Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работая программа по Физической технологии для 7 классов

Рабочая программа модульного курса «Физические технологии» в рамках предмета «Технология» для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы личностным, метапредметным, предметным основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий УУД для основного общего образования. Цели курса  Расширить представления учащихся о роли эксперимента, моделирования и исследования в физике, создав условия для сознательного выбора направления дальнейшего образования  Создать условия для формирования общих учебных умений и навыков, навыков грамотного и безопасного использования измерительной техники, оценки и анализа методов измерения, представления результатов в различных видах, умения делать научные выводы из полученных данных.  Задачи курса  Сформировать у учащихся стойкое понимание о важности физического эксперимента и моделирования физических процессов  Создать условия для формирования и закрепления навыков проведения эксперимента и моделирования  Создать предпосылки формирования научных навыков, связанных с поиском, отбором и анализом полученных результатов исследований  Показать учащимся, что экспериментальная работа - это критерий истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических применений.  Способствовать овладению учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов и видение их в окружающих процессах  Обучить основным методам и технологиям изготовления рабочих моделей и приборов, наглядно демонстрирующих физические явления  Способствовать формированию умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою исследовательскую и практическую деятельность, создавать собственные творческие работы  воспитание навыков работать в команде, созданной для решения определенной задачи, объективно оценивать свою деятельность  Способствовать развитию интереса учащихся к изучению физики, независимо от выбранного ими дальнейшего профиля обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

Модуль «Физические технологии»

7 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Составитель: учитель физики Кленова Ирина Васильевна

г. Реутов

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа модульного курса «Физические технологии» в рамках предмета «Технология» для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность, как способ преобразования реальности, в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором

выявленная потребность удовлетворяется реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности. Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях.

Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Разработка модульного курса «Физические технологии» в рамках предмета «Технология» обусловлена возрастающим влиянием физической науки на темпы развития научно-технического прогресса. Тем, что знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Актуальность данного курса определяется также важностью подготовки обучающихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе.

Основные источники развития физики как науки – теория и эксперимент, тесно связанные между собой. Эта связь является основным стимулом формирования интереса к изучению физики. В школьном курсе физики большая часть учебного времени уделяется развитию теоретических знаний, которые подкрепляются физическими демонстрациями и лабораторными работами на уроках. Программа данного курса поможет учащимся изучить и отработать на практике основные методы проведения количественных измерений физических величин, приобрести практические навыки создания рабочих моделей для наблюдения физических процессов и явлений приборов для демонстрации и измерения физических величин и овладеть технологией проведения физических исследований.

Программа позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы, учитывающие современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. На изучение данного курса отводится 35 часов, 1 час в неделю.

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии).

Цели курса:

Расширить представления учащихся о роли эксперимента, моделирования и исследования в физике, создав условия для сознательного выбора направления дальнейшего образования;

Создать условия для формирования общих учебных умений и навыков, навыков грамотного и безопасного использования измерительной техники, оценки и анализа методов измерения, представления результатов в различных видах, умения делать научные выводы из полученных данных.

Задачи курса:

Сформировать у учащихся стойкое понимание о важности физического эксперимента и моделирования физических процессов;

Создать условия для формирования и закрепления навыков проведения эксперимента и моделирования;

Создать предпосылки формирования научных навыков, связанных с поиском, отбором и анализом полученных результатов исследований;

Показать учащимся, что экспериментальная работа - это критерий истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических применений.

Способствовать овладению учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов и видение их в окружающих процессах;

Обучить основным методам и технологиям изготовления рабочих моделей и приборов, наглядно демонстрирующих физические явления;

Способствовать формированию умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою исследовательскую и практическую деятельность, создавать собственные творческие работы;

воспитание навыков работать в команде, созданной для решения определенной задачи, объективно оценивать свою деятельность;

Способствовать развитию интереса учащихся к изучению физики, независимо от выбранного ими дальнейшего профиля обучения;

Содержание модульного курса «ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Реализация обучения физическим технологиям должна происходить поэтапно:

Предварительный этаппредусматривает знакомство и обучение технологиям проведения измерения физических величин, включающих в себя и приобретение теоретических знаний о видах погрешностей, классах точности измерительных приборов и методах обработки результатов и практических умений пользоваться измерительными приборами.

Основной этап предусматривает обучение технологиям изготовления приборов для измерения основных физических величин, таких как: масса, плотность, объем, влажность, электрический заряд. И обучение технологиям изготовления моделей для демонстрации и наблюдения физических явлений и процессов.Технологий создания моделей существуют большое количество. Но так как единых стандартов, по какой технологии изготавливать ту или иную модель или деталь модели, нет. Поэтому технологии должны выбираться с учетом доступности материалов, инструментов и оборудования, и требуемого качества готовой модели. 

Заключительный этаппредусматривает обучение технологиям проведения физических исследований и заключается в развитии творческого потенциала обучающегося, его познавательной деятельности, выражающейся в приобретении знаний в области физических явлений и описывающих их закономерностей, выработке умений анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты.

Технологии проведения измерения физических величин (10 часов)

Вопросы ТБ при работе с физическими приборами. Выявление опасных моментов при работе и методы защиты. Технология изучения контрольно-измерительных инструментов.

Измерительная техника в различных профессиях. Свойства измерительных приборов (предел, класс точности, чувствительность). Прямые и косвенные измерения. Знакомство с принципами и методами обработки результатов. Технология измерения физических величин с учетом абсолютной погрешности. Технология проведения физического эксперимента по определению размеров и объемов малых тел. Технология проведения физического эксперимента по определению размеров молекул масла. Технология проведения физического эксперимента по определению центра тяжести плоских тел. Технология проведения физического эксперимента по определению плотности тел правильной и неправильной форм

Технологии изготовления моделей для демонстрации физических явлений (9 часов)

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению мензурки. Технология проведения физического эксперимента по созданию объемных конструкций с устойчивым равновесием. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению коврика йоги. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели линзы. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели электродвигателя. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели рычажных весов. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели гидравлического пресса. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели для наблюдения полного внутреннего отражения света. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели для демонстрации электропроводимости веществ

Технологии изготовления приборов для измерения физических величин (5 часов)

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для наблюдения теплового расширения жидкостей и газов. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для измерения влажности. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для наблюдения видов упругих деформаций. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для наблюдения закона сохранения энергии. Технология проведения физического эксперимента по изготовлению электрометра.

Технологии проведения физических исследований (11 часов)

Технология проведения физического эксперимента по сравнению фильтрующей способности солнцезащитных очков. Технология проведения физического эксперимента по сравнению влияния условий хранения на работоспособность гальванических элементов. Технология проведения физического эксперимента по сравнению моющей способности средств для посуды от температуры.

Учебно-тематический план

Название тем

Количество часов

1

Технологии проведения измерения физических величин

10

2

Технологии изготовления моделей для демонстрации физических явлений

9

3

Технологии изготовления приборов для измерения физических величин

5

4

Технологии проведения физических исследований

10

Итого:

34

Характеристика контрольно-измерительных материалов

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основной формой тематического контроля является:

письменный отчёт учащегося о проделанной работе, с результатами измерений и выводами;

действующая рабочая модель, установка или прибор;

результаты исследований в виде сравнительных диаграмм, графиков или таблиц.

По разделам курса «Физические технологии» 7 класс предусмотрены:

Выполнение 4 лабораторных работ с измерением физических величин с учетом абсолютной погрешности;

Изготовление 9 действующих моделей;

Изготовление 5 рабочих приборов;

Проведение 3 практико-ориентированных исследовательских работ с элементами анкетирования, анализа и формулировкой практических рекомендаций.

Планируемые результаты изучения курса «Физические технологии»

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса в основной школе, являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасного применения физических технологий.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении данного курса в основной школе, являются:

владение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения данного курса в основной школе отражают:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

умения измерять расстояние, промежуток времени, плотность, массу, объем, влажность, давление;

владение экспериментальными методами исследования различных физических зависимостей;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон сохранения энергии;

понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика деятельности ученика

Технологии проведения измерения физических величин - 10 часов

Вопросы ТБ при работе с физическими приборами. Выявление опасных моментов при работе и методы защиты.

1

Аналитическая деятельность:

Определять опасные моменты при работе с физическим оборудованием;

Анализировать свойства измерительных приборов;

Осуществлять измерения с учетом погрешностей.

Практическая деятельность:

Уметь определять размеры малых тел и молекул;

Уметь находить центр тяжести плоских тел правильной и неправильной геометрической формы;

Уметь рассчитывать плотность тел на основе прямых измерений массы и объема тел разной формы.

Технология изучения контрольно-измерительных инструментов.

1

Измерительная техника в различных профессиях.

1

Свойства измерительных приборов (предел, класс точности, чувствительность).

1

Прямые и косвенные измерения. Знакомство с принципами и методами обработки результатов.

1

Технология измерения физических величин с учетом абсолютной погрешности.

1

Технология проведения физического эксперимента по определению размеров и объемов малых тел.

1

Технология проведения физического эксперимента по определению размеров молекул масла.

1

Технология проведения физического эксперимента по определению центра тяжести плоских тел.

1

Технология проведения физического эксперимента по определению плотности тел правильной и неправильной форм

1

Технологии изготовления моделей для демонстрации физических явлений – 9 часов

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению мензурки.

1

Аналитическая деятельность:

Определять и выявлять какие физические законы лежат в основе работы различных физических моделей;

Осуществлять поиск других способов изготовления физических моделей;

Подбирать области использования той или иной физической модели.

Практическая деятельность:

Уметь изготовлять не сложные физические модели линзы, мензурки, гидравлического пресса, рычажных весов из подручных средств

Уметь продемонстрировать работу изготовленной модели.

Технология проведения физического эксперимента по созданию объемных конструкций с устойчивым равновесием.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению коврика йоги.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели линзы.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели электродвигателя.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели рычажных весов

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели гидравлического пресса.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели для наблюдения полного внутреннего отражения света.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению модели для демонстрации электропроводимости веществ

1

Технологии изготовления приборов для измерения физических величин- 5 часов

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для наблюдения теплового расширения жидкостей и газов.

1

Аналитическая деятельность:

Определять и выявлять какие физические законы лежат в основе работы различных физических приборов;

планировать работу по конструированию физических приборов;

Осуществлять поиск других способов изготовления физических приборов;

Практическая деятельность:

Уметь изготовлять из подручных средств не сложные физические приборы для демонстрации и измерения физических величин

Уметь применить изготовленный прибор в работе.

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для измерения влажности.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для наблюдения видов упругих деформаций.

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению прибора для наблюдения

1

Технология проведения физического эксперимента по изготовлению электрометра.

1

Технологии проведения физических исследований 10 часов

Технология проведения физического эксперимента по сравнению фильтрующей способности солнцезащитных очков.

3

Аналитическая деятельность:

Подбирать вопросы для анкетирования по определению предмета исследования;

Формулировать гипотезу исследования;

Анализировать и сравнивать полученные результаты измерений исследуемых величин ;

Осуществлять поиск нужной информации;

Формулировать выводы и практические рекомендации по результатам собственных исследований.

Практическая деятельность:

Уметь провести анкетирование и обработать результаты при помощи построения сравнительных диаграмм;

Уметь выполнять исследования, меняя первоначальные условия;

Уметь делать расчеты и объяснять полученные данные по результатам эксперимента.

Технология проведения физического эксперимента по сравнению влияния условий хранения на работоспособность гальванических элементов.

4

Технология проведения физического эксперимента по сравнению моющей способности средств для посуды от температуры.

3

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области