Конспект по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «Волшебница соль»
Цель: Формировать представления детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: Уточнить знания детей о свойствах соли, о ее видах, об использовании соли человеком в быту. Познакомить со способом её добычи.Воспитывать любознательность, правильное, осознанное отношение к природе.
Речевое развитие: Развивать умение оформлять речевое высказывание, используя словарь, накопленный по теме. Закреплять умение детей отвечать на поставленные вопросы.
Художественно – эстетическое развитие: Учить использовать соль, как материал для творчества. Закрепить умение выполнять коллективную работу.
Социально – коммуникативное развитие: Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом.
Физическое развитие: Развивать глазомер, координацию движений в разных видах деятельности.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, рассказ
Наглядные: просмотр видеофильма, наблюдение
Практические: опыты – эксперименты, рисование
Материал и оборудование: шкатулка, соль, стаканчики одноразовые, тарелочки, стаканы с водой, чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, лупы, салфетки, цветная соль, тонированный лист бумаги А3, шерстяная нить, грязный стакан, губка.
Формы организации совместной деятельности
Виды деятельности | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка |
Игровая | Д/и «Соленый – несоленый» |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, рассказ |
Восприятие художественной литературы и фольклора. | Чтение загадки |
Познавательно-исследовательская | Опыты – эксперименты с солью |
Изобразительная | Рисование |
Элементарный бытовой труд, самообслуживание | Поручения |
Логика образовательной деятельности
№ | Действия воспитателя | Действия детей | Ожидаемые результаты |
1. | Ребята у меня сегодня хорошее настроение и я хочу с вами им поделиться (улыбается) А теперь вы передайте свое хорошее настроение нашим гостям, улыбнитесь им. Посмотрите, у нас на столе шкатулка. Хотите посмотреть, что в ней лежит? (Да) Смотрите, здесь записка. Воспитатель читает: Откроюсь, если отгадайте загадку: «Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)» (Открывают шкатулку, достают соль.) «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?» (для приготовления пищи, в медицине) | Дети выполняют предложенные воспитателем действия, отгадывают загадку, отвечают на вопросы воспитателя | Создан эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. У детей развит познавательный интерес, внимание, логическое мышление. |
2. | Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье (Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани) Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. В древности люди так добывали соль: сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу. Хотите узнать, как люди стали добывать соль? Показ видео фильма «Про соль. Добыча соли в России. Где и как добывают соль» https://www.youtube.com/watch?v=EBi7ck-jsEI Хотите больше узнать о соли? Но сначала мы с вами отдохнём немного. | Дети слушают рассказ воспитателя, смотрят видео | У детей развит познавательный интерес, внимание. |
3. | Физкультминутка Д/и «Соленый – несоленый» Дети, услышав продукт, который можно солить – приседают, который не надо солить – прыгают. (Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо). | Дети внимательно слушают воспитателя, выполняют приседания, прыжки | Развито слуховое внимание. Снято эмоциональное напряжение |
4. | Ребята, я предлагаю вам пройти в научную лабораторию, чтобы исследовать соль. Опыт № 1: 1) Ребята, перед вами тарелочки с солью, скажите, какого цвета соль? (белого) 2) Наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая соль на вкус? (соленая) 3) Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет) 4)Возьмите щепотку соли и потихоньку высыпайте обратно в тарелку. Что вы наблюдаете? (сыпется – сыпучая) Опыт №2 «Из чего состоит соль» Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа? (кристаллы) – Какой можно сделать вывод? (соль состоит из кристалликов) Ребята, возьмите ложку и надавите ей на соль в своей тарелке. Что услышали? (Хруст) Почему соль издает такой звук? (Ломаются кристаллы) Опыт № 3«Соль растворяется в воде». Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». Так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем. У вас на столах стоят стаканы с водой, возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью? (Соль растворилась) Какой вывод можно сделать? (соль растворяется в воде) Опыт № 4. «Плавающее яйцо». Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в реке вода тоже солёная? (пресная). А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет). Сейчас я возьму яйцо и опущу в стакан с пресной водой, что произошло с яйцом? (оно утонуло) Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде легче плавать). Опыт № 5. «Соль – чистящее средство». Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыплем немного соли и почистим бокал. Посмотрите, он стал чистым. Какой можно сделать вывод: солью можно чистит посуду. | Дети проводят опыты, наблюдают, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы | Развит познавательный интерес, умение делать выводы по результатам наблюдений. |
5. | Ребята, вчера мы с вами экспериментировали с солью. Расскажите, что мы делали? (окрашивали ее в разные цвета) Знаете, этой солью можно рисовать. Я предлагаю всем вместе нарисовать картину «Весеннее настроение» Наносим клей на изображение, засыпаем солью необходимого цвета. По окончании работы стряхиваем лишнюю соль, любуемся картиной. | Дети рассказывают о том, как красили соль, как ее сушили, выполняют коллективную работу. | Развит интерес к рисованию нетрадиционными материалами Развито эстетическое восприятие, умение выполнять работу коллективно |
6. | Ребята, согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? Наши исследования соли не закончились. Я предлагаю вам вырастить настоящие кристаллы соли, но для этого понадобится время. Нам понадобится стакан с насыщенным раствором соли, шерстяная нить. Опустим нить в этот раствор, поставим на солнышко и будем наблюдать каждый день. | Дети рассказывают | Закреплен познавательный материал |
Итоговое мероприятие: Создание презентации «Как добывают соль»
Открытый просмотр НОД
«Познавательное развитие старших дошкольников
через исследовательскую деятельность»
Тема «Волшебница соль»
Воспитатель: Жаркова М. В.
Апрель 2019 г.