Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях»

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей. Разработаны интересные методики проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации по данным вопросам чаще относятся к начальной школе и не освещают опыт организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. В данном материале представлен примерный календарно-тематический план фронтальных логопедических занятий в старшей логопедической группе. В каждое фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи нами было включено упражнение на развитие внимания в соответствии с лексической темой занятия, что способствует не только коррекции внимания, но и закреплению знаний детей по определённой лексической теме. В приложении представлены игры по развитию внимания и подобран дидактический материал.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях»

Примерное календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий в старшей логопедической группе.

Неделя

№ занятия

Лексическая тема

Упражнение

на развитие

внимания

Цель

Оборудование

Примечания

Сентябрь

1

1

Обследование

Развитие общего внимания и понимания речи

2

2

3

1

Детский сад

«Кто внимательнее?»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2

(задание 1)

2

Детский сад

«Найди игрушку»

Развитие устойчивости и объёма внимания

Игрушки

Приложение 1

(игра 1)

4

1

Овощи. Огород

«Найди овощи»

Развитие зрительного и произвольного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2

(задание 2)

2

Овощи. Огород

«Что назвали, то и лови»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Мяч

Приложение 1 (игра 2)

Октябрь

1

1

Фрукты. Сад

«Найди игрушку (фрукт)»

Развитие устойчивости и объёма внимания.

Муляжи фруктов

Приложение 1 (игра 1)

2

Фрукты. Сад

«Самый внимательный»

Развитие устойчивости и целенаправленности внимания

Муляжи фруктов (не более 5 – 6 штук)

Приложение 1

(игра 3)

2

1

Осень

«Найди отличия»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 4)

2

Осень

«Чего не бывает осенью?»

Развитие мышления и объёма внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 (задание 3)

3

1

Лес

(деревья, кусты, ягоды, грибы)

«Найди по схеме»

Развитие внимания, пространственного мышления и восприятия

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 (лист 5)

2

Лес

(деревья, кусты, ягоды, грибы)

«Лото»

Развитие произвольного внимания

Лото (деревья, кусты ягоды грибы)

Приложение 1 (игра 5)

4

1

Перелётные птицы

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 11)

Приложение 2 (задание 4)

2

Перелётные птицы

Словесная игра «Путаница»

Развитие произвольного внимания, умения концентрировать внимание на деталях, умение вслушиваться в речь

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 6)

Приложение 2 (задание 6 (текст))

Ноябрь

1

1

«Части тела»

«Слушай команду»

Развитие произвольного внимания

Магнитофонная запись Р.Газизова «Марш»

Приложение 1 (игра 7)

2

«Части тела»

«Делали вот так!»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности

Карточки, на которых изображены человечки в различных позах

Приложение 1 (игра 8)

2

1

Одежда

«Назови одежду»

Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 9)

Приложение 2 (задание 7)

2

Одежда

«Найди два одинаковых предмета»

Развитие произвольного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 10)

Приложение 2 (задание 8)

3

1

Обувь

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Серии предметных картинок «Обувь» и др.

Приложение 1 (игра 11)

2

Обувь

«Что назвали, то и лови»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Мяч

Приложение 1 (игра 2)

4

1

Мебель

«Поймай мяч»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности, скорости реакции

Мяч

Приложение 1 (игра 12)

2

Мебель

«Самый зоркий»

Развитие произвольного внимания, умения его удерживать, расширять объём памяти

Серия картинок на тему «Мебель»

Приложение 1 (игра 13)

Декабрь

1

1

Посуда

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 11)

Приложение 2 (задание 9)

2

Посуда

«Что назвали, то и лови»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Мяч

Приложение 1 (игра 2)

3

Посуда

«Найди два одинаковых предмета»

Развитие произвольного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 10)

Приложение 2 (задание 11)

2

1

Продукты

«Самый зоркий»

Развитие произвольного внимания, умения его удерживать, расширять объём памяти

Серия картинок на тему «Продукты»

Приложение 1 (игра 13)

2

Продукты

«Самый внимательный»

Развитие устойчивости и целенаправленности внимания

Муляжи продуктов (не более 5 – 6 штук)

Приложение 1

(игра 3)

3

Продукты

«Съедобное – несъедобное»

Развитие произвольного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 (задание 12)

3

1

Зима

Словесная игра «Путаница»

Развитие произвольного внимания, умения концентрировать внимание на деталях, умение вслушиваться в речь

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 6)

Приложение 2 (лист 6)

2

Зима

«Хлопай, топай не зевай!»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности развитие скорости реакции

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 14)

Приложение 2 (лист 10 (слова))

3

Зима

Выкладывание из палочек

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев

Счётные палочки, образец каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 15)

4

1

Новый год

«Дорисуй узоры»

Развитие умения переключать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку, простой карандаш

Приложение 2 (задание 13)

2

Новый год

«Развесь игрушки на ёлки»

Развитие произвольного внимания, умения переключать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку, простой карандаш

Приложение 2 (задание 14)

3

Новый год

«Раскрась ёлочку в соответствии со значками»

Развитие произвольного внимания и зрительного восприятия

Лист с заданием каждому ребёнку, цветные карандаши

Приложение 2 (задание 15)

Январь

1

каникулы

2

1

Зимние забавы

«Найди отличия»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 4)

Приложение 2 (задание 16)

2

Зимние забавы

«Раскрась картинку в соответствии со значками»

Развитие произвольного внимания и зрительного восприятия

Лист с заданием каждому ребёнку, цветные карандаши

Приложение 2 (задание 18)

3

Зимние забавы

«Что забыл нарисовать художник?»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 (задание 19)

3

1

Зимующие птицы

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Серии предметных картинок «Зимующие птицы» и др.

Приложение 1 (игра 11)

2

Зимующие птицы

«Самый зоркий»

Развитие произвольного внимания, умения его удерживать, расширять объём памяти

Серия картинок на тему «Зимующие птицы»

Приложение 1 (игра 13)

3

Зимующие птицы

«Воробьи и вороны »

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Кубики и мячи на 2-3 меньше чем детей

Приложение 1 (игра 16)

4

1

Домашние птицы

«Самый зоркий»

Развитие произвольного внимания, умения его удерживать, расширять объём памяти

Серия картинок на тему «Домашние птицы»

Приложение 1 (игра 13)

2

Домашние птицы

«Хлопай, топай не зевай!»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности развитие скорости реакции

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 14)

3

Домашние птицы

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Серия картинок на тему «Домашние птицы» и др.

Приложение 1 (игра 11)

Февраль

1

1

Домашние животные

«Найди дорожку»

Развитие произвольного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку, простой карандаш

Приложение 1 (игра 17)

Приложение 2 (задание 17)

2

Домашние животные

«Назови животное»

Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку, простой карандаш

Приложение 1 (игра 9)

Приложение 2 (задание 20)

3

Домашние животные

«Самый зоркий»

Развитие произвольного внимания, умения его удерживать, расширять объём памяти

Серия картинок на тему «Домашние животные»

Приложение 1 (игра 13)

2

1

Дикие животные

«Лото»

Развитие произвольного внимания

Лото «Дикие животные»

Приложение 1 (игра 5)

2

Дикие животные

«Самый внимательный»

Развитие устойчивости и целенаправленности внимания

Картинки или игрушки (дикие животные)

Приложение 1 (игра 3)

3

Дикие животные

Словесная игра «Путаница»

Развитие произвольного внимания, умения концентрировать внимание на деталях, умение вслушиваться в речь

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 6)

Приложение 2 (задание 6 (текст))

3

1

Наша армия

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 11)

Приложение 2 (задание 21)

2

Наша армия

«Дорисуй по образцу»

Развитие умения переключать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 18)

Приложение 2 (задание 22)

3

Наша армия

«Разведчики»

Развитие моторно-слуховой памяти

Стулья

Приложение 1 (игра 19)

4

1

Родной город

«Найди отличия»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 4)

2

Родной город

«Что забыл нарисовать художник?»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием

Приложение 2 (задание 24)

3

Родной город

«Найди по схеме»

Развитие внимания, пространственного мышления и восприятия

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 (задание 25)

Март

1

1

Семья. 8 Марта

«Найди предметы»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2

(задание 26)

2

Семья. 8 Марта

Нанизывание бусинок (в подарок маме)

Развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики пальцев

Образец, бусинки, соответствующие образцу

Приложение 1 (игра 20)

3

Семья. 8 Марта

«Найди отличия»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 4)

Приложение 2 ( задание 27)

2

1

Профессии

«Самый зоркий»

Развитие произвольного внимания, умения его удерживать, расширять объём памяти

Серия картинок на тему «Профессии»

Приложение 1 (игра 13)

2

Профессии

«Найди дорожку»

Развитие произвольного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 17)

Приложение 2 ( задание 28)

3

Профессии

«Найди лишний предмет»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Серия картинок на тему «Профессии», предметы, которые нужны для работы врача, строителя и т.д.

Приложение 1 (игра 21)

3

1

Транспорт

«Дорисуй по образцу»

Развитие умения переключать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку, цвет. карандаши

Приложение 1 (игра 18)

Приложение 2

(задание 23)

2

Транспорт

«Что назвали, то и лови»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Мяч

Приложение 1 (игра 2)

3

Транспорт

«Найди по схеме»

Развитие внимания, пространственного мышления и восприятия

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 ( задание 29)

4

1

Весна

«Поймай мяч»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности, скорости реакции

Мяч, лист 12

Приложение 1 (игра 12)

Приложение 2 ( задание 12)

2

Весна

«Найди подходящую картинку»

Развитие произвольного и зрительного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 (задание 30)

3

Весна

Словесная игра «Путаница»

Развитие произвольного внимания, умения концентрировать внимание на деталях, умение вслушиваться в речь

Лист 6 (текст)

Приложение 1 (игра 6)

Приложение 2 (задание 6)

Апрель

1

1

Весенние сельскохозяйственные работы

«Назови предмет»

Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 9)

Приложение 2

(задание 31)

2

Весенние сельскохозяйственные работы

«Срисовывание по клеточкам»

Развитие концентрации и объёма внимания, формирование умения следовать образцу

Образец, листок в крупную клетку каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 22)

3

Весенние сельскохозяйственные работы

«Что назвали, то лови»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Мяч

Приложение 1 (игра 2)

2

1

Космос

«Хлопай, топай не зевай!»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности развитие скорости реакции

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 14)

2

Космос

Выкладывание из палочек

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев

Приложение 1 (игра 15)

3

Космос

«Срисовывание по клеточкам»

Развитие концентрации и объёма внимания, формирование умения следовать образцу

Образец, лист в крупную клетку каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 22)

3

1

Правила дорожного движения

«Что назвали, то лови»

Формирование внимания, развитие скорости реакции.

Мяч

Приложение 1 (игра 2)

2

Правила дорожного движения

«Назови предмет»

Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 9)

Приложение 2 (задание 34)

3

Правила дорожного движения

«Самый внимательный»

Активизирование мыслительных процессов; развитие устойчивости и целенаправленности внимания

Картинки (светофор, пешеходная зебра, дорожные знаки

Приложение 1 (игра 3)

4

1

«Рыбы»

«Поймай мяч»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности, скорости реакции

Мяч

Приложение 1 (игра 12)

2

«Рыбы»

«Выкладывание узора из мозаики»

Развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики рук, умения работать по образцу

Образец каждому ребёнку, мозаика

Приложение 1 (игра 23)

3

«Рыбы»

«Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Нарисованные на полу круги

Приложение 1 (игра 24)

Май

1

1

Насекомые

«Найди дорожку»

Развитие произвольного внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра № 17)

Приложение 2 (задание 35)

2

Насекомые

«Хлопай, топай не зевай!»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности развитие скорости реакции

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 14)

3

Насекомые

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Серия картинок на тему «Насекомые» и др.

Приложение 1 (игра 11)

2

1

Цветы

«Найди отличия»

Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания

Лист с заданием каждому ребёнку каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 4)

Приложение 2 (задание 32)

2

Цветы

«Выкладывание узора из мозаики»

Развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики рук, умения работать по образцу

Образец каждому ребёнку, мозаика

Приложение 1 (игра 23)

3

Цветы

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объёма внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 11)

Приложение 2 (задание 36)

3

1

Домашние и дикие животные

«Найди по схеме»

Развитие внимания, пространственного мышления и восприятия

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 2 (задание 38)

2

Домашние и дикие животные

«Самый внимательный»

Активизирование мыслительных процессов; развитие устойчивости и целенаправленности внимания

Игрушки или картинки (домашние и дикие животные)

Приложение 1 (игра 3)

3

Домашние и дикие животные

«Назови предмет»

Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 9)

Приложение 2 ( задание 33)

4

1

Лето

«Найди отличия»

Развитие мышления и объёма внимания

Лист с заданием каждому ребёнку

Приложение 1 (игра 4)

Приложение 2 (задание 39)

2

Лето

«Дорисуй по образцу»

Развитие умения переключать внимание

Лист с заданием каждому ребёнку, простой карандаш

Приложение 1 (игра 18)

Приложение 2 (задание 37)

3

Лето

«Хлопай, топай – не зевай»

Развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности развитие скорости реакции

Стульчики по количеству детей

Приложение 1 (игра 14)

Приложение 1. Игры и упражнения по развитию внимания.

«Найди игрушку»

Цель: развитие устойчивости и объёма внимания.

Оборудование: игрушки, заранее расставленные по комнате.

Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя её. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его назначении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задаёт вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он маленький». Лена задаёт вопрос: «Его можно катать?» Я отвечаю: «Можно». Оля отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

«Что назвали, то и лови»

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции.

Описание: дети стоят в кругу, ведущий бросает детям мяч поочереди, дети должны ловить мяч только тогда, когда ведущий называет определённые предметы (например, капуста, морковь, лук), если он называет другие предметы, то ребёнок должен отбросить мяч.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что назвали, то и лови». Я буду бросать вам мяч и называть разные овощи, а вы должны ловить мяч, только когда я буду говорить: «Лук, морковь, картошка», когда я буду называть другие овощи вы должны мяч отбрасывать. Будьте внимательны».

3. «Самый внимательный»

Цель: активизирование мыслительных процессов; развитие устойчивости и целенаправленности внимания.

Оборудование: игрушки (муляжи, картинки и т.д.) не более 5 – 6 штук, кусок материи, чтобы накрыть все игрушки одновременно или ширма, небольшой столик.

Ход игры: взрослый расставляет на столе игрушки, одновременно уточняя их размер, цвет и т.д. Дети перечисляют игрушки, пересчитывают их, стараясь запомнить их. Взрослый уточняет у детей, какие игрушки они видят перед собой. Дети должны запомнить, где какая игрушка стоит и рядом с какой. Затем взрослый жестом фокусника накрывает все игрушки и, приговаривая волшебные слова, незаметно для детей прячет или переставляет одну из игрушек. Когда «фокус» заканчивается, взрослый спрашивает у детей, что пропало или изменилось. Выслушав ответы детей, взрослый возвращает игрушку на место и игра продолжается.

Примечание: в первом варианте игры вниманию детей предлагается 3 – 4 игрушки, затем их количество постепенно увеличивается.

«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: ребёнку предлагается карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

«Лото»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов и 6 карт с изображением этих же предметов.

Описание: карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет, изображённый на фишке. Играющий, у которого на карте изображён этот предмет, берёт фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где захочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (деревья, ягоды грибы, которые растут в лесу; домашние и дикие животные; и т.д.). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображён один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте точно такой же предмет, какой изображён на фишке, должен сказать: «У меня есть …». В этом случае, я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки – картинки своей карты. Он и станет победителем».

«Путаница»

Цель: Развитие произвольного внимания, умения концентрировать внимание на деталях, умение вслушиваться в речь.

Оборудование: стульчики по количеству детей, стихи, содержащие информацию в искажённом виде.

Ход игры: взрослый сообщает детям, что сейчас он прочитает необычное стихотворение, в котором всё перепуталось. Нужно очень внимательно слушать, чтобы разобраться, где правильно, а где неправильно.

После прослушивания стихотворения дети высказывают свои мысли, объясняя, что, по их мнению, было неверно и почему.

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: магнитофон, запись Р.Газизова «Марш».

Описание: Каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом, и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»

Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу; поставить руки на пояс; дотронуться руками до носа, подбородка, лба, ушей; и т.д.

«Делали вот так!»

Цель: развитие ловкости, проворности, целенаправленного внимания и сосредоточенности.

Оборудование: карточки, на которых схематично нарисованы человечки в различных позах (держит руки вверх, повернулся, присел, наклонился и т.д.), всего 10 – 12 карточек.

Ход игры: ведущий встаёт в центре круга, образованного детьми, взявшимися за руки. Дети движутся по кругу, хором произнося слова:

У Агафьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Сорок дочек, сорок сыновей.

Ничего не пили, ничего не ели,

По лавочкам сидели, делали вот так…

Ведущий достаёт одну из карточек, дети стараются как можно быстрее принять такое же положение тела, как и у человечка на картинке. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не покажет все карточки.

«Назови предмет»

Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.

Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, посуды, одежды, фруктов, животных и т.д.).

Описание: Детям предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на этот необычный рисунок. На нём изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности (или найти только одежду, животных и т.д.)».

«Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: картинки с изображением предметов (два из которых одинаковые).

Описание: ребёнку предлагают отыскать на рисунке два одинаковых предмета.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нём изображены (одежда, животные, посуда, одежда и т.д.). Необходимо найти среди всех предметов два одинаковых.

«Исключение лишнего»

Цель: развитие мышления и объёма внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых лишний; серии предметных картинок (например, четыре овоща и один фрукт и т.д.).

Описание: Ребёнку предлагается найти из пяти изображённых на листе предметов один лишний предмет и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображённые здесь предметы и найди среди них лишний предмет. Покажи лишний предмет и объясни, почему он сюда не подходит».

«Поймай мяч»

Цель: развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности, скорости реакции.

Оборудование: мяч.

Ход игры: ведущий бросает мяч и называет разные слова, но ловить его можно только когда ведущий называет слова на заданную тему (например, только мебель или только овощи и т.д.). Если ведущий называет слово, не относящееся к данной теме, то ребёнок должен мяч отбросить. Нарушивший правило участник игры выбывает из неё.

«Самый зоркий»

Цель: развитие произвольного внимания, умения его удерживать, расширять объём детской памяти.

Оборудование: серии картинок на разные темы, например: «Мебель», «Животные», «Цветы» и т.д.

Ход игры: взрослый рассказывает о том, что людям разных профессий нужно быть очень внимательными и зоркими, предлагает узнать, кто из ребят в группе может выполнить все задания и ни разу не ошибиться. Он показывает не одну, а сразу несколько картинок. Дети должны запоминать сразу все и не перепутать очерёдность показа. После показа взрослый спрашивает, какую картинку он показывал третьей, какую первой и т.д.

Примечание: следует начинать с показа трёх картинок и постепенно увеличивать количество картинок. Не следует показывать больше пяти картинок, так как у детей дошкольного возраста не слишком развит объём памяти и удерживать большое количество предметов они ещё не могут.

«Хлопай, топай – не зевай!»

Цель: развитие целенаправленного внимания, сосредоточенности, скорости реакции.

Оборудование: стульчики по количеству детей.

Описание: «Сейчас мы будем играть в игру «Хлопай, топай – не зевай». Я буду говорить слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если слова связаны с определённой темой (например, «Зима», «Одежда», «Весна», «Домашние животные» и т.д.). Если слово не подходит к заданной теме, то вы должны топнуть ногой. Будьте очень внимательны. Наша тема сегодня (взрослый называет тему, например «Овощи»). Начинаем играть». Взрослый называет слова: помидор (дети хлопают), яблоко (дети топают) и т.д.

Выкладывание из палочек.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счётные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание: ребёнку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик, …). При выкладывании будь внимателен».

«Воробьи и вороны»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: кубики и мячи (на 2 – 3 меньше чем участников игры).

Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас самый ловкий и внимательный? Тогда мы поиграем в игру, которая называется «Воробьи и вороны». Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева – маленькие мячи («воробьи»). По моей команде вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.д.). Когда я произнесу последний слог слова «во-ро-ны», каждый из вас должен успеть взять кубик, а при произнесении последнего слога слова «во-ро-бьи» каждый из вас должен взять мяч. Кому предмет не достанется – выходит из игры. Начинаем играть».

Примечание: для игры можно использовать мешочки с песком, погремушки, флажки и т.п.

«Найди дорожку»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: лист с изображением простого лабиринта.

Описание: ребёнок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нём изображён лабиринт. Необходимо помочь Зайке (или другому персонажу) пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (ёлочке, домику и т.п.)».

«Дорисуй по образцу»

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой карандаш, лист с заданием.

Описание: ребёнку предлагают лист с несколькими изображениями одного и того же предмета и образец, и дают задание дорисовать недостающие детали.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй каждый кораблик (домик, цветок и т.п.) , чтобы он стал точно такой же, как кораблик (домик, цветок и т.п.) в рамочке (как образец)».

«Разведчики»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

Оборудование: стулья.

Описание: в комнате расставляются стулья определённым образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребёнок – «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести весь отряд.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».

Примечание: для знакомства с игрой взрослый берёт роль «разведчика» на себя.

«Нанизывание бус»

Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, проволока.

Описание: детям предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотрите на эти нарисованные бусы. Вы хотите сами собрать бусы? Я дам вам бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как на рисунке».

«Найди лишний предмет»

Цель: Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: Карточки с нарисованным врачом (шофёром, парикмахером и т.д.) и нарисованными рядом с ним инструментами для работы, один или два из которых не подходят для этой профессии.

Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на картинки, ответить, что это за профессии. Затем нужно спросить все ли нарисованные предметы подходят для работы людям этих профессий. Нет ли здесь лишних предметов? Почему именно эти предметы лишние?

22. Срисовывание по клеточкам.

Цель: развитие концентрации и объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Оборудование: лист бумаги в крупную клетку (1х1см); образец для рисования, простой карандаш.

Описание: детям предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нём изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на своём листе. Будь внимателен».

23. Выкладывание узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки, формирования умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: детям предлагают по образцу выложить из мозаики: цифру, букву, узор или силуэт.

Инструкция: «Посмотрите, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будьте внимательны. Приступайте к работе».

24. «Море волнуется»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание: следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто останется без круга, становится водящим.

Инструкция: «Мы сейчас поиграем в интересную игру. Я буду водящим – Водяным. Вы будете рыбками. Каждый из вас займёт круг (это будет ваш дом) и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду «Море волнуется!». Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я скажу «Море спокойно!», вы должны бежать и занять какой-нибудь домик (круг). Я тоже постараюсь занять один из домиков. Тот, кто останется без домика, становится водящим, и игра повторяется».

Примечание: Круги для игры в группе можно вырезать из войлока или использовать обручи.

25. «Что это звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, умения распознавать различные звуки.

Оборудование: деревянная линейка, монетка, пластмассовый молоточек, пластиковая бутылка.

Ход игры: Взрослый говорит детям: «У каждой вещи есть свой голос (показывает заготовленные ранее предметы). Давайте послушаем, какой голос у деревянной линейки (стучит линейкой по столу). А вот у монетки другой голос (стучит монеткой). Вот какой голос у молоточка (демонстрирует). А у бутылки вот такой (стучит бутылкой по столу). Запомнили?» После этого проводится обсуждение: педагог спрашивает, у какого предмета самый громкий, самый звонкий и весёлый, самый тихий голос. После этого предлагается проверить, как дети запомнили звуки. Взрослый убирает все предметы за ширму, ударяет предметом по столу, дети угадывают. Угадывать можно коллективно или индивидуально каждому ребёнку.

26. «Что мы делали сегодня?»

Цель: развитие умения внимательно слушать и выполнять называемые действия.

Оборудование: игрушки или предметы, о которых упоминается в рассказе взрослого.

Ход игры: Взрослый предлагает детям проверить, насколько они внимательны. Он начинает рассказ, дети внимательно слушают. Как только ребёнок услышит своё имя, он должен выполнять описываемое действие. Например: «Мы сегодня утром делали зарядку. Саша делал приседания. Катя делала наклоны. …» и так далее, называя знакомые детям действия.

Примечание: детям можно предложить более сложные задания с использованием различных предметов.

27. «Слушай шёпот»

Цель: развитие слухового внимания, учить детей прислушиваться.

Ход игры: Взрослый предлагает детям поиграть. Один ребёнок выбирается водящим, он выходит за дверь. Оставшиеся дети и педагог тихонько придумывают любое длинное слово, зовут водящего и по знаку взрослого хором говорят шёпотом задуманное слово, сильно растягивая гласные – водящий должен угадать, что за слово было произнесено.

28. «Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Ход игры: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течении некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за ширмой. По окончании данного времени (1 – 2 мин.) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовёт звуков»

Примечание: Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, бубен, ёмкости с водой для её переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

29. «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры: Взрослый говорит детям: « Мы сейчас поиграем в игру «Четыре стихии». Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение согнутыми в локтях руками. Кто ошибается – считается проигравшим».

30. «Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: магнитофонная запись С.Прокофьева «Марш».

Ход игры: «Сейчас мы поиграем в игру. В этой игре нужно быть внимательными. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова – команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» - все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» - все должны стать детьми. Начинаем играть».

31. «Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Ход игры: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

«Хлопай, не зевай»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового внимания, фонематического слуха.

Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков (слогов). Дети должны хлопнуть в ладоши на заданный звук (на слоги, слова с заданным звуком).

«Слушай, повторяй»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового внимания, фонематического слуха.

Ход игры: Взрослый произносит ряды слогов, дети повторяют (например: ап – оп – уп; уп – ап – оп и т.д.).

Приложение 2.

Дидактический материал для развития внимания.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

Стихи – небылицы

«Зима»

Санки вытащила Света –

На дворе, наверно, лето?

Или осень, или снег?

Поскорее дай ответ.

Мы у мамы шубы просим –

Значит, к нам вернулась осень.

Будем в шубах мы гулять

И грибочки собирать.

Я нарву букет ромашек

И венок сплету сама.

Полюбуйся на ромашки,

Наша зимушка-зима.

«Весна»

Дети гуляли,

Стихи сочиняли:

«Листопад, листопад –

Хлопья снежные летят».

«Прилетели птицы с юга,

Значит скоро будет вьюга», -

Думал старый воробей.

Ну, а ты его умней?

«Дикие животные»

Если спит медведь в берлоге,

Значит лето на пороге.

Отвечай-ка, правда ль это?

Разве спят в берлоге летом?

Нам Незнайка рассказал,

Но, наверное, приврал:

«Долго гладил Саша волка,

Потому что волк в иголках».

У зелёной у лисы

Хвост невиданной красы.

И в каком это лесу

Отыскать лису-красу?

Задание 7.

Задание 8.

Задание 9.

Задание 10.

«Зима»

Пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лёд, сугроб, наст, снеговик, позёмка, гололёд, снежинка, лыжи, коньки, Новый год, январь, декабрь, февраль, иней, снегопад, Дед Мороз, санки, каток, снежки.

«Весна»

Проталины, капель, подснежник, оттепель, почки, первоцвет, половодье, верба, рассада, поводок, март, апрель, май.

Задание 11.

Задание 12.

Задание 13.

Задание 15.

Задание 16.

Задание 17.

Задание 18.

Задание 19.

Задание 20.

Задание 21.

Задание 22.

Задание 23.

Задание 24.

Задание 25.

Задание 26.

Задание 27.

Задание 28.

Задание 29.

Задание 30.

Задание 31.

Задание 32.

Задание 33.

Задание 34.

Задание 35.

Задание 36.

Задание 37.

Задание 38.

Задание 39.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области