СТАТЬЯ Семья - основа нравственного воспитания
Духовно-нравственные основы семьи - тема очень актуальная сегодня. К сожалению, в настоящее время количество расторгаемых браков остается большим. Среди множества причин развода, зависящих от самих супругов, на первом месте – незнание и невыполнение супругами нравственных основ семьи.
Детство - счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной незасоренности, искренности, ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
Семейное воспитание — это, прежде всего, самовоспитание родителей, которые и предъявляют ребенку единые требования с образовательным учреждением, воспитывают, прежде всего, на своем примере. Причем надо учить родителей рассказывать детям больше положительного о своей работе, о семейных традициях, об окружающих людях.
Большинство семей сегодня ставят цель: подготовить ребенка к школе, развить его интеллектуальные способности. Родители в основном считают, что воспитание детей это просмотр мультипликационных фильмов, сериалов; и считают, что обсуждать с детьми их детские проблемы не обязательно. Все большее значение для современных родителей приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. В итоге не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.
Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности педагога дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).
В своей работе широко применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
• беседы;
• консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома», «Скандал по всем правилам»;
• конкурсы - родители совместно с детьми: «Открытка для мамы», «Палитра мультгероев», «Чудеса сени», «Мой родной город», «Увлечения моей семьи». Поделки из природного материала;
сезонные выставки совместных работ;
• совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
• досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
• поручения родителям.
Для коллектива родителей организуем общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции; оформляем информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводим вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Родители нашей группы стали активными участниками педагогического процесса: с удовольствием принимают участие в проведении праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы и музыкального зала ко всем проводимым праздникам «День знаний», «Здравствуй осень золота», «День матери», «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другим. Участвуют в играх, спортивных соревнованиях, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям.
Планируется создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.
Всех участников конкурсов поощряем дипломами, благодарностями, а наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручаем грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.
Также пропагандируем знания о социально-нравственном воспитании, обогащаем знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста через информационные стенды.
Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.