Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы психокоррекции тревожности у школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы психокоррекции тревожности у школьников.

Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна.

Выделяют 4 группы основных трудностей такого рода:

1. Режимные (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);

2. Коммуникативные (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу и своему положению, месту в этом коллективе);

3. Проблемы во взаимоотношениях с учителями;

4. Проблемы, связанные с изменениями в семейной обстановке.

Подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамические и поведенческие. В рамках психодинамического подхода выделяются арттерапия, игротерапия, детский психоанализ.

 Арттерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием средств искусства. Предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера (лепка, рисование, изготовление поделок), занятия музыкально-ритмического характера (танцевальная терапия, музыкотерапия), библиотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, пескотерапия и др. В терапии искусством существует несколько направлений:

- анализ произведений искусства пациентами;

- побуждение пациентов к самостоятельному творчеству;

- одновременное использование арттерапии в первом и втором вариантах.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества. Помощь психолога включает как техническую, так и эмоциональную поддержку в форме эмпатии ребенку. Считается, что рисунки являются своеобразной проекцией личности ребенка, выступают средством усиления чувства идентичности ребенка, помогают детям узнать себя и свои способности.

Дети в возрасте 6-7 лет уже способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации, и арттерапия приобретает статус продуктивной формы коррекции наряду с игротерапией. Рисование эффективно применяется в коррекции детских страхов. В коррекции страхов применяются также приемы игротерапии – проигрывание страха, разыгрывание проблемных или конфликтных ситуаций.

На занятиях по арттерапии применяется не только рисование, но и лепка из глины или пластилина, игры с песком и водой (пескотерапия), изготовление поделок (масок, кукол), используются музыкальное сопровождение, двигательные упражнения для детей (музыкотерапия). Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод психотерапевтических воздействий на детей и взрослых с помощью специальных психологических сказок или литературных произведений. Он позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. Методом сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игровая коррекция применяется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях общения у детей. Направленная (директивная) игротерапия предполагает выполнение функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально приемлемых стандартов и норм. Ненаправленная (недирективная) игротерапия ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».

Основные функции в направленной игротерапии: организация эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоционального сопереживания ему и этого отношения ребенку; обеспечение переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения; установление ограничений в игре. В ненаправленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных формах, участие взрослого также представляется целесообразным: терапевт выполняет двойную функцию – «идеального родителя», обеспечивающего ребенку переживание чувства его принятия и восполняющего дефицит позитивных детско-родительских отношений, и «равноправного партнера» по игре, пытающегося уничтожением традиционной дистанции между ребенком и взрослым снять сопротивление и завоевать доверие ребенка.

Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую.

В игротерапии используются три основные группы игрушек:

1. Игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, посуда, кукольный домик, марионетки, мягкие игрушки, животные, машины, техника, касса, телефон и др.);

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (фигуры солдатиков, сказочных чудовищ, агрессивные животные, игрушечное оружие, танки, барабан и др.);

3. Игрушки для творческого самовыражения (кубики, конструктор, мозаика и др.).

Игровая терапия представляет собой динамическую систему отношений ребенка и психолога, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение опасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное «Я» - чувства, мысли, переживания, поступки.

Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются как научение новым адаптивным формам поведения или как погашение, торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм. Необходимость освоения нового поведения диктуется требованиями общества. К этой модели терапии можно отнести «жетонные» программы коррекции (оперантное научение), поведенческий тренинг, когнитивную терапию, рационально-эмотивную терапию, семантическую терапию, скиллтерапию.

«Жетонная» программа включает пять основных компонентов:

1) систематическое наблюдение за поведением детей;

2) описание социально требуемого поведения;

3) определение круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для индивида;

4) введение «жетонов» на привилегии;

5) контроль за поведением, оценка поведения, выдача «жетонов», реализация правил обмена.

Осуществление «жетонных» программ, требующих строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления, возможно в условиях жестко контролируемой среды.

Тренинг делового общения – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, на коррекцию и формирование установок, необходимых для общения в условиях профессиональной деятельности. Позиция психолога на протяжении всех занятий – это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия.

Тренинг личностного роста – вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, переосмысления представлений о себе и других людях, стремления к самосовершенствованию. Главной его целью является развитие личности, он ориентирован на психологические задачи самоопределения подростков в трех основных сферах: половой (половая идентификация), возрастной (чувство взрослости) и социальной (социальный статус).

Коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамические и поведенческие. Критерием для такого деления является ориентация на ту или иную парадигму определения предмета психологии – на сознание или на поведение. В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скиллтерапия).

 Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, хотя некоторые из них можно считать «возрастно-универсальными».

Школьная тревожность школьника является очевидным признаком затруднений в   процессе школьной адаптации. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо оттого, осознается она самим ребенком или нет.

Психологами разработаны программы коррекционной работы с такими детьми. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия. Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться.

Список литературы

1.Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М.: Психология, 2013. - 186 с.

2.Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. - М.: Знание, 1916. - 256 с.

3.Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

4.Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; 2014. – 160с.

5.Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2004. - № 2. - С. 103-107.

6.Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2013. - 148 с.

7.Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2016. – 512с.

8.Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – Мн.: Элайда, 2017. - 704с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области