Экологический проект
«Огород на окне»
Группа № 2
Разработали: Карелина И.Б., Корягина Т.М. (воспитатели)
Актуальность проекта:
Дети, проживающие в городах имеют слабое представление о мире растений .Относят деревья и цветы к неживой природе. Несмотря на то, что практически все семьи имеют приусадебные участки, и каждый год дети видят, как родители сажают овощи, убирают их осенью, употребляя затем в пищу, знают они о выращивании растений и их пользе очень мало. Не все родители привлекают детей к труду на участках, многие даже не считают нужным хотя бы рассказывать об этом детям. Участие в выращивании огорода на окне, как показала практика, вселяет в детей чувство гордости и победы, а самое главное дети начинают понимать, это хороший способ вырастить свои экологически чистые продукты.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
расширять знаний детей о растениях, об особенностях выращивания лука и овса на окне;
пополнять знаний о пробуждении деревьев после зимы (ветки тополя, вербы, берёзы).
формировать умения детей ухаживать за растениями и вести наблюдения за ростом растений;
обобщать представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
учить сравнивать семена и всходы;
развивать чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка);
формировать экологической культуры, осознанного и бережного отношения к природе;
воспитывать уважения к труду, бережного отношения к его результатам;
Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.
Участники: дети разновозрастной логопедической группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: 2 недели (с 8.04.-22.04.2109г.)
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1.Расширение знаний о строении лука, овса, их значении для здоровья человека, а также о роли деревьев в жизни человека.
2.Формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру (растения живые, они дышат, питаются, растут).3. Развитие наблюдательности; активизация словарного запаса. 4. Накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
5.Самоутверждение личности ребенка;
Для родителей:
1. Повышение компетентности по данной теме. 2. Избрание нужных ориентиров в воспитании.
3. Укрепление детско-родительских отношений.
4. Самореализация. Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.Задачи: •Выявить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;•Вызвать интерес к решению поставленной задачи.Формы реализации 1 этапа:•сбор информации, материалов по теме;•организация предметно-развивающей среды (что есть, что надо добавить);•разработка цикла наблюдений, занятий;•беседы;
Работа с родителями: подготовка оборудования и материала для посадки и ухода: земля, контейнеры, семена, луковицы, совки, палочки, лейки, грабли, дневник наблюдений.
2 этап –практический
Цель: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.Задачи:•закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;•развивать выразительность речи, моторику рук;•формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода; •пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.•воспитывать желание ухаживать за растениями;•учить устанавливать причинно-следственные связи.Формы работы с детьми •реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Лук – зелёный друг», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»; «Берегите лес». Презентация на мультимедиа « Растения нашего края»
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке; о деревьях (тополе, берёзе, вербе).Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино».
Чтение: И. Токмакова «Купите лук», «Яблонька». «Берёзка» Г. Снегирёв. Чтение рассказа о берёзке «Передышка» Г. Снегирёв.Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом?», Игра «Собери из частей целое».
Художественно-продуктивная деятельность: Лепка на тему: «Лучок».
Аппликация «Веточка вербы» Рисование «Люблю берёзку русскую…»Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги». Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян овса через лупу, ежедневные наблюдения за всходами овса, лука. Рассматривание почек деревьев, сравнение.
1.«Земля – какая она?». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) 2. «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. 3.«Земля и растение» Цель: Выяснить, насколько земля необходима для роста растений. 4.«Вода и растения» Цель: Выяснить, насколько вода необходима для прорастания лука и роста растений. 5. Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде, веток деревьев, за ростом овса. Полив и уход за растениями на «огороде».
1.«Солнце и растения». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. 2.«Тепло и растение»
Цель: выявить потребности растения в тепле.
Трудовая деятельность:
Высаживание семян лука и овса в группе. Полив, рыхление земли.
3 этап –заключительный
Цель: Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены фотоматериалы, рисунки, сказки о берёзе, луке.
Задачи: •развивать творческие способности;•воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;•закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
1.Разработка презентации
2.Журнал наблюдений роста растений
3.Консультация для родителей « Зеленый мир на окне»
4.Изготовить книжку-малышку «Наш веселый огород» (дома посадить лук и отслеживать его рост). Изготовление персонажа «Чучелка», «Огородница».
По окончании реализации «Огород на окне» были сделаны выводы: 1. Дети познакомились с посадкой лука и овса. Узнали ценность этого овоща. Увидели, как распускаются листья у деревьев, их отличительные особенности.2. У детей появился интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. Дети научились устанавливать причинно-следственные связи.
4. Обогатился и пополнился словарь.5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. 6. Мини-огород можно создать на окне. 7. Выращивание растений – это труд, надо его беречь. 8. У родителей возникает интерес при совместном сотрудничестве.
- Консультация для родителей «О луке – детям». - Беседа с родителями «Огород на окне». Пополнение родителями предметно-развивающей среды огорода.
Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
- Консультация на тему «Лечим бронхит луком». «Зелёный лук – отличное средство против весеннего авитаминоза».
- Оформление стендов
1. «Рецепты блюд от наших мам».