Пересказ рассказа Е. Пермяка. «Как Маша стала большой» с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
· Учить подробно пересказывать художественный текст опираясь на мнемотаблицу.
· Формировать навык построения связных монологических высказываний.
· Развивать умение воспринимать речь педагога и воспитывать внимание к речи других детей.
· Развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.
· Учить использовать в речи сложно-сочиненные предложения с противительным союзом «а»
Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», мнемотаблица, картинки с изображением членов семьи, магнитофон
Ход занятия
1.Организационный момент.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…(семья)
-Семья – это место, где всегда хорошо и уютно. Я хочу, чтобы вы сейчас сказали по одному сердечному слову о своей семье. А начнем так: «Я люблю свою семью, потому что она … (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая, большая…)»
(дети говорят о своей семье «цепочкой», передавая друг другу игрушечное сердце)
2.Игра «Кто старше (младше)»
- В любой семье есть младшие и старшие ее члены. Сравните членов семьи по возрасту: кто старше, кто младше?
(на доске предметные картинки членов семьи; дети составляют предложения с союзом а)
-Кто старше дочка или мама? (Мама старше, а дочка младше.)
-Кто младше мама или бабушка? (Мама младше, а бабушка старше.)
-Кто старше бабушка или папа? (Бабушка старше, а папа младше.)
-Кто младше папа или сын? (Сын младше, а папа старше.)
-Кто старше внук или дедушка? (Дедушка старше, а внук младше.)
-Ребята, а вы хотите стать большими? (Да)
Все дети хотят быть большими, послушайте рассказ Е.Пермяка «Как Маша стала большой»
3.Чтение рассказа «Как Маша стала большой» с последующим обсуждением.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишьсяА когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
4.Беседа по содержанию рассказа.
- Кто главный герой рассказа? (Девочка Маша)
- Чего больше всего хотела Маша? (Вырасти, стать большой)
- Что она для этого делала? (В маминых туфлях ходила, прическу как у тети Кати делала, бусы примеряла, часы на руку надевала)
- Помогали ли ей эти поступки стать взрослой? (Нет, ничего не получалось)
- Как на это реагировали взрослые? (Только смеялись да подшучивали над ней)
- Что задумала сделать Маша? (Как-то раз Маша вздумала пол подметать)
- Почему удивилась мама? (Подмела пол хорошо)
- А какому поступку Маши удивился папа? (Чисто-начисто вымыла посуду и сухо-насухо ее вытерла)
- Каким взрослым именем он назвал дочку? (Мария)
- Почему все стали звать Машу большой?
- Как надо поступать, чтобы о тебе говорили, как о взрослом человеке?
5.Физкультминутка.
Взрослые и дети шагают по планете.
Раз — сюда, два — туда.
Повернись вокруг себя!
Раз — присели, два — привстали!
Руки кверху все подняли
И на месте зашагали.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
(Движения по тексту под музыку.)
6.Повторное чтение рассказа с демонстрацией мнемо-таблицы и установкой на пересказ.
Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
7.Пересказ рассказа детьми с опорой на мнемотаблицу
Давайте послушаем, как … начнёт пересказывать. Будьте внимательны, ведь продолжать будет кто-то другой.
А кто хотел бы рассказать всё произведение от начала и до конца?
…, тебе понравилось, как пересказывала рассказ …?
…, как ты думаешь, у … получился связный рассказ?
8.Итог занятия.
Как назывался рассказ, который мы пересказывали на занятии? О ком этот рассказ? Какие поступки Маши не помогали ей стать большой? А какие помогли?