Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 67»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Вдохновляем на творчество»
подготовительная группа
Составитель - Чиркова Э. А.,
воспитатель, первая категория
г. Сыктывкар
2018 г.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Расширение представлений о связи разных видов искусств, их взаимопроникновении.
Задачи:
Учить вслушиваться в музыку. Учить сопоставить и охарактеризовать цветовосприятие, свое настроение после прослушивания музыкального произведения с репродукциями картин русских художников.
Учить замечать особенности золотой, поздней осени, передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для каждого периода осени, свое настроение, чувства, формировать умение создавать сюжетные композиции.
Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол, ветки разной длины. Закреплять приемы смешения цветов при изображении осеннего пейзажа.
Развивать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Развивать связную речь, мыслительную деятельность,память, мелкую моторику, творческие способности, воображение.
Воспитывать бережное и заботливое отношение, любовь к родной природе через музыкально – художественную деятельность.
Словарная работа: какофония, вдохновение
Предварительная работа:
- наблюдения за изменениями в природе, рассматривание сюжетных картин, беседы о времени года.
- рассматривание иллюстраций, альбомов по теме «Осень»;
- дидактические игры «Времена года», «Собери картину», «Что перепутал художник»
- слушание музыкальных произведений Чайковского, Вивальди, Шопена
- чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Осень», А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», А. Бунин «Листопад», А. Плещеев «Скучная картина»,К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев», А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад» Демонстрационный материал: мультимедийная презентация; репродукции картин, музыкальное сопровождение (Какофония – настройка оркестра,
П. Чайковский «Октябрь», А. Вивальди «Осень», Шопен «Мелодия осени»)
Материал для творчества: Альбомный лист на каждого ребенка, акварельные краски, кисти разных размеров, гуашь, губка, ватные палочки, палитра, салфетки, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Ход занятия: (Дети стоят в кругу)
- Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в волшебный мир осенних звуков, картин и красок.
Тихо, тихо встанем рядом,
Входит музыка в наш дом. (звучит какофония)
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном!
- Что за звуки? Что происходит?
Мультимедийная презентация на экране появляется мальчик.
1 слайд
- Это я пытаюсь написать музыку.
- Ребята, то что мы сейчас услышали похоже на музыку?
- Почему?
- Да, на музыку это не похоже, скорее всего это случайное сочетание звуков.
- А что нужно композитору, чтобы написать музыку? (ответы детей)
- А я считаю, что необходимо вдохновение.
- Что такое вдохновение? (ответы детей)
2 слайд
- Давайте проверим. Я заглянула в энциклопедию, чтобы уточнить, что же такое вдохновение. (энциклопедия)
3 слайд
- Что же мне делать? Я так хочу написать красивую мелодию.
Предложения детей
-Давайте подумаем, что может вдохновить композитора на создание музыки? (ответы детей)
- Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты обращаются в своём творчестве к образам природы?
- Кто еще использует в своем творчестве образы природы? (художники)
- Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень.
- Как вы думаете, почему именно осень? (ответы детей)
4 – 5 слайды
-
Давайте посмотрим репродукции картин великих художников.
(просмотр картин золотой осени)
- Какие краски взяли художники, чтобы написать картину теплые или холодные тона? (Красный, жёлтый, оранжевый –тёплые тона)
- Какие чувства вызывают теплые тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение, ощущение тепла. А значит уюта).
- Богатством своих красок осень привлекла внимание великого русского композитораАнтонио Вивальди.
- Предлагаю послушать А. Вивальди (Осень) I часть
- Какое настроение у этого музыкального произведения? (Веселое, радостное, светлое, игривое).
- Да, ребята, пьеса полна света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно. Как вы считаете, какую осень она изображает? (золотую)
- Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам.
- Давайте представим, что вы листочки, которые кружат в воздухе и тихонько падают на землю.
Импровизация - игра листопад под музыку «Мелодия осени» Шопена
Листопад, листопад,
Листья разные летят,
Собирайте, не ленитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Листья разные летят,
Словно зонтики кружат,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружили и опять
Опустились на земь спать.
6 - 7 слайды
- А какой период осени на ваш взгляд, художник отобразил в этой картине?
- Не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую в народе называют поздней - с мелким надоедливым дождиком, с криком улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.
- В каких тонах написаны эта картины?
- А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
- А теперь послушаем Петра Чайковского.
- Какое настроение у этого музыкального произведения? (Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее).
- Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.
- Вот какой разной бывает осень. Сколько тепла и радости она нам дарит. Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь. А поздней осенью сказочная природа увядает. Выпадает первый снежок и уже чувствуется первое дыхание зимы.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
- Давайте мы сейчас с вами, как художники, нарисуем каждый свою осень. Может наше творчество поможет найти вдохновение юному композитору, и он напишет свою первую красивую мелодию.- Мы с вами знаем, что художники любят рисовать природу.
- Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
- Какие краски можно взять для рисования золотой осени? Для поздней осени?
- А какая же природа без деревьев?
- Какие части есть у дерева?
8 слайд
- Давайте посмотрим, чем отличается верхушка лиственного дерева от хвойного? (у лиственных деревьев нет четкой верхушки, её не видно, она спрятана в веточках)
Чистый экран – дети пробуют изобразить дерево
Дерево растет из земли, и мы начинаем рисовать от земли вверх, к солнышку тянется наше дерево. Ветки. Детки веточки.
- Стволы деревьев имеют разный оттенок — белый (береза), темно-коричневый (тополь), темно-серый (рябина), серо-зеленый (ольха).
Есть деревья молодые, стройные, и старые, с развесистыми ветками.
9 слайд – заставка «Мастерская художника»
10 слайд (при щелчке открываются картинки) - анализ работ
- Что мы сегодня видели?- Что слышали?- Что делали?- Какое настроение от проделанной работы?- Получилось передать образ осеннего пейзажа?
11 слайд
- Ребята, у вас получились замечательные рисунки. Я пойду попробую написать красивую музыку.
В итоге выставка детских работ.