Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие профессиональной ориентации в аспекте ценностных ориентаций старшеклассников

цель данной работы – выявление влияния структуры ценностей старшеклассников на представления о будущем и выбор профессии. задача рассмотреть теоретические основы профессионального самоопределения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Понятие профессиональной ориентации в аспекте ценностных ориентаций старшеклассников

Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Профессиональная ориентация в школе осуществляется в процессе обучения, внеклассной и внешкольной деятельности, в процессе взаимодействия с семьей, с другими учебными заведениями и направлена на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, и главное - свои способности и склонности.

Выбор профессии – важный и ответственный этап в жизни молодого человека. Выбирая профессию, человек, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. И в этом процессе безусловную помощь может оказать профориентация как система специальных мер и мероприятий в ходе профессионального самоопределения молодежи. При этом выбор профессии и профориентация – по природе своей процессы разные, хотя и однонаправленные. Первый процесс неизбежен (определяться с профессией – удел каждого члена общества) и считается «ведущим» в плане профессионального самоопределения, в то время как второй – специально организованное поддерживающее, зависимое мероприятие. Профориентация делает выбор профессии управляемым устойчивым процессом и поэтому решает вполне определенный круг задач. Она как бы расширяет пространство профессиональных «возможностей» и создает «образы» и «смысловые портреты» профессий.

Напомним, что выбор профессии не обязательно сопровождается процессом профориентации, организованным в учебном заведении. Задачи профориентации могут решать родители, СМИ, любознательность ребенка, устойчивый интерес к чему-то. Профориентация помогает ученикам:

• выявить задатки, способности, профессиональные склонности;

• определить подходящий профиль обучения в старшей школе;

• определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования в среднем и высшем звеньях.

С одной стороны, профориентация «опирается» на оценку собственных умственных и физических возможностей человека, необходимых для выполнения тех или иных работ, на наличие определенных навыков, интереса, соответствующих черт характера, наклонностей, способностей, на определенный психотип и многое другое. С другой стороны, залог успешной профориентации предопределен достоверной информацией о мире профессий, рынке труда, потребности в том или ином виде труда, содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, определен знанием о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику. Профориентация прокладывает путь к выбору профессии, включая последовательную оценку и сравнение альтернатив (возможных профессий), их достоинств и недостатков по критериям, существенным для каждого профессионально определяющегося молодого человека.

Результат профориентации – выбор профессии – с экономической точки зрения можно рассматривать как решение одной из важнейших экономических проблем – ограниченности трудовых ресурсов. Когда выбор профессии сделан правильно, когда молодой человек занял в экономической иерархии свое место, свою «экономическую позицию» (нишу), когда он может реализовать себя, трудиться с полной самоотдачей, эффективно, тем самым обеспечивая связи с другими экономическими агентами, то это означает рациональное размещение трудовых ресурсов, совершенствование институциональной среды экономики и дополнительные стимулы для ее развития. Профориентация должна обеспечивать «попадание» в такую экономическую позицию, такое экономическое состояние, в котором человек оказывается способен реализовать свой экономический интерес путем реализации самого себя, то есть самореализации, раскрытия своих особых черт характера, образа мышления, поведенческих навыков, воспитания и т.д. Таким образом, цель профориентации – не только профессиональное, но и личностное самоопределение, которое требует решения не только проблемы «кем быть», но и проблемы «каким быть». При этом экономическое образование напрямую не решает проблему «кем быть», но, как и все образование в целом, имеет прямое отношение к решению проблемы «каким быть».

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профориентация». Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дают следующие определения: «Профессиональная ориентация учащихся - это научно-обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности». [22, с.12-13].

«Профессиональная ориентация как экономический процесс - это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества» - пишет А.В. Соловьёв.[9, с.6-7].

«Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание». [6, с.15]

Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. [13, с. 26]

Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута в «основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [13, с.50] «Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производственном труде являются незнаменитыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития».

А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии.

И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть - профотбор - это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека». [12, c.34]

Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» [18, с.356].

«Функции профориентации:

·социальная - усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

·экономическая - улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

·психолого-педагогическая - выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;

медико-физиологическая - учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности». [18, с. 361-362].

«Характеристики профориентации:

1.Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2.Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.

3.Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации:

а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.);

б) способностей и других личностных характеристик человека;

в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества.

Профориентация - очень значительное явление не только в сфере педагогической отрасли, но и в жизни каждой личности. Есть несколько определений о понятии профориентации, но все сводится к одному: профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.

Профессиональные предпочтения, мотивы и факторы выбора профессии могут рассматриваться в юношеском возрасте как средство для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок старшеклассников, находящихся в ситуации выбора профессии. Полученные данные могут быть использованы при проведении индивидуальных консультаций либо групповой тренинговой работы со старшеклассниками. В качестве перспективных направлений исследований в данной области можно выделить изучение характерных особенностей и гендерных различий в профессиональном самоопределении у различных возрастных категорий, профессиональных и социальных групп.

Остро стоит вопрос определения понятия «жизненная стратегия», так как оно находится в одном ряду с понятиями жизненный путь, вариант жизни, стиль жизни. Необходимо установить общее между этими понятиями, какие особенности их отличают, в чем специфика понятия «жизненная стратегия».

В научных исследованиях описаны типологии жизненных стратегий, но остается недостаточно ясным вопрос о том, каким образом происходит формирование жизненной стратегии личности, какие внутренние психологические механизмы оказываются задействованными в этом процессе и какие причины стоят за выбором того или иного варианта жизненного пути. В психологических исследованиях рассматриваются различные варианты стратегий, зависимость формирования стратегии от уровня развития различных личностных качеств, однако недостаточно внимания уделяется вопросу о том, что необходимо активизировать в личности для более эффективного построения жизненной стратегии. На наш взгляд, недостаточная изученность этих вопросов затрудняет процесс оказания помощи юношам и девушкам в формировании собственного будущего.

Нормальное благополучное психологическое состояние молодого человека – это состояние личности, согласовавшей свое субъективное состояние, внутренние требования к себе с внешними условиями, в которых он вынужден жить. Это согласование не в простом приспособлении, приглаживании себя под внешние ограничения, а в преобразовании себя путем перевода социальных ценностей, норм, ролей, установок в свой внутренний мир. Чувство гармонии с социальным окружением, материальное благополучие и возможность личностного роста и творческой реализации является потребностью субъективного благополучия человека.

Наиболее приемлемой организацией жизненных стратегий является сбалансированное стратегическое планирование и развитие в каждом из трех направлений. Таким образом, преобладание одной из стратегий осуществляется за счет, и иногда в ущерб, другим, что приводит к неудовлетворенности одной из сторон жизни человека.

Индивидуальная стратегия в юношеском возрасте формируется в процессе переосмысления тех стратегий, которые были присвоены ими в референтной группе. Таким образом, мы можем оказать влияние на формирование жизненной стратегии именно в юношеском возрасте в процессе индивидуализации юношей и девушек.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области