Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная образовательная программа "Мы играем в шашки" для детей 6-7 лет

Цель Формировать основы интеллектуальной культуры личности посредством обучения дошкольников развивающей игре в шашки. Задачи Образовательные • Обучение основам шашечной игры. • Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Развивающие • Развитие умственных способностей детей логического, образного и аналитического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд. • Развитие способности мыслить и действовать самостоятельно. • Развитие мелкой моторики рук. • Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности, коммуникативности. Воспитательные • Воспитание отношения к шашкам, как к серьёзным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность. • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом. • Воспитание настойчивости, целеустремлённости, уверенности и воли к победе. • Выработка у детей умения применять полученные знания и умения на практике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАССМОТРЕНОУТВЕРЖДЕНА

на заседании Заведующий

педагогического совета_________О.А.Каменских

Протокол № _____Приказ № _____

от «____» __________20___г.от «____» ________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Социально – педагогической направленности

«Мы играем в шашки» для детей 6-7 лет

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления часто

болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

на 2019 – 2020 учебный год

Автор дополнительной

образовательной программы:

Шевцова Ольга Владимировна

инструктор по физической культуре

І категории

г. Новочебоксарск

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….…3

Направленность дополнительной образовательной программы…………….…...3

Актуальность, педагогическая целесообразность………………………………....3

Цель и задачи дополнительной образовательной программы…………………....4

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы. Принципы и подходы к формированию программы…………………………………………5

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. Психологические особенности детей 6-7 лет………………………………….5

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)………………………………..…6

Формы и режим занятий……………………………………………………………6

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………..7

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………………………7

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы……………8

3. Содержание программы дополнительного образования детей ………………………….8

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей……….10

4.1 Обеспечение программы видами продукции……………………………………10

4.2 Рекомендации по проведению практических работ……………………………10

4.3 Дидактические игры и задания, используемые на занятиях……………………11

5. Список использованной литературы……………………………………………………..11

Приложение 1…………………………………………………………………………………11

Приложение 2…………………………………………………………………………………14

Приложение 3…………………………………………………………………………………16

Приложение 4…………………………………………………………………………………17

Приложение 5…………………………………………………………………………………18

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Мы играем в шашки» для детей 6 – 7 лет МБДОУ «Детского сада № 25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др., является дополнительной образовательной программой социально – педагогической направленности и разработана с учетом учебных пособий:

Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Медведев В. Необычные шашки: 50 новых шашечных игр. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Медведев В. Новые игры для ума: развиваем логику нестандартно. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук, зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20017.

Нормативно-правовую базу Программы составляют:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Направленность дополнительной образовательной программы.

Основное направление программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребёнка. Программа раскрывает творческие способности детей, повышает уровень их подготовленности к этой игре.

Подбор материала программы – это продуманное «от простого к сложному», расположение даёт возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.

Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет «Мы играем в шашки» обусловлена тем, что в дошкольном возрасте на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Программа по обучению игре в шашки максимально проста и доступна дошкольникам.

Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность. Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени.

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». В связи с этим, шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Шашки – это одновременно и спорт, и досуг, и искусство. Они, как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. Первые шаги маленьких шашистов к творчеству кроются в шашечном сражении.

Шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы, заключается прежде всего в идее использования игры в шашки, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: Формировать основы интеллектуальной культуры личности посредством обучения дошкольников развивающей игре в шашки.

Задачи:

Образовательные:

Обучение основам шашечной игры.

Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Развивающие:

Развитие умственных способностей детей: логического, образного и аналитического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд.

Развитие способности мыслить и действовать самостоятельно.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности, коммуникативности.

Воспитательные:

Воспитание отношения к шашкам, как к серьёзным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом.

Воспитание настойчивости, целеустремлённости, уверенности и воли к победе.

Выработка у детей умения применять полученные знания и умения на практике.

1.4 Отличительные особенности дополнительной образовательной программы. Принципы и подходы к формированию программы.

Отличительные особенности программы состоит в том, что важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шашечных дидактических игр и пособий. Обучаясь игре в шашки, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шашечной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шашечной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Культурологический подход основывается на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, её психического и физического здоровья.

Особенности дошкольного детства определяют в качестве ведущей деятельности – игровую деятельность ребёнка.

Аксиологический подход в воспитании заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. Психологические особенности детей 6-7 лет.

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Учитывая возрастные психологические особенности акцент делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые по возможности, корректируются в нужном направлении.

Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками. К 6-7 годам ребёнок владеет культурой здоровья.

1.6 Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Реализация дополнительной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Мы играем в шашки» осуществляется в форме кружка с сентября по май, занятия 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год.

Вид детской группы – группа постоянного состава.

Набор детей – свободный.

Уровень подготовки детей при приёме в группу следующий:

- нормальное общее развитие;

- интерес ребёнка.

Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 1 занятие - 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год.

Этапы реализации программы.

На первом подготовительном этапе – воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

На втором основном этапе – дети изучают основы теории шашечной игры, тактические приёмы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.

На третьем заключительном этапе – дошкольники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за учебный год.

1.7 Формы и режим занятий.

Форма организации занятий – подгрупповая до 10 человек.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе силы воли, нельзя добиться серьёзных результатов в игре в шашки. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решить многие жизненные ситуации.

Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с играми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее вктивных детей. В конце года проводятся итоговые занятия, на которых раамативаются достижения каждого ребёнка, вручаются дипломы.

1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Сформированы основы интеллектуальной культуры личности посредством обучения дошкольников, развивающей игре в шашки.

Умение детей играть в шашки.

Решение простых комбинаций, использование умений и знаний в теории и практике шашечной игры.

Активное развитие умственных способностей детей: логического, образного и аналитического мышления, умения самостоятельно производить расчёты на несколько ходов вперёд.

Появилась высокая способность мыслить и действовать самостоятельно.

Активное развитие мелкой моторики рук.

Увеличение любознательности, самостоятельности, инициативности, коммуникативности.

Появились серьёзные отношения к шашкам, как к серьёзным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность.

Появились дружеские взаимоотношения между детьми, привычка сообща играть, заниматься выбранным делом.

Дети стали более настойчивыми, целеустремлёнными, уверенными и появилась воля к победе.

Усвоение у детей умения применять полученные знания и умения на практике.

Методика проведения диагностики.

Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.

Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

Педагог предлагает начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4.-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как одной, так и «мостиком».

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек, расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Красный цвет – ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием.

Зелёный цвет – для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказок педагога.

Синий цвет – ребёнок не выполняет даже после подсказки педагога.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Проведение диагностики в начале и в конце учебного года.

Товарищеские турниры.

Шашечные турниры с родителями.

Фотовыставки.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

№ п/п

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

1-2

Диагностика.

1

1

3

История шашечной игры.

1

4

Шашечная доска.

1

5-6

Словарик шашечных терминов.

1

1

7-8

Как ходят шашки.

1

1

9-10

Запись шашечной партии.

1

1

11-12

Основные правила шашечной игры.

1

1

13-14

Как начинать партию.

1

1

15-16

Делаем наилучшие ходы.

1

1

17-18

Простые комбинации.

1

1

19-20

Основы позиционной игры.

1

1

21-22

Комбинационные приёмы.

1

1

23-24

Эффективность и красота комбинаций.

2

25

Решите самостоятельно.

1

26

Уроки психологической подготовки.

1

27

Корифеи шашечной игры.

1

28-29

Правила игры в «Поддавки».

1

1

30-31

Правила игры в «Уголки».

1

1

32-33

Правила игры в «Двусторонние детские векторы»

1

1

34-35

Шашечный турнир.

2

36

Диагностика.

1

18

18

Содержание программы дополнительного образования детей.

Недели

№ и тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

I-II

1-2 Диагностика.

Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.

III

3 История шашечной игры.

Дать детям краткую историческую справку о возникновении шашечной игры. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей.

IV

4 Шашечная доска.

Дать детям представление о шашечной доске, как об игровом поле для шашек. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей.

Октябрь

I-II

5-6 Словарик шашечных терминов.

Познакомить детей с шашечной терминологией. Использование в игре шашечных терминов. Развивать интеллектуальные способности.

III-IV

7-8 Как ходят шашки.

Обучать игровым ходам. Развивать и совершенствовать мыслительные операции.

Ноябрь

I-II

9-10 Запись шашечной партии.

Познакомить с понятиями «полная запись», «сокращённая запись». Развивать внимание, память.

III-IV

11-12 Основные правила шашечной игры.

Познакомить и обучить детей основным правилам шашечной игры. Развивать внимание.

Декабрь

I-II

13-14 Как начинать партию.

Познакомить детей с общими принципами разыгрывания партии. Развивать внимание, память.

III-IV

15-16 Делаем наилучшие ходы.

Обучать игровым ходам. Развивать и совершенствовать мыслительные операции.

Январь

I-II

17-18 Простые комбинации.

Познакомить детей с простыми комбинациями, решение тестовых позиций. Развивать логическое мышление.

III-IV

19-20 Основы позиционной игры.

Познакомить с основами позиционной игры. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Февраль

I-II

21-22 Комбинационные приёмы.

Познакомить с комбинационными приёмами. Развивать логическое мышление, внимание, память.

III-IV

23-24 Эффективность и красота комбинаций.

Решение шашечных задач, совершенствование навыков игры в шашки. Развивать внимание, память. Воспитывать усидчивость.

Март

I

25 Решите самостоятельно.

Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость.

II

26 Уроки психологической подготовки.

Дать детям положительный настрой на игру.

III

27 Корифеи шашечной игры.

Познакомить детей с мастерами нашей страны. Развивать чувства гордости за Родину.

IV

28 Правила игры в «Поддавки».

Познакомить детей с правилами игры в «Поддавки», отличия от игры в шашки.

Апрель

I

29 Игра в «Поддавки».

Игровая практика. Развивать здоровое соперничество.

II- III

30-31 Правила игры и игра в «Уголки».

Познакомить детей с правилами игры в «Уголки». Игровая практика. Развивать здоровое соперничество.

IV

32 Правила игры в «Двухсторонние детские векторы».

Познакомить детей с правилами игры в «Двухсторонние детские векторы». Воспитывать любознательность.

Май

I

33 Игра в «Двухсторонние детские векторы».

Игровая практика. Развивать здоровое соперничество.

II- III

34-35 Шашечный турнир.

Развивать коммуникативные связи, здоровое соперничество.

IV

36 Диагностика.

Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки. Подведение итогов.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

Материально-техническое обеспечение программы.

Для занятий необходима аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (10 человек):

- комплекты шашек и досок – 5 комплектов;

- шахматные часы – 2-3 штуки;

- демонстрационная доска с комплектом шашек – 1 штука;

- ИКТ.

4.2 Рекомендации по проведению практических работ.

Приложение 3. Информация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки».

Приложение 5. Рекомендации для педагогов «Учите детей играть в шашки».

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении шашечного турнира среди детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко»

1. Цели и задачи:

шашки, как интеллектуальный и стремительно развивающийся вид спорта;

популяризация шашек среди дошкольников;

определение победителей шашечного турнира среди детей старшего дошкольного возраста.

2. Сроки и место проведения.

Шашечный турнир состоится ____________________201__года. Соревнования проводятся в МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко» Начало соревнований в _________________

3. Руководство проведением турнира.

На период проведения турнира создается Оргкомитет, на который возлагается обязанности по организации, подготовке и проведению соревнования. Непосредственная организация проводится судейской коллегией. В состав судейской коллегии входят: судья и секретарь, которых утверждает Оргкомитет.

Состав судейской коллегии:

Судья соревнований по шашкам _________________________________________________

Секретарь ____________________________________________________________________

4. Система проведения и участники турнира.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контроль времени – 10 минут на партию каждому участнику.

5. Заявки.

Заявки на участие в турнире принимаются до __________________________

В заявке указать: № группы, Ф.И.О. игрока, дату рождения (число, месяц, год).

6. Определение победителей.

Места победителей определяются по сумме очков, набранных всеми участниками.

При равенстве очков у двух и более участников, претендующих на призовые места, для выявления победителя и призеров учитываются:

1. Количество побед.

2. Результат личной встречи.

7. Награждение победителей.

Победители и участники шашечного турнира награждаются дипломами и грамотами.

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ

соревнований в личном первенстве по шашкам среди детей

старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики

«___» _______________ 201__ г.

Фамилия, имя участника

Группа

1

2

3

4

5

6

7

8

Очки

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

Судья:

Секретарь:

4.3 Дидактические игры и задания, используемые на занятиях.

1. «Шашечные поддавки».

Необходимо заставить соперника съесть все ваши шашки или запереть их, лишив возможность ходить.

2. «Шашечные уголки».

Надо поменять местами. Выигрывает тот, кто первый полностью займет территорию вражеского города своими пешками.

3. «Двухсторонние детские векторы».

Выставить все свои карточки раньше соперника, причём постараться сделать это таким образом, чтобы у соперника осталось максимальное количество невыставленных карточек.

Список использованной литературы.

1. Медведев В. Необычные шашки: 50 новых шашечных игр. Ростов н/Д: Феникс, 2015.

2. Медведев В. Новые игры для ума: развиваем логику нестандартно. Ростов н/Д: Феникс, 2016.

3. Погрибной В.К., Юзук В.Я. Шашки для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Интернет-ресурсы:

1. История шашек для детей.

2. Обучающий курс игры в шашки для начинающих.

3. Обучающий курс игры в «Шашечные поддавки».

4. Обучающий курс игры в «Шашечные уголки».

Приложение 1.

История шашек для детей

Шашки – это развлечение, предназначенное для двух людей, которые, передвигая свои фигуры на поле, пытаются как можно быстрее победить противника. Благодаря духу соперничества игра не теряет своей актуальности, как для взрослых, так и для детей. Многие родители предлагают такое времяпрепровождение даже дошкольникам, что положительно сказывается на умственном развитии и логическом мышлении ребенка. Также актуальны и игры родителей с детьми, например, тихим семейным вечером. Такой вид спокойного отдыха помогает сближению поколений и повышает любознательность ребенка.

Именно такими мы и знаем шашки на сегодняшний день. Но какова же история шашек? Какой эта игра была раньше и как именно в нее играли?

Игра, о которой слышал каждый, а некоторые даже играли. Шашки, которые весьма неоднозначны, появились достаточно давно.

История происхождения этой игры берет свое начало в Древнем Египте. Именно он и считается истинной родиной этого развлечения. Считалось, что именно шашки были одной из самых любимых занятий фараонов, так как в пирамидах усопших были найдены изображения шашек. Видимо, египетские правители настолько полюбили данный вид спорта (что на тот момент не относилось к соревновательным мероприятиям), что хотели заниматься этим даже после собственной смерти.

Во времена войн, когда ничего не оставалось делать, кроме как сидеть взаперти, заключенные пытались скоротать время именно за игрой в шашки. Удобство заключалось в том, что соорудить игровое поле можно было из подручных средств на абсолютно любой поверхности.

Одна из историй их происхождения (наиболее популярная в XX веке), говорит, что сама игра зародилась на Руси. Считается, что история русских шашек берет свое начало именно в России. В нашей стране игру связывают с князем Мономахом. Однако нельзя не упомянуть, что и до правления князя встречались упоминания о шашках. Так что версия довольно сомнительная.

В каждом уголке земли всегда встречалась эта популярная игра, будь то Европа, Азия или даже Африка. Везде люди пытались развлекаться, изучая этот вид сосредоточения мыслей и серьезных раздумий.

Варианты шашек.

В каждой культуре в эту игру играют по-своему, существует множество вариантов. Есть русские, европейские и азиатские виды. И все они отличаются схемой и вариациями ходов.

Рассмотрим некоторые из них. Например, всем нам известны русские шашки. Они представляют собой поле, где собраны фишки двух игроков. Поочередно участники начинают ходить. Задача игры: "съесть" все фишки соперника, опередив его. Есть также дополнительные функции, перерождение шашки в дамку. Дойдя до конца поля соперника, фишка становится ей. Дамки получают больше преимуществ и могут "съесть" вдвое быстрее фишки соперника.

Китайский вид шашек отличается от русского в первую очередь тем, что игроков может быть больше, нежели в русских. Само же поле представляется в виде звезды. В данном случае бить фишки не нужно. Задача: первым перейти в форму звезды на поле соперника. Если вы думаете, что это очень просто, то вы ошибаетесь. В каждой игре есть свои подводные камни, которые не позволяют с легкостью одерживать победу.

Бразильский вид игры похож на русский. Отличия состоят в том, что игроки занимают позиции черных клеток. Двигаются первыми белые фишки. Далее действие происходит поочередно. Задача: первым побить все шашки противника. Лучше всего играют в этом виде именно на дамках, их стараются копить и сделать это как можно больше и быстрее своего соперника.

Секретные ходы и стратегии игры.

Для того чтобы победить в какой-либо игре, нужно заранее продумать каждый шаг и ответные реакции соперника. Тогда выигрыш будет определенно обеспечен. Так и в шашках. Есть некоторые хитрости и комбинации для победы.

Несколько главных лайфхаков.

Из давних времен пришло правило построение ряда фишек, окружая соперника. Тем самым, даже если он и "скушает" вас, вам будет, чем отбиться от него.

Еще одна тонкость игры - не бить впустую. Есть игроки, которые предпочитают бить вслепую, дабы быстрее забрать все фишки. Этого делать не стоит, так как соперник может забирать ваши фишки сразу же после того как это сделали вы. Жертвовать ими бессмысленно, если их потом не остается.

Всегда следите за всеми вашими шашками. Вы ведь можете даже не заметить, как на них посмотрит ваш соперник. Не играйте одними дамками, ведь вы можете потерять намного больше.

Используемые в игре хитрости.

Старайтесь хотя бы на один шаг думать быстрее вашего соперника. Пусть стратегия будет не на долгосрочную перспективу, но вы будете думать наперед, что, несомненно, станет вашим преимуществом.

Перед игрой поставьте себе определенную цель. Может, вы хотите сделать себе побольше дамок или же, наоборот, действовать обычными фишками на пути к победе. Важно понимать это сразу, чтобы не допустить проигрыша.

Интересные факты.

Первая книга об игре была написана в XVI веке. Именно там могли наблюдаться стратегии и шансы на победу в том или ином случае. Люди могли читать книгу и учиться выигрывать у соперников благодаря грамотному ведению игры. Это повышало их умственные способности и улучшало настроение.

Во времена средневековья, когда было особенно актуально религиозное мировоззрение и жизнь человека определяла церковь, не было никакого закрепленного запрета на данную игру, несмотря на то, что остальные игры считались запрещенными.

Также в средние века считалось, что все воины обязаны были освоить эту игру. Они должны были не просто уметь играть, а уметь побеждать. Воин, имевший успех в шашках, почти всегда был успешен и в военном деле, а также в отношениях.

Существуют в наше время и международные соревнования по данному виду спорта. Они проходят в Болгарии и считаются одними из интереснейших видов борьбы интеллектуалов.

В истории встречались такие соревнования с правилами на скорость. Участники должны были как можно быстрее мыслить, ходить, опережая действия соперника.

Сейчас повсюду в нашей стране есть многочисленные клубы по интересам, например, имеются заведения, в которых популярны и шашки. Представители таких сообществ собираются в разных местах и тренируются, чтобы потом участвовать и соревноваться с другими аналогичными клубами.

Наиболее похожей на шашки игрой можно назвать шахматы. Некоторые дети путают эти названия. Именно поэтому нужно разобраться в разнице этих игр, чтобы в будущем их различать.

В настоящее время шашки весьма популярны, их любят люди любого возраста. Они известны во всем мире и везде игроки создали себе особый вид поля на свое усмотрение. Будь то квадратный вариант или звезды в виде фишек. Даже сами правила и цели игры очень отличаются друг от друга.

Экспериментируйте, играйте и, конечно, побеждайте!

Приложение 2.

Правила игры в шашки с детьми

Шашки – это вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками (которые называются шашками) на доске, разделенной на черные и белые клетки.

Цель игры - взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности хода.

Доска. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующихся во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку в левом углу был черного цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые, у другого – черные. Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях.

Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники по очереди ходят, передвигая ту или иную фишку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить или взять оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них). Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры дает преимущество перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек. Шашки разделяются на простые и дамки, но в начальном положении все шашки - простые.

Простая ходит только вперед на соседнее поле по диагонали. Если она достигает последнего горизонтального ряда, то она превращается в дамку, приобретая новые права. На доске у каждой стороны может быть по несколько дамок одновременно.

Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад, но становиться может, как и простая, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

Взятие. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника обязательно производится как вперед, так и назад. Взятие - считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т. д. шашку (последовательное взятие).

Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т. д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой (последовательное взятие). В процессе запрещается переносить шашки или дамки через собственные. При последовательном взятии разрешается проходить раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.

При возможности взятия по двум направлениям и более дамкой или шашкой выбор, предоставляется берущему.

Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и, если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.

Выигрыш. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник, признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается или не имеет ни одной шашки.

Ничья может быть объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур, три и более, раз повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз за одной и той же стороной, в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной» не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т. д.

Хронометраж. Определяется регламентом соревнований.

Существует несколько систем проведения соревнований. Круговая: участники поочередно встречаются с друг другом в один или несколько кругов. Олимпийская (с выбыванием): проиграв встречу, спортсмен (команда) выбывает из борьбы.

Русские шашки.

Игра идет на 64 – клеточной (8х8) доске с той же нотацией, что и в шахматах (для записи ходов или позиций используются по горизонтали латинские буквы от «А» до «н», по вертикали-цифры от 1 до 8, отсчет идет от левого нижнего угла доски). В распоряжении игроков по 12 шашек, в начале игры занимающих первые три ряда с каждой стороны.

Простая шашка ходит на одно поле – только вперед по диагонали (влево или вправо, а бить – и вперед и назад.

Дамка ходит и бьет в любом направлении по диагонали на любое число свободных полей.

Если дамка появилась в результате тихого хода (без взятия чужой фишки, она имеет право бить не раньше следующего хода. Если она появилась при ударе (ход взятием, то при наличии такой возможности бьет на том же ходу уже в качестве дамки. По правилам русских шашек дамка обязана взять чужую шашку – вне зависимости от количества пустых клеток до нее.

Обязана брать расположенную по соседству фишку неприятеля и обычная шашка. В ситуации, когда возможно несколько вариантов взятия, игрок может выбирать любой из них по своему усмотрению.

Взятую шашку (шашки) можно снимать с доски только по окончании хода, перескакивать через каждую из них можно лишь один раз. (Ситуации, когда шашке (дамке) брать дальше мешает уже сбитая ей на этом ходу, но еще не снятая с доски шашка соперника (или через нее надо идти вторично, называется турецким ударом.)

Приложение 3.

Информация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки»

Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.

Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам. Обязательно постарайтесь познакомить ребёнка с игрой в шашки. Начинать играть можно уже в 3-4 года. Для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе. Во многих общеобразовательных школах открыты и рекомендованы кружки шашек.

Возникает следующий вопрос: как научить ребенка играть в шашки. На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам да и другим полезным развивающим играм.

Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.

Несколько советов, которые помогут вам увлечь ребёнка шашками:

1. Осваивайте литературу по шашкам, а также различные шашечные сайты. Это нужно для того, чтобы изучать творчество известных шашистов, самостоятельно изучать приёмы игры, уметь решать и объяснять ребёнку задачи по шашкам, изучать интересные и красивые шашечные позиции и партии.

2. Старайтесь находить возможность играть в шашки с человеком или хотя бы с компьютером, если нет другой возможности. Для этого достаточно установить простую бесплатную шашечную программу или, для большего эффекта, ту, которая способна к сохранению и анализу сыгранной партии, а так же которая сможет указать на совершённые ошибки.

3. Рассказывайте ребёнку разные истории про шашки.

4. Показывайте ребёнку несложные увлекательные элементы игры в шашки

5. Не скупитесь на похвалы для ребёнка за достигнутые успехи в игре, не ругайте его в случае неудачи. Говорите, что гордитесь его успехами в шашках, хвастайтесь ими в присутствии других людей. Заинтересовывайте ребёнка, а не принуждайте его. Главное, чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.

Играйте в шашки!

Приложение 4.

Анкета для родителей на тему «Шашки в семье»

1.Какие настольные игры Вы знаете?________________________________________

2. Вы знакомы с игрой шашки?

а) да

б) нет

в) частично

3. Во сколько лет Вы научились играть в шашки?

а) 2-5 лет

б) 6-8 лет

в) 9-11 лет

г) 12-15 лет

д) 16-20 лет

е) 21-30 лет

ж) 31-40 лет

з) 41-60 лет

и) 60 и выше

4. В вашей семье играют в шашки?

а) да

б) нет

в) иногда

5. Какие настольные игры предпочитает Ваш ребёнок?

_______________________________________________________________________

6. Как Вы думаете, в каком возрасте необходимо научить ребёнка играть в шашки? _____________________________________________________________________________

7. Влияет ли игра в шашки на развитие ребёнка? Как?

_______________________________________________________________________

8. Как Вы относитесь, если уже в детском саду начать обучать играть в шашки? _____________________________________________________________________________

9. Ваш ребёнок умеет играть в шашки?

а) да

б) нет

в) частично

г) не интересовался

10. Вы в какой степени владеете игрой в шашки?

а) очень хорошо

б) хорошо

в) плохо

г) не умею

Спасибо!

Приложение 5.

Рекомендации для педагогов «Учите детей играть в шашки»

В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга, кружковой работы.

Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее), отдается предпочтение настольной игре в шашки, которую считают одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей. Поэтому начнем с того, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется в старшей группе детского сада с 5 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети, становятся больше усидчивы, могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться, самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед.

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно, расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки - это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области