикой проведения НОД по экспериментированию. 3. Заинтересовать педагогов в применении данной методики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр

образования» (дошкольное подразделение №2)

Мастер-класс для воспитателей:

«Формирование навыков экспериментирования с дошкольниками, через знакомство со сказкой».

 Подготовила и провела:

воспитатель

средней группы №1 «Птенчики» 

Чечушкова Светлана Михайловна

Всеволожск

2019 г.

Задачи мастер-класса:

Продемонстрировать опыты с бумагой, картоном, водой, которые можно использовать в экспериментальной деятельности детей.

Познакомить с методикой проведения НОД по экспериментированию.

Заинтересовать педагогов в применении данной методики.

Ход мастер-класса

Слайд 4. Хочу начать свое выступление с китайской пословицы

Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность  удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Сегодня мы с Вами проведём эксперименты с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Дети очень любят играть  и слушать сказки,  поэтому за основу проведения НОД по экспериментированию можно взять сказку. Я считаю, что эта методика эффективна, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в доступной и интересной для них форме -  форме сказки.

В младшей возрастной группе сказку рассказывает и показывает воспитатель.

В средне и старшей группе воспитатель уже может привлекать к опытам детей, ну а в подготовительной – уже дети сами могут экспериментировать.

Итак, сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес». 

Слайд 5

Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И  Алиса  отправилась   в путешествие по родному краю в поисках приключений.    

Слайд 6

 Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и  Алиса  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Давайте вернёмся к китайской пословице, о которой я говорила в начале:

Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму.

Сейчас я рассказала, как провести с детьми опыт №1. Было ли вам интересно? Захотелось ли Вам, чтобы я его показала? Или, может быть, Вы сами захотели поэкспериментировать?

Так вот, здесь было задействовано только образное мышление. И это ошибка многих, когда мы рассказываем детям, а не показываем и не даём самим попробовать.

Слайд 7

Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2 «Танцующая виноградинка»

Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Вывод: виноградинка поднимается и опускается за счёт газа, который содержится в воде.

Слайд 8

Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,   появились тучи   и  пошел дождь.  Алиса  увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 3  «Звёздочка»

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Вывод: причина этого явления, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по стволу. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Слайд 9

Алиса от дождя  спряталась под  навесом из листьев. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.  Алиса решила идти дальше. Тут она увидела радугу

Опыт № 4 «Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Слайд 10

Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг - через который ей надо было перейти.

Опыт № 5 «Стакан на гармошке»

Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он держится!

Вывод: вес листа распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Слайд 11

Шла, шла девочка и увидела перед собой  огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт № 6

Накройте стакан с водой (обязательно неполный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Вывод: лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большей силой, чем вес воды в стакане.

 Алисе  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются  цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему можно выйти сухим из воды?

4. Почему вода не выливается?

Обсуждение  экспериментов с воспитателями.

Какой из этих опытов вызовет больший интерес у детей?

Вывод: главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Экспериментирование подталкивает детей выдвигать гипотезы, задавать проблемные вопросы, учит увидеть проблему.

Спасибо за внимание!

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области