Технологическая карта урока русского языка в 3- 4 классах по теме «Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном»
Учитель: Утатынова Татьяна Шонтеновна
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном | «Имя существительное» «Имя прилагательное» |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок обобщения и систематизации знаний | Урок-путешествие; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, создание текста, работа в паре и группе, работа с учебником, словарем. |
Цели урока | Задачи урока |
1.Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имён прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. 2.Воспитывать уважение к русскому языку. 3.Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость. 4.Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имен существительных и имён прилагательных как части речи, к совершенствованию навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных на основе обобщения в ходе совместной деятельности. 5.Обобщить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном, развивать умение правильно употреблять их в речи. 6.Развивать внимание, умение сравнивать ,обобщать, систематизировать. 7.Воспитывать самостоятельность, умение работать в паре, чувство товарищества и взаимопомощи. | Предметные: Ученик научится: - находить в тексте имена существительные и прилагательные; - определять грамматические признаки имен существительных и прилагательных; - устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным; - применять правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных; Ученик получит возможность научиться: - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать синонимы, антонимы Метапредметные: Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять анализ с выделением существенных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать; - строить алгоритм действий, работать по алгоритму; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения в сотрудничестве; - работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; - работать в группе, договариваться и приходить к общему решению. Личностные: - положительная мотивация к школе, к обучению; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология деятельностного подхода, формирующего оценивания | Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), презентация «Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном» (автор: Утатынова Т.Ш.), учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык 3-4 класс Часть2 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2018, карточки, «Карта путешествия» для индивидуальной работы, сигнальные карточки для самооценки, лист самооценки «Моя дорожка успеха», смайлики для самооценки, изображения леса,реки,болота,гор. |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты |
1. Организационный (0,5 мин) | Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место. - Начинается урок! Садятся и проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. | Личностные: формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других |
2.Мотивация учебной деятельности (1,5 мин) | Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Ребята, атрибутом нашего урока является ключик, который становится волшебным в руках пытливых, любознательных, трудолюбивых учеников. -Я надеюсь, что с помощью этого волшебного ключика вы откроете тайны великого, могучего, русского языка. | Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - прививать интерес к познавательной деятельности; -создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; Познавательные УУД: - извлекать информацию из таблицы. Коммуникативные УУД: -строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; |
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений (8 мин) | Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Начнем урок с минутки чистописания. (На доске –ый –ые –ой –ое –ие –ий –ая) -Ребята, что вам напоминают сочетания букв .записанные на доске? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - формировать адекватную самооценку; - использовать и обогащать личный опыт учеников; - развивать познавательную активность учащихся; Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять пробные учебные действия; |
4. Постановка учебной задачи, цели деятельности (3 мин) | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. - О каких частях речи мы с вами говорили на прошлых уроках? - Определите тему урока. (Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном) - Исходя из темы, определим цель деятельности. (Обобщить и систематизировать знания об имени существительном и прилагательном) - Каковы же задачи? Что мы будем делать для достижения цели урока? (Вспомним: определение, грамматические признаки, правописание окончаний, оценим себя) - Запишите тему урока. - Оцените себя с помощью оценочного листа по критерию №2 (умение определять тему и цель урока). | Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;- использовать и обогащать личный опыт учеников; Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач; |
5.Обощение и систематизация знаний (20 мин) | Создает условия для применения полученных знаний на прошлых уроках. -В волшебную страну пускают не всех, а только тех, кто знает, что такое имя существительное и имя прилагательное. -Для чего нужны в речи имена существительные и имена прилагательные? Изменеие имён существительных и прилагательных по числам. -Первое препятствие, которое возникает у нас на пути-река. Чтобы через неё переправиться, надо вспомнить, какого числа могут быть имена существительные и прилагательные. (Текст на слайде) У моей России Очи голубые, Очи голубые, Русая коса. На лесных озёрах, На степных просторах Поднялась Россия- Дивная краса. Повторение о роде имён существительных и имён прилагательных. (Препятствие-лес). -В лесу заблудились сущ. и прилагательные. Чтобы помочь им отыскать друг друга, давайте вспомним, имеют ли категорию рода имена сущ. и прилагательные. -К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. (Книги, утро, мёд, вещи, солнце, лента, дом.) | Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». . Отвечают на вопросы, формулируют выводы. Определяют число имён существительных и прилагательных. Оценивают себя с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». Отвечают на вопросы, формулируют выводы. Определяют род имён существительных и прилагательных. Составляют словосочетания. | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения;- использовать и обогащать личный опыт учеников; - развивать познавательную активность учащихся; Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - структурировать знания; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - работать по алгоритму Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание; - осуществлять работу в группе; Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; |
Изменение имён существительных и прилагательных по падежам. -Сколько падежей в русском языке? Изменяются ли имена существительные и прилагательные по падежам? Игра «Путаница». Склонение имён существительных и прилагательных (препятствие-гора) Игра «Четвёртый лишний» | 2ученика у доски самостоятельно выполняют задание: склоняют словосочетание «ранняя весна». Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». Учащиеся 3 класса отвечают, что имена существительные имеют 3 типа склонения. Учащиеся 4 класса отмечают, что имена прилагательные не имеют типов склонения. Учащиеся работают по индивидуальным карточкам. | Личностные: - формировать адекватную самооценку; - использовать и обогащать личный опыт учеников; Познавательные УУД: - использовать схемы для выполнения задач; Коммуникативные УУД: - строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - осуществлять взаимоконтроль, Регулятивные УУД: - включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; | |
Роль существительных и прилагательных в предложении. -Вот мы и подошли с вами к замку. Но замок окружает глубокий ров, заполненный водой. Мост поднят. Чтобы мост опустился ,нам надо вспомнить, какими членами предложения могут быть имена существительные и прилагательные. (Запись предложения под диктовку с разбором по членам предложения и по частям речи.) Весна-утро года. Под весенним солнцем пробуждается природа. На ветках берёзы показались душистые листочки. | Отвечают на вопросы. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». Записывают текст. Выполняют разбор по членам предложения и по частям речи. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - формировать адекватную самооценку; Познавательные УУД: - представлять информацию в виде схемы; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать других; - осуществлять самоконтроль, Регулятивные УУД: - выполнять задание и сравнивать результат с эталоном; - осуществлять самоконтроль; | |
9. Итог урока. Рефлексия (4 мин) | Подводит итог урока, организует рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся. Содержание учебного материала - Какой была цель урока? - Продолжите фразу: Я знаю, что имя прилагательное: - отвечает на вопросы … - обозначает … - связано с … - изменяется по … - в предложении … Я умею: - находить … - определять … - правильно писать … - Пригодятся данные знания и умения в жизни? Где? Учебная деятельность - Оцените свою деятельность на уроке по оставшимся критериям листа самооценки «Моя дорожка успеха». - Представьте результаты. Эмоциональное состояние - Оцените свое эмоциональное состояние. Приклейте стикер на выбранную ступень пирамиды. | Отвечают на вопросы. Подводят итог своей деятельности на уроке. Оценивают эмоциональное состояние на уроке, приклеивают стикер на «Пирамиду успеха». | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - понимать чувства других людей и сопереживать им; Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные УУД: -адекватно воспринимать оценку; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - давать самооценку. |