Проект
«МИР НА ЛАДОШКЕ»
Вторая младшая группа «А»
Воспитатели:
Габдрахимова Г.А.
Все хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Проблема: Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. В связи с этим необходимо формировать у детей систематические экологические знания, а т.ж. создать такие условия для детей, в связи с которыми ребенок должен ощутить потребность в приобретении экологических знаний и применении их на практике, потребности в общении с растительным и животным миром.
Цель проекта: формирование начальных форм экологической культуры младших школьников, эстетическая и экологическая организация пространства детского сада – участие в создании экологического музея.
Задачи
1. Обучение азам экологической безопасности.
2. Формирование экологической культуры поведения и реализация ЗУН ребенка на занятиях познавательного цикла.
3. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, привитие понимания прекрасного в творческой деятельности на занятиях художественного творчества.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру в труде.
5. Развивать творчество, фантазию, речь, логическое мышление, наблюдательность у детей младшего дошкольного возраста.
6. Пополнить знания детей и родителей о природе Ханты-Мансийского округа и повысить культуру всех участников проекта по экологии.
7. Содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.
8. Содействовать укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность в процессе участия в конкурсах, а также во время других совместных мероприятий в рамках данного проекта.
Содержательная часть проекта
Содержание: Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т.д.
Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые.
С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве….
Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?
Главный принцип жизни человека в гармонии с природой:
"Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:
Что ты хочешь сделать?
Зачем тебе это нужно?
Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?
Подумай о последствиях!
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап: ( ) – привлечение родителей к участию в конкурсе «Мир на ладошке». Подготовка материала к оформлению мини-выставки на экологическую тему в группе, создание плакатов: «Сохраним природу!» и «Братья наши меньшие», организация в группе познавательно - экологической среды.
2. Основной: ( ) – реализация цели и задач проекта, совместная работа воспитанников группы и родителей в реализации проекта, участие в оформлении зимнего участка группы «Построить дом может каждый!»! (изготовление кормушек для птиц), проведение цикла занятий на экологическую тему, консультации для родителей и изготовление ширм: «Мы экспериментируем», «Сажаем лук».
3. Заключительный: ( ) – осмысление и систематизация результатов проекта. Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворённости от участия в проекте.
Реализация проекта
Вид деятельности | Содержание |
Наблюдения | - Экскурсия по территории детского сада. - Животные (кошка, собака) и птицы (по условиям и сезону). - Атмосферные осадки. Солнце как источник света и тепла. Свет и тень. Ветер. Снег. - Труд взрослых по уборке снега на территории детского сада. |
Игры | - "Теремок", "Кто, где живет?", "Летает, плавает, бегает", "Съедобное и несъедобное", "Назови одним словом", "Мир звуков"; - Сюжетно-ролевые игры: "Приготовим обед для семьи из полезных продуктов". |
Художественная литература | - Загадки о различных природных и рукотворных объектах: разгадывание. - Чтение рассказов: «Кто чем поет?» В.Бианки, «Рассказы для маленьких детей» Л. Толстой, «Медвежата» Е. Чарушин, «Жил-был ежик» И. Акимушкин; «Тюпа, Тома и сорока» Е. Чарушин, Р.Киплинг "Слонёнок", В.Сутеев "Кто сказал "мяу"? и др. - Чтение сказок: "Лиса и журавль" (русская народная сказка). "Лисичка - сестричка и серый волк" (русская народная сказка) и др. - Чтение и заучивание стихов: «»Лето» А.К. Толстой, «Фиалка» М. Пришвин, «Птичка» В.А. Жуковский «Птичка», «Зайчик» А.Блок, «Сельская песня» А. Плещева и др. |
Театрально-игровая деятельность и имитационно-подражательные игры | - Этюды: "Ловлю рыбу", "Кормлю цыплят", "Ем сочную грушу, мешают пчёлы", ", "Хожу босиком по воде", "Умываюсь", "Назови то, что у меня в руках", "Мышонок и кошка", "Две собаки" и др. -Игра-инсценировка – русская народная сказка «Репка». -кукольный театр: «Кот, петух и лиса». |
Изобразительная деятельность | Рисование: - «Рыбки в аквариуме», «Золотая рыбка» (использование природного материала), «Весенние сосульки», «Комнатный цветок», «Фрукты для игры в магазин» и др. Аппликация: - «Бабочка на цветке» (использование природного материала), «Подсолнух»; коллективная работа к 8 Марта: «Букет цветов» ( Лепка: - «Снеговик», «Морковка для зайчат», «Овощи и фрукты», «Черепаха», «Ципленок», «Рыбка». Конструирование: - «Загон для лошадки», «Курятник», «Домик для колобка», «Построй домик животному». |
Занятия познавательного цикла | - Рассматривание картин по экологической теме: «Путешествие по зимнему лесу»; «Чей детеныш?», «Домашние и дикие животные», «Весна в лесу»; - Занятия: «Сажаем лук», «Природа вокруг нас», «Поведение детей на природе». - Беседы: «Живые» часы» (растения и время суток), «Кто, чем питается зимой», «В лесу, на поляне и у водоема»; - Опыты: «Мы живые. А деревья?» (цикл опытов: Мы пьём. А деревья? (наблюдение за впитыванием влаги в почву, организация рыхления почвы под деревьями), Мы дышим. А деревья? (выделение влаги при дыхании человека и листа, значение листа для дерева),- Мы растём. А деревья? (Сравнение взрослых, детей разных возрастов по росту. Поиск деревьев одной породы разного возраста). -Игровые занятия:«Угадай на вкус» (4 стаканчика с водой сладкой, кислой, соленой, горькой. Воспитатель пипеткой капает на язычок жидкость и ребенок определяет вкус), “Определи по запаху” (5 коробочек с дырочками разного запаха. По запаху дети должны определить, что там находится и к каждой коробочке подобрать картинку с запахом того продукта.), "Какой овощ, фрукт ты съел" (определение вкусовых качеств). -Исследовательская деятельность (экспериментирование с водой): «Мы –исследователи!»; экспериментируем с тонущими и плавающими предметами: «Какие предметы держатся на воде?», «Тонет, не тонет?», «Мы и деревья похожи друг на друга» (детские мини-исследования, направленные на сравнение людей и деревьев по внешним признакам; по признакам живого; формирование у детей отношения к деревьям, как к живым объектам). |
Трудовая деятельность с детьми | - «Витамины на окне» - посадка репчатого лука и чеснока, посев семян овса в формы «Дружная семья ежей», посев семян цветов для озеленения участка группы в весеннее-летний период. - Воспитание трудовых навыков в уголке природы. «Поможем зеленым друзьям» - пересадка и уход за комнатными растениями в уголке природы. |
Физкультурное занятие | Игры: - «В гостях у солнышка», "Змейка" (бег с препятствиями, координация движений), "Лягушки" (прыжки), "Лиса и куры" (бег, прыжки, лазание) Подвижные игры: -«Кот и мыши», «Скворушки», «Наседка и циплята», «Воробышки и автомобиль». |
Вторая младшая группа
«Посадка лука»
(Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим)
Образовательные цели: Знакомить детей с процессом посадки лука. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Активизировать в речи слова, учить отчетливо их произносить (почки, листья, донце, луковица, золотистый, горький, витамины, убивает микробов, рыхлить).
Развивающие цели: Развивать слуховое и зрительное внимание, тонкую моторику.
Воспитательные цели: Формировать навыки сотрудничества. Прививать любовь к труду.
Оборудование: Луковицы по числу детей и для воспитателя, ящики с
землей (3), совочки, несколько леек, модель «Времена года», 1 карточка с нарисованным луком, лейкой и солнцем.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Дидактическая игра с использованием карточек-обозначений, модели. Рассматривание картин «Времена года». Беседа с детьми «Что сажают весной?» (лук, морковь, свеклу и т д.), показать овощи, дать их потрогать, понюхать, попробовать на вкус.
Ход занятия:
1. Наблюдение у окна.
Дети заходят в группу. Воспитатель приглашает их подойти к окну.
В-ль: Ребята, давайте посмотрим в окно.
Природа просыпается, тепло приходит к нам. Какое время года у нас за окном?
Дети: Весна.
В-ль: А как вы догадались?
Дети: Снег весь растаял, земля высохла, появилась зеленая травка
В-ль: Как деревья изменились?
Дети: На деревьях появились листочки
В-ль: А про солнышко, что скажите?
Дети: Солнце светит ярче.
В-ль: А кто к нам прилетает весной из теплых краев.
Дети: Птицы.
В-ль: Правильно, все это признаки весны.
В-ль: А теперь, ребята, пройдемте к столу. ( На столе стоит модель «Времена года»)
2. Работа с моделью.
В-ль: Внимательно посмотрите и догадайтесь, какое время года в нашем сказочном парке.
Дети: Весна.
В-ль: Но чего - то здесь не хватает. Что мы будем делать?
(Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, помочь им)
В-ль: Снег растаял, ручьи высохли. Убираем ручьи.
В-ль: Не толкайте друг друга, кладите в тарелочку.
В-ль: Ну вот земля у нас совсем весенняя. Чего на земле не хватает?
Дети: Травки.
В-ль: Берите травку, ставьте на землю.
В-ль: Земля у нас весенняя, а дерево? А что на деревьях появляется
весной.
В-ль: Маша, скажи.
В-ль: Илюша, повтори.
Дети: Листья.
В-ль: Вспомните, мы их много налепили. Давайте прикрепим их на наше дерево.
( Почереди прикрепляют листья из зеленого пластилина).
В-ль: Ну вот, у нас получилось настоящее весеннее дерево.
В-ль: А чего в нашем парке не хватает.
Дети: Солнышко, облаков, птиц.
(Закрываем крышку модели и крепим карточку солнце или облако, в зависимости от погоды, птицу).
В-ль: А какие скоро появятся цветы? ( одуванчики)
В-ль: Замечательно. Даша нам расскажет стихотворение про одуванчик:
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький привет.
В-ль: А еще весной просыпаются, как вы думаете, что?
Дети: Растения.( Если дети не скажут, помочь им).
В-ль: Подойдите к столу. Я вам загадаю загадку и вы сразу догадаетесь, что это такое.
В десять одежек он плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол его позовешь,
Сам не заметишь как слезы прольешь.
(Лук)
3. Физминутка.
В-ль: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.
Илья у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши. Молодцы, ребята.
4. Характеристика лука.
В-ль: Ребята, садитесь на стульчики. Теперь каждый возьмите себе по луковице. Давайте вместе скажем: луковица. Давайте рассмотрим луковицу. В-ль: Какой она формы?
Дети: Круглая.
В-ль: Какого цвета она? А у тебя какая?
Дети: Желтая, коричневая.
В-ль: А можно сказать, что она золотистая?
Дети: Можно.
В-ль: Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь.
Дети: Твердая.
В-ль: Кто хочет угоститься луком? (Ставлю на стол тарелочку, на которой кусочки черного хлеба с луком).
В-ль: Какой лук на вкус?
Дети: Горький.
В-ль: Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов. Если мы будем есть лук, то он убьет микробов в нашем организме и мы не будем болеть.
(Перечисляем все признаки лука).
В-ль: Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У луковицы есть верх (показ.), отсюда растет зеленый лук. А вот низ луковицы – донце (показ). Давайте вместе скажем - донце. Покажите, где донце у вашей луковицы.
Покажите откуда будет расти зеленый лук.
Луковицу нужно сажать донцем вниз в землю. Давайте мы с вами посадим свои луковицы в землю, чтобы вырастить зеленый лук себе на обед. Кладите луковицы на поднос и надевайте фартуки.
(Пока дети надевают фартуки поднос с луковицами уношу к месту посадки лука).
5.Посадка лука.
В-ль: Подойдите к ящику с землей, возьмите по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вот так (показ)
Дети по очереди сажают каждый свою луковицу. (Звучит музыка «Звуки природы» №11)
В-ль: Вот какие молодцы, ребята. А теперь, что нам делать, как вы думаете?
Дети: Луковицы надо полить водой из лейки, чтобы вырос лук.
В-ль: Маша, полей лук. Поливай осторожно, много воды не лей. Кто еще польет лук? Молодцы, ребята, все хорошо справились с посадкой лука.
В-ль: А куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос.
Дети: На подоконник.
В-ль: Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (Показ карточки).
Дети: Поливать, рыхлить.
В-ль: Молодцы, ребята, хорошо мы сегодня потрудились.