Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты лимона»
Цель: расширение представлений детей о фрукте лимон и его свойствах.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Учить рассуждать, делать выводы.
3. Формировать навыки самоконтроля.
4. Активизировать в речи слова: кислота, реакция.
5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Показ видео.
Восп.: Профессор Почемучкин и Чудаков прислали нам в садик Секретный лимон. Ребята, хотите узнать его секреты?
Восп.: Сегодня мы не только познакомимся с интересным растением, но и узнаем его секреты. Как вы думаете, ребята, как и где мы можем узнать секреты? (ответы детей- выйти на ответы «опыты» и «лаборатория») Правильно, все секреты узнавать сегодня мы будем через опыты, которые будем проводить в лаборатории. Кто работает в лаборатории? (ответы детей) А кто готов стать юным ученым?
(фотография лимонного дерева, рассматривают)
Восп.: - Из каких частей состоит лимонное дерево? Кто знает, тот руку поднимает. (Ответы детей- ствол, корни, плод, ветки, листва) А теперь посмотрите на картину и назовите части дерева по порядку от самого низа до верха. (ответы детей)
Восп.: Молодцы ребята! Становитесь в круг удобно. У меня в руках плод лимона.
Ярко желтый и упруг все на свете знают это – Фрукт.
Чтобы узнать нам лимона секреты, нужно дать поскорее ответы.
Вы будете передавать друг другу лимон и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (ответы детей- лимон шершавый, ароматный, сочный, кислый, спелый, полезный, желтый, упругий и т.д.)
Восп.: -Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте. А сейчас приглашаю вас в лабораторию.
(лаборатория №1)
(дети с педагогом подходят к столу, на котором 3 тарелки с кожурой лимона, мякотью и семечками)
Восп.: -Чем плод покрыт снаружи? (ответы детей) Что внутри плода? (ответы детей)
Восп.: - А что можно сделать с семечком? (ответы детей)
Восп.: - Правильно, из семени вырастает дерево и сочные лимоны.
Восп.: - Одно из свойств лимона- это незаменимый продукт на кухне. Как вы думаете, что можно приготовить с лимоном?
Восп.: - Где еще может использоваться лимон? Какой витамин содержится в лимоне? Для чего нужен витамин С? (ответы детей)
Восп.: - Употребляя лимон в пищу каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет.
А Какие напитки можно приготовить с использованием лимона?
Восп.: Ученые недавно выяснили, что лимонный аромат улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец.
Музыкальная физминутка «Хорошее настроение»
Восп.: - Чувствуете, какое настроение стало прекрасное!
Восп.: - Мы с вами еще не все секреты лимона открыли. Проведем эксперимент.
(Лаборатория №2)
Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре). Чем лимоны отличаются друг от друга? (ответы детей) Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного? (мнения детей) Давайте, проверим.
Восп.: -Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло? (лимон утонул)
Восп.: - Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (мнения детей)Проверим? Что произошло? (лимон не утонул, всплыл) В чем же секрет? (секрет в кожуре).
Восп.: - Рассмотрим лимон по внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (спасательный жилет, круг) Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.
Восп.: - Какой интересный секрет лимона мы узнали.
Восп.: - А хотите узнать какие ещё секреты в себе таит лимон? Пройдем к нашим рабочим местам и продолжим эксперименты. Нам с вами нужно надеть специальную одежду. (Дети и воспитатель надевают передники)
(Дети садятся за столы. На каждом столе стоят два стакана с чаем, один стакан с водой, кусок лимона, лимонная кислота, сода и ложечки.)
(Лаборатория №3)
Восп.: - За осанкой мы следим, Все красиво мы сидим.
(схема на экране)
Восп.: Эту схему нам прислали Профессоры. Как думаете, что мы будем делать? Что нам понадобится для следующего эксперимента?
Восп.: - В стакан крепкого чая опустим дольку лимона, чай становиться светлее.
А в другом стакане чай остался тёмным.
ВЫВОД:
В листьях чая есть вещества, которые окрашивают горячую воду. А лимон создает кислую среду, и чай светлеет.
Восп.: - А сейчас мы с вами проведем еще один эксперимент,
(Схема на экране)
Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпьте из баночки лимонной кислоты и размешайте. Что получается? (кислая вода)
(Схема на экране)
Восп.: -В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите по чуть-чуть соды (на столе блюдечко с содой, добавте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная) -А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Восп.: - Итак, юные ученые, мы с вами завершили работу в лаборатории.
Узнали много секретов Лимона.
Кто сегодня узнал что-то новое? (опрос детей)
Кому сегодня на занятии было интересно?
Сегодня вы сделали много опытов и узнали много секретов про лимон.
Восп.: - Вы прилежно и дружно трудились, И лимона секреты вам сегодня открылись.
Восп.: Секретный агент Лимон принес для вас подарки. (Вручаю раскраски)
Можете раскрасить ваши лимоны и отнести их домой. Дома родителям расскажете, какие секреты вы сегодня узнали.