Интегрированный урок
Тема: буква «х», звук [x],[x’]
Тип урока: интегрированный
Цель: 1) Формирование знаний о звуковом значении буквы «х», учить читать слоги с этой буквой.
2) Формировать четкий зрительно-двигательный образ буквы «х».
Задачи: 1) Выделять и характеризовать звуки [x] и [x’].
2) Формировать знания о правильном чтении буквы «х» в разных сочетаниях.
3) Формировать знания об элементном составе буквы и способе её написания.
4) Закреплять умение закреплять правила технической организации письма и требования каллиграфии при записи слогов и слов.
5) Закреплять умение находить орфограммы безударных гласных.
6) Обогащать и уточнять словарный запас.
7) Формировать умение артикуляционно правильно произносить [x] и [x’] и различать их на слух.
Оборудование: "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий), пропись № 4, карточка с печатными и письменными буквами Х х; слоговая таблица; рисунки с изображениями поросенка Хрюши, белки, хорька, хомяка; грибов (подосиновик, подберезовик, белый, мухомор и т.д.); у каждого ученика маленькие квадратные листочки бумаги; ножницы; схемы для звукового разбора слов.
На доске: зима, осины, ледок, холода, убрать хлеб
Кружиться, мостовая, салазки
Ход урока:
1. Организационный момент 2. Повторение ранее изученного материала 3. Изучение нового материала 4. Закрепление изученного материала 5. Итог урока | - Здравствуйте ребята - Садитесь - Положите руки перед собой на парту, и положите голову на них, закрыв глаза - Теперь проснулись, потянулись, начинаем наш урок. Проверьте, чтоб у вас на партах были азбука, пропись и пенал. - Вспомните, какую букву мы изучали на прошлом уроке? - Какой звук обозначает эта буква? - Дайте характеристику этого звука. - Как вы поняли, что этот звук согласный? - Где на ленте букв она располагается? - Сейчас я буду говорить вам слова, а вы, услышав звук [й], будите хлопать в ладоши, там, где его услышите. Ёлка, йогурт, змей, герой, май, троллейбус, мой, звонкий, сани. Слого - звуковой анализ слова. - Откройте азбуку на странице 163. - Кто изображен справа? - Правильно. Посмотрите на схему слова, изображенную под картинкой. - Давайте прочитаем слово «пастух» по этой схеме. (веду указкой по схеме слова). - Сколько слогов в этом слове? - На какой слог падает ударение? - Как вы это определили? -Какой звук вы слышите последним? -Произнесите хором. -Правильно. Дайте характеристику этому звуку. - а в слове пастухи? Распознавание на слух звука [О] Вспомните такие слова, где вы слышите звук [х], так, чтобы он был вначале слова: Так, чтобы был в середине слова Так, чтобы он был в конце слова Физминутка Отложите-ка тетрадку Становитесь на зарядку! В небе плавает луна. (покачивания влево и вправо) В облака зашла она. 1,2,3,4,5 (хлопки в ладоши) Можем мы луну достать. (руки вверх) 6,7,8,9,10- (хлопки над головой) И пониже перевесить. (руки вниз) 10,9,8,7- (ходьба на месте) Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся) Знакомство с буквами Х, х. Давайте откроем прописи на странице 15. - Посмотрите, на верху страницы вы видите букву «х». На что она похожа? - Посмотрите внимательно на доску, я покажу, как правильно пишется буква «х». На доске разлинованы строки, как в прописи. Пишу строчную букву «х» и объясняю: Ставлю ручку ниже верхней рабочей строки на 1\3. Веду бугорком вправо вверх, довожу до верхней рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии и влево кладём “клюшку”. Поднимаемся по “клюшке” и прямой наклонной вверх, не доводя 1\3 до верхней рабочей строки, ведём бугорком вправо вверх, опускаемся вниз на 1\3,Возвращаемся по бугорку и прямой наклонной вниз, доводим до нижней рабочей строки, делаем поворот на месте, по крючку ведём до середины. - Возьмите карандашик и напишите в воздухе букву «х». - Возьмите простой карандаш и приготовьтесь писать. - Обведите букву «х» вверху странице в том направлении, в котором указывает вам стрелочка. - Из каких элементов состоит буква «х»? - Теперь я покажу, как пишется Заглавная буква «Х». Пишу на доске, комментируя: начинаю писать чуть ниже вспомогательной линии, делая закругление вправо, веду на себя, не доводя до нижней линии рабочей строки, делаю закругление влево и вверх, по написанному возвращаемся до середины полуовала, добавляем второй полуовал. Получилась буква «Х». Обведите воздухе букву «Х». Продолжайте писать буквы так чтобы они были похожи на образец. Продолжают писать все 4 строчки, после каждой строчки возвращаются, выбирают лучшую и ставят возле нее точку. -Теперь мы научимся соединять букву «х» с другими буквами. Посмотрите на доску как это написать. Пишем букву х и снизу, не отрывая руки ведем на расстоянии примерно еще одной буквы соединительную линию и от нее начинаем писать следующую букву. - Выберите самое лучшее соединение и поставьте возле него точку. - Закройте прописи и уберите на край стола. - Давайте встанем и проведем физминутку. Ветер дует нам в лицо (машут руками на лицо) Закачалось деревцо (подняли руки, покачиваются) Ветер тише, тише, тише. (делают приседания) Деревцо все выше, выше, выше (встают подпрыгивают три раза) Откройте учебники на странице 163. -Давайте хором прочтем то, что написано под картинкой жирным шрифтом. -Это слова или слоги? -Правильно. Давайте каждый прочтет эти слоги в полголоса. - Сейчас будем читать текст. -На доске написаны ключевые слова, прочтите. Учитель ведет указкой по словам (зима, осины, ледок, холода, убрать хлеб) - Есть ли среди них слова, которые вам не знакомы? -Как вы думаете о чем этот текст? - А сейчас каждый из вас прочтет этот текст про себя. - Верны ли были наши предположения? - А теперь откройте учебник на странице 168. Прочитаем заголовок текста. -О чем мы можем узнать, прочитав текст? - А вы любите зиму? Почему? - Что изображено на этой страничке? -Давайте подготовимся к чтению текста: прочитаем слова, которые написаны на доске: Кружиться, мостовая, салазки. -Прочитаем слова хором. - Есть ли среди этих слов, слова, которые вам не знакомы? Салазки - маленькие санки для катания с гор или перевозки грузов вручную. Мостова́я — твёрдое дорожное покрытие городских улиц. На доску вывешиваются иллюстрации с изображением салазок и мостовой. - Прочитайте текст самостоятельно. Читайте внимательно и думайте, что еще можно было нарисовать на страничке? Физминутка. Сидя за партой вытяните руки вперед, наклоните голову, потянитесь. Поднимите руки вверх, голову вверх, потянитесь. Соедините пальчики и по очереди, то убирая, то соединяя. Проговаривая стишок. Этот пальчик бабушка, Этот пальчик дедушка. Этот пальчик мамочка. Этот пальчик папочка. Этот пальчик я. И, хлопая в ладоши – Это вся моя семья. Потрите ладошки и закройте глазки. (Считаем до 10) открываем. - А теперь давайте выразительно прочтем этот стих. Пока ребята будут читать стих, остальные должны слушать внимательно, а потом сказать у кого получилось лучше всего. - уберите азбуку на край стола -Отройте прописи на стр. 15. Найдите 6 строчку. Прочитайте предложение. Повтори предложение не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. Подчеркни опасные места. Прочитай предложение так как оно написано. Повтори предложение так как будешь его писать. Пиши диктуя себе так как проговаривал в последний раз. Проверь себя: читая написанное, подчеркивая опасные места и сверяя его с печатным текстом. Что мы с вами сегодня узнали нового? - Дайте характеристику этого звука - Какой буквой на письме обозначается звук [х]? - Где она располагается? Почему? - Скажите, а мы изучили уже все буквы? - А для чего нам нужно учить буквы, уметь их писать и читать? - Правильно ребята, и если вы будете все время учить новые буквы, то скоро сможете самостоятельно читать очень интересные и познавательные книги. - Все ли вам понравилось? - Что понравилось особенно? - Было ли сложно? -Спасибо за урок. Мы все хорошо поработали. | - Встают, приветствуют учителя - Садятся - Выполняют - Выполняют -Букву «Й» - Звук [й] - Согласный, звонкий, мягкий. - Когда мы его произносим, то воздух встречает преграду - На верхнем ряду, потому что это согласная буква, потому что обозначает звонкий звук - Услышав звук, дети хлопают. -выполняют -пастух - Читают - Два (первый – Пас, второй – тух) -на первый. Нужно произнести это слово, как будто зовем. Пастуууууух. Тот слог, который тянется дольше всех и есть ударный. -Пастух. Звук [х] -согласный, твердый, глухой - согласный, мягкий, глухой Хлеб, хоккей, хрусталь, хохлома, хозяин. Прохлада, охота, пароход, муха. Орех, успех, мох. Выполняют физминутку -на ножницы Выполняют - Проговаривают стишок и выполняют действия: Я тетрадочку открою и с наклоном положу. Спинку сделаю прямую, ручку правильно возьму. -из двух полуовалов Выполняют Выполняют К доске выходит один ученик и говорит стишок, остальные молча, повторяют движения Читают хором вместе с учителем -слоги -дети читают дети хором читают -нет - о том, что наступила зима и появился лед. О том, что стало холодно и нужно убирать урожай. Дети читают. -да в нем говорится о наступлении зимы и о сборе урожая. - о первом снеге - о наступлении зимы - у меня день рождения зимой; я люблю Новый год; мне нравится играть в снежки и лепить снеговиков. -Снежинки, первый снег Читают слова вначале по слогам, затем целиком. - салазки, мостовая Читают текст в полголоса. Отвечают на вопрос: можно было нарисовать кота на снегу, ребят, которые катаются на салазках и строят крепость из снега. Несколько детей читают стихотворение вслух с выражением. Читают. Наступили холода. - Наступили холода. Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы (подчеркивает). Наступили - ударение падает на третий слог, первый и четвертый слоги опасное место. Холода – ударение падает на третий слог, первый и второй – опасные места.В результате в предложении оказываются подчеркнутыми все орфограммы: Наступили холода. Пишут и проверяют. - Мы узнали звук [х] и букву которой он обозначается «х». -согласный глухой, может быть твердым и мягким. -Буквой «х» - на нижнем ряду, потому что она согласная, глухая. - нет - чтобы мы могли сами читать и писать, понимать смысл прочитанного текста. Отвечают на вопросы | Регулятивные:умение контролировать свою готовность к уроку; Коммуникативные: умение отвечать полным ответом Регулятивные: Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; Познавательные: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; Регулятивные: Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля; У ученика сформирован внутренний план действий; Познавательные: Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; Регулятивные: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) |