Программа по "Скандиходики" для детей 5 - 7 лет

Укреплять здоровье дошкольников, улучшать координацию движения, улучшать функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, приобщать детей к здоровому образу жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МАДОУЦРР Д/С № 411

г. Пермь

Программа работы клуба «Скандиходики» для детей 5 -7 лет и родителей (законных представителей)

Подготовил:

Воспитатель:

МАДОУЦРР № 411

Латышева С.И.

г. Пермь

2019 г.

Актуальность проблемы

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. В условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Рост заболеваемости, по некоторым показателям, настолько высок, что это вызывает серьезную тревогу за судьбу и здоровье нации. Причин этому множество: ухудшение экологической обстановки; несбалансированное питание, насыщенное ГМО; информационно-психологические перегрузки; снижение двигательной активности. Ярко выражена эта проблема и в нашем МАДОУ. Например, данные мониторинга состояния здоровья воспитанников средней группы в 2017 г. позволили сделать вывод о том, что 20% детей часто болеющих (ЧБД); 2,5% детей имеют низкий тонус мышц спины; 2,5% с легкой возбудимостью; 35% - с нарушением формирования стопы (плоскостопием). С 2017 года в ДОУ поступило 12% детей с низким иммунитетом, ранее не посещавших детский сад.

Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания, на мой взгляд, в этом смысле очень важны, рационально организованный двигательный режим, разнообразие подвижных мероприятий по формированию осознанного отношения и своему здоровью.

Осуществляя поиск средств и методов для оздоровления, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста путем формирования у них потребности в движении, я остановилась на подготовке и реализации программы работы клуба «Скандиходики» для детей и родителей.

В основу работы клуба положены:

- нормативно-правовые документы:

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155, об утверждении ФГОС ДО

Инструктивно-методическое письмо МО и Н РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». от 14.032002г. №65/23-16.

СанПиН от 15.05.2013г. №3049-13

Приказ Минздрава РФ и инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений от 04.04.2003г. №139

- методические рекомендации:

1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. СПб., 2012.

2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб., 2013.

3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПб., 2015.

4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010.

Что такое скандинавская ходьба? Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Такой ходьбе легко научиться и она имеет много преимуществ:

• улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких;

• активизирует процессы обмена веществ;

• укрепляет мышцы туловища;

• уменьшает нагрузку на тазобедренные и коленные суставы;

• оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию;

• повышает стрессоустойчивость организма.

Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей дошкольного возраста с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям, она позволяет поддерживать организм в хорошей физической форме.

При регулярной ходьбе с палками формируется правильная походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская оздоровительная ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.

Скандинавская оздоровительная ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью!

Принципы использования скандинавской оздоровительной ходьбы с палками:

принцип сознательности (направлен на воспитание у детей глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма);

принцип постепенности и последовательности (постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия);

принцип повторности (повторение различных по характеру физических нагрузок, правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха);

принцип индивидуализации (соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность);

принцип систематичности и регулярности.

Данные принципы являются основой тренировочного процесса. Они определены теорией и практикой физической культуры и спорта. Их соблюдение гарантирует н успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основные цели и задачи работы клуба «Скандиходики» для детей и их родителей.

Цели:

- формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;

- повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.

Задачи:

-укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;

-развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;

-воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

-воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;

-воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Пояснение.

Обучение технике скандинавской оздоровительной ходьбы ориентировано только на детей. Родителям для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания детей, предоставляется информация о скандинавской оздоровительной ходьбе, в виде консультаций, мастер-классов. Родители приглашаются для прохождения маршрута вместе с детьми на каждое 4 занятие месяца. Дети демонстрируют родителям полученные умения и навыки.

Структура работы

I этап – подготовительный

Месяц

Мероприятие

Пояснение

Июнь

Подготовка материально-технической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей))

Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см.

Июль

Разработка комплекса подготовительных упражнений.

В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки

Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей, наглядность)

Конспекты бесед по темам:

«История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской оздоровительной ходьбой».

Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской оздоровительной ходьбе.

Август

Разработка информационно-методических материалов для работы с родителями (законными представителями).

-Конспекты бесед по темам:

«История появления скандинавской ходьбы»;

«Значение скандинавской оздоровительной ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника».

-Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской оздоровительной ходьбы»:

-Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской оздоровительной ходьбой (подбор размера палок, выбор обуви и одежды).

-Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации: -Дыхание – основа жизни (врач – реабелитолог); -Зарядка в городе; -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе. -Мастер-класс для родителей «Скандинавская оздоровительная ходьба в детском саду».

Август

Разработка основных маршрутов для ходьбы.

Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте. Маршрут №2. На территории сквера по пересеченной местности с небольшим перепадом высот. Сквер находится в 5 минутной ходьбе от детского сада. Маршрут №3. На территории лесополосы городского парка, по пересеченной местности с небольшим и средним перепадом высот. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом.

Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема.

Июнь-июль

Разработка комплексов занятий

1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного; 4 занятия – закрепление разученного).

Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия); 2 часть –разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию.

Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий – осенний период. В зимний период года занятия скандинавской оздоровительной ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

Июнь –июль

Разработка учебного плана

Количество занятий:

в неделю - 1,

в месяц - 4.

в год – 48.

Количество часов:

в день - от 15 до 30 мин.;

в месяц - до 2 часов.

II этап. План работы с детьми 5 -7 лет по обучению скандинавской оздоровительной ходьбе.

Месяц

Комплекс ОРУ и разминочные упражнения

Техника

Общая дозировка занятия

Метраж

Маршрут

движения

1

Сентябрь

№ 1 (приложение № 1)

Тянем палки за собой

15 мин

-

-

2

Октябрь

№2 (приложение №1)

Обучение попеременному шагу

20 мин

200– 300 метров

Маршрут №1

3

Ноябрь

№3 (приложение №1)

Закрепление попеременного шага.

30 мин

400-500 метров

Маршрут №1

4

Декабрь

№4 (приложение №1)

Обучение одновременному шагу

20 мин

300 метров

Маршрут №1

5

Январь

№ 1 (приложение № 1)

Закрепление одновременного шага, повторение попеременного шага

25 мин + 10 мин (до места и обратно)

600 метров

Маршрут №2

6

Февраль

№2 (приложение №1)

Повторение одновременного и попеременного шагов.

25 мин + 10 мин до места и обратно

700 метров

Маршрут №2

7

Март

№3 (приложение №1)

Обучение подъему шагом «Елочка» Повторение одновременного и попеременного шагов

25 мин + 10 мин до места и обратно

400 метров

Маршрут №2

8

Апрель

№4 (приложение №1)

Закрепление подъема шагом «елочка» Повторение попеременного шага

30 мин

500-600 метров

Маршрут №3 (доставка до места автотранспортом)

9

Май

№1 (приложение №1)

Повторение подъема «елочка» и одновременногошага.

25 мин + 10 мин. до места и обратно

400 метров

Маршрут №2

10

Июнь

№2 (приложение №1)

Обучение подъема «Лесенка» Повторение одновременного шага и подъем «елочка»

25 мин + 10 мин. до места и обратно

300 метров

Маршрут №2

11

Июль

№3 (приложение №1)

Закрепление подъема «Лесенка» повторение одновременного шага

30 мин

600 метров

Маршрут №3

(доставка детей до места автотранспортом)

12

Август

№4 (приложение №1)

Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут.

25 мин + 10 мин. до места и обратно

500 метров

Маршрут №2

План работы с родителями воспитанников

Месяц

Мероприятие

Содержание

Сентябрь

Заседание клуба № 1

Знакомство родителей (законных представителей) со скандинавской ходьбой.

История появления скандинавской ходьбы»;

«Значение скандинавской оздоровительной ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника».

Мастер - класс

Техника ходьбы с палками.

Январь

Заседание клуба №2

Анализ уровня развития двигательных навыков детей, приобретенных на занятиях (тренировках) скандинавской ходьбы. Консультация врача – реабелитолога: Дыхание – основа жизни.

Выставка

Литература:

1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. СПб., 2012.

2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб., 2013.

3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПб., 2015.

4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010.

Апрель

Заседание клуба №3

Рекомендации по выбору семейного маршрута по скандинавской оздоровительной ходьбе, на летний период. Мастер –класс: «Зарядка в городе»

Август

Заседание клуба № 4

Заключительный праздничный маршрут. Итоги работы клуба.

Один раз в месяц

Совместная тренировка

В соответствии с запланированным маршрутом

III этап. Подведение итогов работы клуба «Скандиходики» для детей и их родителей.

Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).

Критерии оценки умений и навыков детей 5-7 лет:

- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;

- рационализация наклона тела;

- правильная координация, ускорение передвижения;

- перекрестная работа рук и ног;

- согласованность движения рук и ног;

- наличие толчка палками;

- умение анализировать и контролировать свои действия;

- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;

- наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.

Ожидаемый результат:

Сокращение числа ЧБД в подготовительной к школе группе с 20% до 15%

Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;

Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния

Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).

Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.