Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе ДОО

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе ДОО

Современное образование трудно представить себе без информационно-коммуникационных образовательных технологий, основу которых составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. [2]

Из практики известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал. Способ решения данной проблемы — это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования. [1]

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. [5]

Информатизация общества – это реальность наших дней. Компьютеризация школьного образования имеет более чем двадцатилетнюю историю. Дошкольное образовательное учреждение как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Активно и повсеместно включается использование компьютеров на занятиях в детских садах. Речь идет отнюдь не о включении информатики в учебный план, а об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, встречи с ребятами должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Цифровые образовательные ресурсы, используемые нами при работе с дошкольниками, можно представить в виде двух групп:

информационные источники: оригинальные тексты (хрестоматии по художественной литературе, тексты из энциклопедий; тексты из научно-популярной литературы);

статические изображения (галереи портретов детских писателей; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);

динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

мультимедиа среды (информационно-справочные источники, тренажеры и тестовые системы, виртуальные экскурсии и пр.)

А также информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс. Для повышения качества образовательного процесса мы активно используем мультимедийную технику и цифровые образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке…

В поисках новых путей и методов организации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся как к стандартным средствам Microsoft Office, так и сети Интернет. Это и подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;

подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая позволяет управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать друзьям и близким;

использование видеокамеры и программы iMovie (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, фоновую музыку или наложение голоса);

использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации на занятии для расширения кругозора детей.

интегрированные творческие среды ПервоЛого, ЛогоМиры. (программы представляют собой компьютерные альбомы, в которых, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, учить буквы и цифры, но и в творческом союзе со взрослыми (педагогом или родителями) создавать мультфильмы и другие проекты на любые темы). [3]

В процессе обучения дошкольников для запоминания, расширения представлений детей по изучаемой теме, его глубокого осмысления мы организовываем виртуальные экскурсии по городам, музеям, библиотекам, по Вселенной. Важную роль играет отбор содержания экскурсий, доступных пониманию детей. Так, при реализации Образовательной программы дошкольного образования нашей ДОО, в рамках тематического периода «Россия – Родина моя!» (старшая группа), мы совершали вместе со старшими дошкольниками интерактивные экскурсии по Московскому Кремлю, обзорную экскурсию по Третьяковской галерее, а в рамках тематических периодов «Путешествуем по странам и континентам» (подготовительная к школе группа), мы с воспитанниками виртуально «посетили» известнейшие достопримечательности мира. Считаем, что такие экскурсии позволяют дошкольникам «оказаться» в крупнейших в мире художественных или культурно-исторических музеях и получить доступную информацию, а педагогу - осуществить эстетическое воспитание и познавательное развитие дошкольников.

В игровой форме мы знакомим детей с правилами дорожного движения,  проводим познавательно-игровые конкурсы с показом различных ситуаций на проезжей части, в общественном транспорте и т.д. Именно дошкольникам с их наглядно-образным мышлением понятно то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. За счёт высокой динамики мультимедийных материалов эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, развивается воображение и творческие способности.

Разумеется, необходимо учитывать санитарные нормы и правила работы с техническими средствами в детских учреждениях.

Непрерывное время работы с техническими средствами обучения

для детей 5-7 лет ограничивается 10-15 минутами не более трех раз в неделю (вторник, среда, четверг). После работы на компьютере необходимо провести гимнастику для глаз в течение 1 минуты.

Опора на здоровьесберегающие технологии — обязательный фактор успешного и эффективного использования ИКТ. Внедряя в практику работы информационные коммуникационные технологии, мы стараемся исходить из принципа “не навредить” здоровью ребёнка, соблюдать рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере.

А так же, при анализе ЦОР, предназначенных для детей дошкольного возраста, очень важно оценивать их соответствие психофизиологическим, эргономическим, эстетическим, нормативным требованиям, предъявляемым к программным продуктам для данной возрастной категории. [4]

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.

В заключение можно сделать вывод, что применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность образовательной деятельности.  

Литература              

Адаева, Н. А. Компьютер как средство подготовки дошкольников [Текст]/ Н.А. Адаева.- Ульяновск: Изд-во Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, 2011. - 146 с.            

Белая, К.Ю. Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. [Текст]/К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. - №8.- С.4 – 8 

Кулаева, А.В., Хохлова, Л.А. ИКТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога. [Текст]/ А.В.Кулаева, Л.А.Хохлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014 - №10.-С.12–19 

Марич, Е.М. Внедрение новых форм организации воспитательно-образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий в дошкольных организациях. [Текст] / Е.М. Марич, - М.: ООО «Интелин», 2014. – 132 с. 

Чвирова, В.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] / В.Н. Чвирова // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 936-939. — URL https://moluch.ru/archive/107/25625/

http://nsportal.ru/detskiysad/okruzhayushchiymir/2012/02/16/formirovanie- poznavatelnogo-interesa-doshkolnika

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области