Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитание у детей любви к родному городу краю

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Воспитание у детей любви к родному городу (краю)

Содержание

Введение

Изобразительное искуcство родного города как средство патриотического воспитание дошкольников

Интеллектуальные игры как форма организации детской деятельности

Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где? Когда?», тема «Изобразительное искусcтво города Междуреченска»

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

Подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

Изобразительное исскуство родного города как средство патриотического воспитание дошкольников

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.

У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Следующий этап – воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большей опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Для ребенка город конкретизируется улицей, т.е. он осознает себя, прежде всего, жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им нужно о нем рассказать и показать его.

Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека чувственные переживания, стремление любоваться ими. Происходит это не только потому, что в основе произведений искусства лежат объекты, явления и события окружающей жизни, но и потому, что художник особой, только ему присущей манерой выражает свое отношение, мысли и чувства в своем творчестве.

Изобразительное искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством родного города, на наш взгляд, обладает огромным потенцеалом в воспитании любви и гордости за свою малую Родину. Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из красивейших мест Россия. Родные пейзажи суровой и прекрасной сибирской природы близки и любимы детьми.

Каждый город по-своему уникален и неповторим.

Междуреченск очень молодой городок, но, не смотря на молодость, известен не только в России, но и за рубежом. Он похож на шкатулку с драгоценностями, которая меделенно открывается нашему взору по мере ознакомления с городом. А драгоценности – это чудесные произведения живописи, скульптуры, здания и архитектурные сооружения, которые отличаются разнообразием и самобытностью. Работы наших художников - светлые, яркие, поэтические. Они близки маленьким горожанам. Дети узнают в пейзажах знакомые с детства места, людей, улицы, и это вызывает у них живой отклик, желание создавать такие же произведения своими руками - это прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания.

Приобщись к изобразительному искусству родного города, дети не только получают знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формируют умения использовать техники рисования и лепки, а так же приобщаются к изобразительному искусству Междуреченска, дети узнают историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомятся с его жителями. Так как Междуреченск шахтерский город и у большинства детей родители работают в угольной промышленности, приобщение к изобразительному искусству позволяет повысить социальную значимость труда людей занятых в утольной промышленности

И, конечно же, дети учатся любить и гордиться своей малой Родиной. Общение с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края и люди, чьими трудовыми подвигами гордится вся страна, помогает вызвать сильный эмоциональный отклик у детей, радость от восприятия прекрасного.

Для ознакомления с искусством родного города используются различные формы и методы организации деятельности детей: непосредственная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины.

Таким образом, знакомя детей с духовными ценностями родного края, развивая умение понимать и ценить искусство, а через него и красоту окружающего мира, пробуждая у детей творческое начало, мы растим гармонически развитую и творчески активную личность, умеющую ценить, любить и гордиться своей малой Родиной.

Интеллектуальные игры как форма организации детской деятельности

Далее остановимся на такой форме организации деятельности детей, как викторина, так ка на наш взгляд это одна из эффективных форм воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

Викторина - игра, называемая интеллектуальной, - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, эта деятельность является средством достижения игрового результата (победы в соревновании), хотя он быстро теряет ценность сам по себе, и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, то есть беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения цепочки проблемных ситуаций.

Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека.

Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество - синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку.

Интеллектуально - творческая деятельность участников интеллектуальной игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа решения. Кроме того, непредсказуемость делает интеллектуальную игру совершенно специфической формой познавательной творческой деятельности.

Отсюда попробуем еще раз уточнить определение сущности интеллектуальной игры:

- интеллектуальная игра - игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.

- в интеллектуальной игре происходит создание проблемной ситуации, генерация идей, анализ, проверка и выбор лучших идей, то есть, единство выбора и развития их при ограничении времени.

 - интеллектуальная игра - игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а умственные операции участников-игроков направлены на опознание и понимание предъявленного материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в одном направлении при получении одного-единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оцененное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения. Содержанием интеллектуальной игры являются:

- конкретное (реальные предметы или их изображение);

- символическое (буквы, знаки, цифры);

- семантическое (значения слов);

- поведенческое (поступки другого человека и самого себя).

Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных разновидностях:

- единицы объекта (найти недостающие буквы и слова);

- классы объектов (рассортировать, классифицировать предметы);

- отношения (установить связи между объектами);

-  системы (выявить правила организации множества, нескольких объектов);

- трансформация (изменить и преобразовать заданный материал);

- импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной ситуации).

Таким образом, интеллектуальная игра как социально-культурный феномен по силе воздействия является одним из самых мощных средств, формирующих и совершенствующих не только интеллектуальное развитие, но и коммуникативные умения, и социальные навыки,

Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где? Когда?», тема «Изобразительное исскуство города Междуреченска»

Цель:

Изобразительное искутво города Междуреченска, как средвство воспитания любви к родному городу.

Задачи:- закрепить умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;- развивать любознательность, самостоятельность;

- развитвать умение работать в команде;- обобщить и закрепить знания детей старшей группы о изобразителном искустве города Междуреченска;

- воспитать любвь и гордость за свою малую Родину.

Предварительная работа: беседы, презентации, видеофильмы по теме «Виды изобразительного искусства», «Достопримечательности города Междуреченска» «Шахтерский городок», «Худодники, скульпторы, архитекторы нашего города»; оформление фотоальбома «Я и мой Междуреченск», экскурсии в художественную школу, выставочный зал, музей; заучивание песен и стихов о Междуреченске, выставка рисунков «Мой Междуреченск»; дидактические игры «Собери картинку и расскажи, что на ней изображено», «Красивые здания и где они находятся» (работа со схемами).

Правила игры:

Соревнуются две команды. Крупье (помощник ведущего) крутит волчок со стрелкой. Каждой команде задаётся одинаковое количество вопросов. Если команда затрудняется ответить, ей помогает или дополняет другая команда.

Оборудование:- Игровое поле с волчком для игры «Что? Где? Когда? »;

- Конверты с заданиями

- Черный ящик с фотографией А4 «Манумента шахтерской славы»

- Два коверта с разрезанными фото А4 городского фонтана на «площади Согласия», с разных ракурсов

- Совы для награждения за правильный ответ

- Медали для награждения детей

- Колокольчик

- Экран, проектор, ноутбук

- Аудио система

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас в нашем интеллектуальном клубе.

Сегодняшняя игра посвящается изобразительному искусству города Междуреченска.

И так мы начинаем (звучат фанфары)

Представляю крупье Семена, он будет помогать за столом «знатоков».

Попрошу команду зрителей занять свои места (дети проходят и садяться на стулья, ведущий представляет их)

А теперь представляем команду «знатоков» (дети проходят и садяться на стулья, ведущий представляет их)

Все команды заняли свои места и готовы к игре. И в начале по традиции я проведу разминку.

Вопрос команде «знатоков»:

Что за чудо перед нами

Везде по Междуреченску

Фигурки разные стоят

Из камня, дерева, и глины

Их названье знать должны мы

Птицы, звери, человек,

Любовались ими б век

Разномастные фигуры,

Называют их….

Дети: СКУЛЬПТУРЫ!

Вопрос команде «зрителей»:

Если видишь на картине нарисована река Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или даже город нашОбязательно картина называется …

Дети: пейзаж!

Обе команды ответили правильно и получают в награду по «мудрой сове».

И так как тема нашей игры посвящена изобразительному искусству Междуреченска:

Назовите виды изобразительного искусства? (дети, поднимая руку, перечисляют: живопись, скудьптура малой формы, монументальная скульптура, архитектура. Более полные ответы награждаются «мудрой совой» )

Молодцы!

А я попроршу Семена раскрутить волчк для начала игры.

Вопрос №1 Видео вопрос:

Любимое место отдыха и взрослых и детей,

Чтоб попасть туда, лето ждем скорей

Здесь батуты и качели,

Веселые горки и карусели

На колесе в высоту можно подняться

И городом родным любоваться

Из сказки великан всех гостей встречает

И в веселый городок ворота открывает

А еще места такие есть

куда приходит город весь

Чтоб поклониться до земли

Всем тем, кто жизни не жалея

Работал, строил, воевал

Чтоб междуреченск процветал!!!

Внимание знатоки, вопрос!

О каком любимом месте междуреченцев это стихотворение, какие достопримечательности в нем описаны!

Вопрос №2 Черный ящик

Внимание знатоки, это призведение считается главным в нашем городе, так как посвящено людям очень трудной и героической профессии.

Два крыла - вздыбленная земля, потревоженная руками людей этой профессии Между ними статуя скорбящей матери в храмовом обрамлении со звоном колоколов. Перед ней две стелы, скрепленные оком судьбы. 

Это краткое описание данного произведения. Скажите, изображение, какого произведения скульптуры находится в черном ящике.

Вопрос №3 Блиц - турнир

Внимание знатоки, сейчас команда зрителей представят вашему вниманию несколько образов скульптуры малой формы.

Я топтыжка-сладкоежка

Я любимчик всех ребят

Сфотографироваться со мною каждый рад

Я мондница крылатая

Платье полосатое

Я ни чуть не сомневалаь

и на вашей клумбе жить осталась

На льдине сквозь бурю и ветер ,

я плыл к единственной маме на свете

Но заглянув в ваш городок,

Остался в нем не на часок.

Музыкальная пауза, песня о городе

Вопрос №4 Битва капитанов

Вкаждом конверте изображение достопотмечательности города.

Его нужно собрать и рассказать что это где находится и к какому виду изобразительного творчяества относится.

Вопрос №5 Видео вопрос

И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски... Всё нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле.

Внимание знатоки! Вопрос!

О чем идет речь в стихотворении, и где произведения этого вида искусства в нашем городе мы можем увидеть.

Вопрос №6 Архитектура родного города

Перед вами схема.

Вам нужно разместить данные здания, там где они находятся в городе.

(если дети затрудняются, принять участие приглашаются все участники)

Вот и подошла к концу наша игра, и команда «зрителей» и команда «знатоков» награждаются медалями за активное участие в игре

Мы не прощаемся и приглашаем Вас на следующиую игру в нашем интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»

До свидания!

Заключение

Воспитание любви к Родному городу сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя впечатления еще не осознны им глубоко, но, пропущенные через детское воприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Список литературы

Алешина Н.В. «Ознакомление старших дошкольников с окружающим и социальной действительностью». - Москва, «Элизе Трейдинг», 2003г.

Галанов А. С. Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. Москва. ТЦ «Сфера».

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва. Просвещение.

Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности»,- С.Петербург, «Детство-Пресс», 2003г.

Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 1987 год, Г. Федорченко «Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством».

Поневаж Е. Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в самостоятельной продуктивной деятельности // Вестник московского университета, серия психология; - №1,1999, с. 80 - 81.

Сокольникова Н.В. «Основы живописи», Обнинск, 1996 г.

Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов» Обнинск, 1996 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области