Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 Лесозаводского городского округа»
«Куклы - кругляшки».
Дидактическое пособие для детского сада
Автор пособия:
учитель – логопед
Акимова С.А.
г. Лесозаводск
Содержание
1. Аннотация …………………………………………………………………………………… 3
2. Сведения об авторе ………………………………………………..,……………………… 4
3. Пояснительная записка……………………………………………………………………..5-8
4.Описание пособия …………………………………………………………………………. 9
5.Изготовление игрушки «Цыпленок»…………………………………………………………9
6.Приложение …………………………………………………………………………………..13
7.Список литературы …………………………………………………………………………. 32
Акимова С.А. Дидактическое пособие для детского сада «Куклы - кругляшки».
Дидактическое пособие для детского сада «Куклы - кругляшки», является авторской разработкой, которая используется для:
коррекции звукопроизношения;
развития фонематического восприятия;
развития связной речи.
Пособие содержит методические указания по их применению и проиллюстрировано фотографиями.
Сведения об авторе:
Акимова Светлана Анатольевна, учитель – логопед первой квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад комбинированного вида №7 Лесозаводского городского округа»
Пояснительная записка
Актуальность
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показатель готовности ребенка к успешному обучению - правильная, хорошо развитая речь.
По результатам мониторинга в последнее время многие дети имеют речевые нарушения, нарушения произношения, которые увеличиваются как количественно, так и качественно. Опыт моей работы показывает, что у логопатов неустойчивое внимание, и они быстро устают. Активный словарь таких детей ограничен, лексико - грамматический строй нарушен, связная речь не сформирована. Воспитанники стесняются своей речи, что создает трудности в общении со сверстниками и взрослыми, это приводит к речевому негативизму.
Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Для дошкольников работа по автоматизации звуков бывают зачастую трудна и однообразна. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения, поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях с использованием игрушек.
Игрушка используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Работая с игрушкой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, они отвлекают внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его игрушке, позволяет логопеду незаметно исправлять речевые ошибки. Включение игрушки в содержание непосредственно образовательной деятельности помогает формировать у дошкольников новые знания и закреплять уже усвоенный материал.
Такой прием помогает в ненавязчивой форме повторять многократно слова с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, потому что дети увлечены сюжетом игры - помогают кому-то из героев, кого-то спасают, идут в гости или, наоборот, выступают гостеприимными хозяевами. Можно много времени потратить на объяснение задания, а можно просто разыграть кукольную сценку - разговор со сказочным персонажем, размышляя о ситуации. В итоге – и результат эффективнее, и знания у детей гораздо прочнее. Игрушки решают не только прямые задачи, но и косвенные: развитие моторики, ориентации в пространстве, развитие сенсорного воспитания.
Новизна пособия
Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки. Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, склонность к наглядным формам мышления, появилась идея об изготовлении и апробировании необычных игрушек- кругляшек. Они позволят создать атмосферу непринужденности, добиться, чтобы дети научились произносить поставленные звуки не только в словах, повторяемых вслед за логопедом или по предлагаемым картинкам, а в игровой деятельности.
Применение дидактического пособия повышает эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. «Куклы-кругляшки» вызывают у детей огромный интерес: красочные, весёлые, они надолго привлекают внимание ребенка. При этом они хвалят, помогают, жалеют, поддерживают, предлагают, провоцируют, исправляют, критикуют, делают ошибки, шутят, смеются, удивляются, учатся вместе с ребенком.
Цель пособия:
автоматизация звуков у детей посредством использования игрушек.
Задачи пособия:
корректировать звукопроизношение;
формировать грамматический строй речи;
развивать навыки коммуникативного воздействия на детей;
развивать связную речь и диалогическое общение;
совершенствовать мелкую моторику.
Функции пособия: • игровая; • дидактическая; • развивающая; • театрально – развлекательная. Интеграция образовательных областей:
речевое развитие;
социально - коммуникативное развитие;
познавательное развитие. Области применения пособия:
организация дидактических, развивающих, театрализованных игр;
совместная деятельность детей и взрослых;
индивидуальная работа с детьми;
сюрпризный момент.
Назначение пособия «Куклы - кругляшки» являются многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте от 3 до 7 лет на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях разнообразного содержания. Оно рекомендуется не только логопедам для коррекции речевого развития, но и воспитателям, а также неравнодушным родителям для формирования у детей звуковой культуры речи.
Методика работы с пособием
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогают удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с взрослым. Ребята в общении с игрушками формулируют цель занятия, вместе с ним выполняют упражнения, произносят звуки, слоги и слова, словосочетания и предложения с изучаемым звуком, находят ошибки в речи персонажа, называют предметы, подбирают обобщающие слова, составляют предложения и тексты. Дети охотно отвечают на различные вопросы игрушек, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления.
Рекомендации
При подборе игровых упражнений следует помнить:
Игровые упражнения должны приносить детям радость, для этого нужно обыгрывать задание, создавать игровую ситуацию. Нужно строить отношения взрослого и ребенка на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Тогда ребенок будет знать, что получит необходимую помощь при затруднениях.
Развитию способствует постепенное усложнение игрового материала, упражнений по принципу: от простого к сложному.
Всегда следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Данные игровые задания доставят всем участникам образовательного процесса огромное удовольствие! Детям очень нравится все необычное.
Описание пособия
Для изготовления игрушек понадобятся шарики из пенопласта разных размеров и полимерная глина и мелкие детали. Отдельно сооруженные тела подходящего типа по ходу работы вылепливаются и дополняются ротиками, ушками, чубчиками и другими характерными элементами. Данной техникой можно выполнить самых разных персонажей.
Изготовление игрушки «Цыпленок»
Рисунок 1
Цель: изготовление игрушки «Цыпленок» из пенопластовых шариков и полимерной глины и применение его для автоматизации звуков и развития речи .
Задачи: научить изготавливать игрушку «Цыпленок» из пенопластовых шариков и полимерной глины.
Получить удовольствие от совместного творчества.
Показать важность работы для автоматизации звуков и развития речи.
Оборудование: клеёнка, канцелярский нож, салфетки.
Материал для творчества: пластилин- полимерная глина, пенопластовые шарики.
Описание работы:
Шаг 1. Подготовить рабочее место (постелить клеенку, разложить пластилин, полимерную глину пенопластовые шарики в отдельные тарелочки, положить салфетки).
Шаг 2.
Взять один пенопластовый шарик средней величины и полимерную глину желтого цвета.
Шаг 3.
Оторвав необходимый кусочек глины, скатать из него в шарик и после этого придать ему форму лепёшки.
Шаг 4.
Взять пенопластовый шарик и намазать приготовленный лепешку равномерным слоем по всей его поверхности, до тех пор, пока шарик не будет покрыт глиной. Для выравнивания готового шарика необходимо его покатать круговыми движениями в ладонях.
Шаг 5.
Взять глину коричневого цвета и сделать клювик и лапки.
Шаг 6.
Взять глину красного цвета и сделать гребешок и бородку.
Шаг 7.
Из глины черного цвета сделать глазки.
Игрушка « Цыпленок» готова! Спасибо за внимание.
Результаты апробации пособия
Результаты апробации авторского дидактического пособия «Куклы- кругляшки» в 2016 году на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 7 Лесозаводского городского округа» показали, что использование игрушек -кругляшек вызывает интерес к логопедическим занятиям, ускоряет процесс автоматизации звуков, повышает уровень речевого развития старших дошкольников, позволяет качественно подготовить их к школе.
Приложение
Игры и упражнения с использованием дидактических игрушек
Дыхательная гимнастика « Балерина»
- Возьмите каждый по одной Балерине, подуйте на неё сначала так:
сделайте вдох через нос, а выдох через рот.
Вдох через нос, выдох через нос.
Вдох через рот, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
На занятиях по постановке и автоматизации звуков игрушки участвуют в проведении игр:
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: закрепление изолированного произношения звуков
Материал: игрушка, мнемосхема-дорожка
Описание:
на одном вдохе ребенок тянет автоматизируемый звук и одновременно ведет по дорожке игрушкой (СССС….).
Игра «Научи».
Цель: автоматизация поставленного звука у дошкольника.
Материал: игрушка
Описание:
Логопед просит ребенка научить, например: Мышку правильно произносить поставленный изолированный звук или слог с этим звуком. Ребенок выступает в роли учителя, Мышка – ученика.
Игра «Веселая песенка»
Цель: развитие речевого дыхания и автоматизация звуков.
Материал: игрушка
Описание:
Логопед предлагает научить куклу Лану песенке со звуком, который ребенок недавно научился произносить, например ла-ла-ла. Во время пения следить, чтобы ребенок произносил на одном выдохе от трех и более слогов и за правильным произношением звука.
1 вариант игры.Цель: автоматизация звука в слогах, коррекция мелкой моторики, развитие фонематического слуха, развитие оптико – пространственных представлений.Описание: в центре цветка располагается изучаемый звук, например: [с]. Логопед просит ребенка назвать звук, с которым они будут работать. После того, как ребенок назвал звук, логопед уточняет артикуляционный уклад данного звука. Просит несколько раз произнести правильно звук.После чего в лепестках логопед размещает гласные звуки, например: [а], [о], [у], [ы], [э] и просит прочитать получившиеся слоги.2 вариант игры.Цель: автоматизация звука в словах, коррекция мелкой моторики, развитие фонематического слуха, развитие оптико – пространственных представлений.Описание: в центре цветка располагается изучаемый звук, например: [с]. Логопед просит ребенка назвать звук, с которым они будут работать. После того, как ребенок назвал звук, логопед уточняет артикуляционный уклад данного звука. Просит несколько раз произнести правильно звук.
Игра «Гусеница»
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах.
Описание:
Материал: шарики синего, красного, зеленого цветов
Ребенок прикрепляет любые по цвету шарики, проговаривая слоговые ряды и слова, собирая гусеницу. При произнесении каждого слога или слова прикрепляется один шарик.
Игра «Отгадай слово»
Цель: автоматизация поставленного звука в речи дошкольника, совершенствовать умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Материал: картинки, шарики синего, красного, зеленого цветов
Описание:
Детям предлагается рассмотреть схему слова, составленную из шариков. К данной схеме подобрать подходящую картинку или придумать слово.
2 вариант
Описание:
При обучении грамоте детям предлагается:
· найти среди шариков, подходящий к данному звуку (букве);
· собрать схему слога;
· добавляя разные звуки к слогу придумать свое слово;
· собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку;
· найти лишний шарик в предложенной цепочке к слову;
· придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т.д
Игра «Догадайся»
Цель игры: закрепление произношения звуков, развития мышления , зрительной памяти.
Материал: игровое поле, игрушка.
Описание:
Помоги Лягушке добраться до финиша по «Логопедической тропинке». Назови все предметы правильно. Не забывай произносить правильно звук Р.
Игра«Путешествие по дорожке»
Цель игры: закрепить провильное произношение звуков.
Материал : игровое поле , игрушка.
Описание : Помоги колобку совершить путешествие по дорожке и собрать как можно больше карточек с картинками. Не забывай правильно называть предметы и не ошибайся в произношении звука.
Игра «Закончи фразу»
Цель игры Автоматизация звуков в начале, средине и конце слова при произношении словосочетений.
Описание.
Помоги лягушке назвать картинку и вспомнить словосочетение которое ей сооответствует.
Игрушка «Лягушка-квакушка»
Игрушка «Птичка-Синичка»
Найди и назови
(на примере игры для автоматизации звука [р])
Цели:
автоматизация звука [р] в словах в различных позициях;
развитие звукового анализа слов;
формирование у ребёнка навыков самоконтроля за речью;
активизация психических процессов: восприятия, памяти, внимания;
совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве;
согласование числительного с существительными;
совершенствование фонематического восприятия;
обогащение и уточнение словарного запаса ребёнка.
Варианты игры:
назвать животных (всё съедобное и т.д.);
назвать картинку, которая находится во втором ряду справа…;
игра “Карусель” (назвать изображённые предметы, постепенно ускоряя темп);
отгадать загадку и назвать отгадку (с опорой на изображение);
продолжить фразу: “У Ромы …”;
сказать со словом “добрый”…;
назвать изображённые предметы (взрослый убирает картинки);
игра “1-2- (согласование числительного с существительным);
игра “Подбери рифму” (торт – сорт, ворона – корона и т.д.).
Путешествие в сказку
Цель:
закрепление умение детей составлять небольшой рассказ с опорой на сказочные персонажи, используя в речи простые и сложные предложения.
Найди дорогу
(на примере дифференциации звуков [с] - [ш] в слогах)
Цели:
дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах;
развитие звукового анализа слогов;
формирование у ребёнка навыков самоконтроля за речью;
активизация психических процессов: восприятия, памяти, внимания;
совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве;
совершенствование фонематического восприятия;
Варианты игры:
помочь Мышонку (синичке, лягушонку) доехать до домика, повторяя слоги в определённой последовательности;
спеть песенку друзей – Мышки и Лягушонка (са – ша – са и т.д.);
помочь мышке тихо проехать мимо кошки (нажимать на каждый кружок и шёпотом произносить су – шу) …
Конспект индивидуального занятия
Тема. Путешествие с куклой Ланой.
Цель Автоматизация звука [л] в слогах и словах
Задачи
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [л].
Продолжать учить правильно произносить звук [л] в слогах и словах.
Учить определять наличие звука в словах.
Упражнять в образовании множественного числа имен существительных .
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Кукла Лана; карта «Путешествие куклы»; мнемосхемы - дорожки; картинка «Самолет » (наложенные изображения); предметные картинки; предметные картинки для упражнения «Покупки».
1.Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, меня зовут Лана. (показывает Куклу). Давай друг другу подарим улыбку. Я приглашаю отправиться в небольшое путешествие. Я даже приготовила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?
Ребенок. Дом
2.Логопед. В этом домике за высоким забором живет Лана.
Лана проснулась, открыла окошечко и выглянула (упражнение «Лопата»). Ветерок подул на Лану. Посмотрела она на себя в зеркало, а волосы растрепались на ветру их нужно причесать (упражнение « Расческа» ). Пошла Лана пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая (упражнение «Чашечка»), другую, третью. Попила чай с вкусным вареньем. Оно осталось на губах (упражнение « Вкусное варенье»). Потом захотела покататься на качелях (упражнение « Качелька»). Смотрит – стоит индюк посреди двора и болбочет(упражнение «Индюк») Подошла к калитке (упражнение «Парус» ).
3.Логопед Лана хочет полететь на самолетике: л-л-л.
Давай полетим на самолетиках.
4. Лана любит петь песенки. Послушай песенку и спой:
Ла- ла-ла ; ло-ло-ло ; лу-лу-лу; лы-лы-лы .
Ребенок качает рукой руками и проговаривает слоговые цепочки.
Мы идем по лесу. Давай поиграем в «Эхо»
Ла – ло- лу лу-ло-ла ло-ла-лы
5. Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [л]. Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки.
Лак, лапа, ладья, лампа, луна,лоб, локон, лов, лук, луг, вилы.
Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.
Идем вместе с куклой по дорожке.
6. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои ).
Мой лак…
7. Пескотерапия.
Кого Лана встретила по дороге?
Лошадь, белочка, лодка, пчела, золушка .
Посчитай, сколько Золушек встретила Лана.
Одна Золушка, две Золушки …. Пять Золушек.
7. По дорожке Лана привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи.
Лана купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: ландыш, лодка, калоши, др.)
А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.
8. Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начитаются на эти слоги, Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идет от слога, столько и картинок начинается на данный слог
ла- ….., ло-…., лу-
7.Вот и домик Ланы. Вошла куколка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы Лане было легче, подскажи ей последние словечки.
Тихо- тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… лопатой.
Лейся, дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по …(лужам)
8.Итог занятия.
Логопед. Нам пора прощаться с Ланой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?
Ребенок. Л-Л-Л.
Стихотворения к игрушкам
Синица летела
И села на дом,
На самый конек.
Сидела и пела:
«Чи-чи, чи-чи-до
Славный денек!»
СИНИЦА
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
*****
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
*****Удивляется лягушка:«Почему же я толстушка,Тело в форме шарика?В день ем три комарика!
В. Черняева*****У реки лежит лягушкакак пузатая подушка.В круглом брюшке у лягушкимухи, комары и мушки. Б. Карамелла
*****
Лягушка-квакушкаУлыбка до ушей!Веселая подружкаИ рыбок и мышей.Попрыгает по суше - Поплавает в воде,Веселая лягушкаНе пропадет нигде! Р. Алдонина
*****
Мы сажали лягушат
И в корыто,
И в ушат,
Уважали, ублажали,
А они на пруд сбежали.
Мышь и мышонок
Мышонку шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише!
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А к деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Приехали на кошке.
В. Приходько.
*****
Мышь нашла кусочек сыраМышка съесть его решилаВ нем прогрызла столько дыр,Что сама кругла, как сыр.
Мышка и хлебушек Кирилл Авдеенко
Мышка лапками стучит:- Где тут хлебушек? - кричит.- Мне оставьте на ночь корку!Отнесу я деткам в норку.
*****
Маленькая мышка, Шустрая малышка, Серенький клубочек, Хвостик, как шнурочек
****
Говорила мышка мышке:- До чего люблю я книжки!Не могу я их прочесть,Но зато могу их съесть.Самуил Маршак
Мышонок
автор: Анна Алферова
Малышу-мышонку
Сшили распашонку.
Распашонка была
Для мышонка мала.
При его то росте
Не закрыла хвостик.
Мышка
автор: Ольга Суслова
Захотелось очень Мурке,
Поиграть с мышонком в жмурки,
Кошка мышку не поймала,
Мышка в норку убежала! Мышка
автор: Дима Логинов
Кто скребётся там в углу,
Под сервантом на полу.
И бежит в припрыжку…
Маленькая мышка!
Мышонок
автор: Елена Телушкина
У мышонка есть сестрёнка
И братишка младший есть.
Под горою, где сосёнка,
У него родни не счесть! ****
У меня есть кукла Лана—Вся похожа на меня!Куклы нет на свете краше,Только Лана лишь моя.
*****
Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.И пусть на столе, на стене, на диванеМы вам улыбнемся, когда захотитеИ, может, теплее кому-нибудь станет.
******
У куклы синие глаза,У куклы желтая косаИ розовое платье.Для куклы Катя фартук шьет,А Надя варит ей компот.
Аким Я.***Я — кукла. И все во мне просто —Фигура, глаза и прическа,Я небольшого ростаИ текстильная немножко.
Я-кукла. И всё во мне просто-Фигура, глаза и причёска,Но я-не кусок пластмассы!И как это греет всё же!
***У куклы, как у девочки,У девочки живой,Не только бант и платьице,Но и характер свой.
О берёзовый листочек Зубки гусеница точит. Сейчас листик догрызёт, И на новый поползёт.
По листочку вверх ползёт,
И его же и жуёт,
Гусеница мохнатая,
Больно волосатая!
Автор: Леонов В.А.
Разноцветный червячок,
Листик вкусненький жуёт,
Он усталости не знает,
Гусеничкой его величают!
Автор: Леонов В.А.
*****
Ох уж и обжора,
Гусеница Жора,
Листики в садочке,
Сгрыз до черешочков!
Автор: Леонов В.А.
*****
Пока я летать,
Увы, не умею,
По листику я,
Ползу, как умею.
*****
Я вся в волосках,
Но себя не стесняюсь,
Ведь гусеницей я,
Всё же являюсь!
Автор: Леонов В.А
****
Я на пальчики встаю Ловко и умело И над сценою парю, Словно лебедь белый. Озорнее ветерка, Как пушиночка, легка В пышной пачке синьорина Танцовщица балерина.Олеся Емельянова Я маленькая балерина, Всегда нема, всегда нема И скажет больше пантомима, Чем я сама.
Кружилась, словно бабочка,
На сцене много лет.
В пуантах -лёгких тапочках-
Вращала пируэт.
*****
Балерина, балеринаАх, как хороша!В белоснежной пелеринеТонкая душа.В вечной музыке движенийПереборы ног,Красота прыжка, круженьеСтонов, стен и стоп.Всё и всех перетанцуешьМир, любовь и жизнь...
Светлана Гавраева
Список литературы:
1. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006.
2. Фаустова И. В. Метод куклотерапии в работе с дошкольниками/ Управление ДОУ, № 5. – 2008.