Речевое развитие детей с ОВЗ через художественную литературу
Сантимирова А.Р., воспитатель
МБДОУ №17 города Нерюнгри
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), нарушаются все формы общения (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченкo и др.). Развитие речи должно осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности, одним из них является ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Роль художественной литературы актуальна, она будит в детях добрые чувства, заставляет их сопереживать отважным, самоотверженным героям и ненавидеть жадных и злых, а также прививает детям интерес к родному языку и обеспечивает речевое развитие ребёнка. Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника.
Через художественное слово: пословицы, поговорки, стихи, загадки, рассказы, сказки, повести, у детей обогащается словарный запас, расширяется и углубляется кругозор, формируются необходимые для жизни знания, умения и навыки.
Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Одной из отличительных особенностей, характеризующих детей с ограниченными возможностями здоровья, является то, что они не хотят и не умеют слушать сказки, рассказы и т.д. наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Это усугубляется и тем, что современные дети и родители всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач, и всё реже берут в руки книгу.
Наблюдая за речью детей нашей группы компенсирующей направленности отметили, что им свойственны бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, неумение выразить свои мысли, непонимание текстов со скрытым смыслом. Мы поставили перед собой цель: развитие речи посредством чтения художественной литературы. Наша работа по использованию художественной литературы как средства развития речи строится по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого своего потенциала), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).
Для достижения цели выделили следующие задачи:
1. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;
2. Развитие связной речи и активизации словаря детей
3. Развитие творчества, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
4. Умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом
5. Умение анализировать произведение, оценивать поступки
6. Знакомство с многообразием литературных произведений
7. Воспитания умения слушать произведение
8. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге
9. Организация родителей к совместной продуктивной деятельности.
Ознакомление с художественной литературой мы осуществляли через следующие приемы:
1.Чтение воспитателя по книге.
2. Рассказывание воспитателя.
3. Повторное чтение произведения или отдельных его частей.
4. Инсценирование.
5. Настольный театр
6. Беседа о прочитанном
7. Заучивание наизусть.
8. Показ разнообразного наглядного материала.
9. Подборка иллюстрации к прочитанному тексту
Знакомство с художественной литературой не ограничивалось вовремя НОД, мы включали во все моменты жизни детей в ДОУ (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность)
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована работа с родителями: консультации: «Что и как читать детям», «Как привить ребенку любовь к книгам и чтению», анкетирование: «Книга и родители», памятки
Система работы по развитию речи детей посредством приобщения к художественной литературе является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.
Литература
1.Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
2.Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. – М., Просвещение, 1992 – 64 с.
3.Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. – М., Просвещение, 1984 – 223 с..
4.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с
5.Ушинский К.Д.Родное слово –Новосибирск,1994.-128с.
6. Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.