Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«ТЕСТОПЛАСТИКА –КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста. Задачи • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования. • Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. • Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. • Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у старшего дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Программа

по дополнительному образованию

лепка из соленого теста  «Тестопластика»

«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» на 2018 - 2019 уч. год воспитателя Глотовой О.С.

Тема: «ТЕСТОПЛАСТИКА –КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.

Работая на группе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, я столкнулась с той же проблемой, которая была обозначена выше. По итогам диагностики у 37% детей нашей группы были выявлены различные речевые нарушения. Для исправления данной ситуации на 2018-2019 учебный год была разработана и реализуется программа кружковой деятельности «ТЕСТОПЛАСТИКА –КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель:

Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.

• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у старшего дошкольного возраста.

Форма отчётности:

• Провести родительское собрание по проблеме развития мелкой моторики и ее значения для дальнейшего обучения в школе.

• Подготовить выступление перед педагогами на педагогическом совете ДОО.

• Подготовить статью для публикации по теме самообразования.

Формы работы:

Совместная работа с детьми:

• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

• Наблюдения.

• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

• Организация выставок.

• Изготовление подарков.

• Просмотр слайд. фильмов.

• Чтение художественной литературы.

• Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей.

• Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.

• Работа с пооперационными картами рецептов соленого теста.

• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.

• Создание поделок.

Ожидаемый результат работы с детьми:

• У детей появится устойчивый интерес к занятию тестопластикой.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов для декорирования.

Овладеют приемами лепки из теста:

• соединение в виде кольца;

• раскатывание круговыми и прямыми движениями;

• расплющивание;

• использование стеки.

• оттягивание отдельных частей от основной формы;

• прищипывание краев формы;

• лепка из нескольких частей;

• вдавливание для получения полой формы;

• сглаживание поверхности формы;

Овладеют способами лепки из теста:

1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).

2. Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Научатся использовать материал для работы:

- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы (гуашь, акриловые краски)

- Цветная бумага.

- Проволока (усики, основа).

- Ленточка (оформление работ).

- Доска.

- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.

- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необхо.

- Кисточка.

- Тонкая палочка (для проколов, отверстий).

- Формочки.

- Влажная тряпочка.

Этапы работы:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) изучение научной и учебно – методической литературы

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей подготовительной группы

Сентябрь

1.Насекомые (божья коровка, гусеница)

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями,

2.Фрукты (яблоко, виноград, слива),или овощи (помидор, огурец,лук)

Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы,

Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие.

3.Деревья (берёза, тополь, ель)

Учить детей лепить деревья (на выбор) , передавая характерные особенности каждого. Тополь : ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; ель: плотно прилегающие морковкиЧастичный показ способов выполнения, присоединения деталей;

Октябрь.

1.Лягушки - хохотушки

Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями для получении овальной формы;

Показать способ украшения, путем вдавливания или надреза (рот, перепонки);

2.Как мы в лес по грибы ходили

Учить лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички);

Передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой.Показ способов выполнения;

3.Хрюшка или поросята на пляже

Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями, в соединении деталей между собой с помощью воды.

Ноябрь.

1.Собачка

Закреплять умение лепить в последовательности: вначале крупные детали, затем мелкие;

2.Тюлень

Закреплять умение раскатывать тесто прямыми движениями;

Делать прорисовку стекой;

Использовать для украшения другой цвет;

3.Совушка - сова

Учить детей лепить птиц от овала;

Уметь делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев;

Использовать стеку Частичный показ способов выполнения;

Декабрь

1.Снегири

Учить детей лепить птиц из теста , используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина. Крылья;

Присоединять детали с помощью воды;

Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения.Показ способов присоединения деталей, прорисовки оперения;

2.Снегурочка

Учить лепить фигурку человек

Закрепить прием лепки туловища, рук - от морковки;

Делать углубление на лице для носа, рта кончиком кисти;

Прочно закреплять детали.

3.Дед Мороз

Закреплять умение раскатывать тесто по конусу. ]Слегка сужая конец для рук.

Январь

1.Мышка с сердечком

Показать прием оттягивания теста (мордочка), делать надрез (рот);

Совершенствовать навык прикрепления деталей с помощью стеки

2.Кот Матроскин

Продолжать учить лепить фигурку животного(с вытянутыми лапками)

3.Здравствуйте, ребята - пингвинята

Показать способ лепки пингвинов разных размеров (большого и маленького);

Совершенствовать умение раскатывать тесто прямыми движениями, немного заостряя вверху"

Делать углубление внизу;

Развивать образное восприятие;

Учить составлять композицию.

Февраль

1.Домашние животные

Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями (цыплята маленькие, забор - высокий);

Использовать усвоенные приемы в скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику;

Использовать дополнительный материал для композиционного решения.

2.Кот

Продолжать учить лепить животное в динамике (стоит, сидит);

3.Звездолёт

Воспитывать интерес к космосу;

Учить изображать ракету;

Закреплять умение лепить конусовидную форму, соединять детали для композиционного решения.

Март

1.Цветы или ваза с цветами (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики

Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики;

Совершенствовать навыки в составлении композиции.

2.Что на дне морском?

Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы;

Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб, делать надрезы, налепы.

3.Две овечки

Продолжать использовать в работе чеснокодавилку.

Апрель

1.Лев

Учить детей использовать в работе трафарет, лепить фигурку животного;

Закреплять способ изготовления объема с помощью чеснокодавилка. Рассматривание образца.

2.Девочка на скамейке

Закреплять умение лепить фигурку человека, соблюдая соотношение частей;

Лепить конусовидную форму, скреплять части водой;

Создавать сюжетную композицию; придавать выразительность образа дополнительными деталями (искусственные волосы и др.).

3.Рог изобилия

Совершенствовать навыки лепки округлых и овальных форм,

Делить конусовидную форму на равные части, составлять композицию.Май

1.Подсвечник

Учить делать подставку под свечку, составляя композицию из округлых форм;

Делать основу, соответственно размеру свечи.Показ способа изготовления;

Пальчиковая гимнастика "Наши пальчики" (см. приложение)красное, желтое, зеленое.

2.Сказочная курица

Учить лепить сказочную курицу, используя навыки в скатывании и раскатывании теста.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.

3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.

4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования

5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. : КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.

6. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.

7. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.

8. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010.

9. Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М. :АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с.

10. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.

План работы по самообразования.

• Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме.

• Внедрение в работу с детьми.

• Составление технологических карт.

• Проведение комплекса занятий лепкой - тестопластикой с целью развития мелкой моторики.

• Подготовка выступлений по итогам на педагогическом совете и родительском собрание.

• Проведение мастер классов для родителей и коллег.

Программа может быть полезна педагогам ДОУ,родителям детей старшего дошкольного возраста.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области