Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


методическое пособие для педагогов ДОО "Мы вместе сделаем этот мир намного интереснее. Создаем развивающую среду"

Формирование у детей самостоятельности, ответственности, навыков саморегуляции, эмоциональной отзывчивости, уверенности в себе развитие творческого мышления и познавательной активности ребенка дошкольника.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №10 «Вишенка»

муниципального образования

город Новороссийск

«Мы вместе сделаем этот мир намного интереснее. Создаём развивающую среду группы»

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

г. Новороссийск

2019г.

Данный сборник предназначен для педагогов ДОО и может быть использован в любых дошкольных учреждениях.

В его содержание входят материалы из опыта работы педагога МАДОУ №10 Клименко Эльвиры Игоревны по созданию развивающей среды группы, которые включают в себя: проект для педагогов «Мы вместе… создание развивающей среды», детский исследовательский проект на тему: «Как изменить мир вокруг нас», Мастер-класс для педагогов «Группа руками детей», семинар-практикум для родителей «Топ идей, которые мы воплощаем в жизнь», конспект занятия «Украшаем нашу группу», а также авторские дидактические игры «Обитатели Цемесской бухты», «Народы Кубани», «Предприятия нашего города», «Буква за буквой», «Небылицы в картинках» и пособие «Город мастеров».

Составитель: Клименко Эльвира Игоревна

Рецензент: О.Я. Кособянц – главный специалист МКУ ЦРО г. Новороссийск

Содержание:

Введение:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Все мы с вами столкнулись с необходимостью создания развивающей среды своей группы, а вернее с изменением её традиционного содержания и обустройства. Думаю, что так же, как и я, вы были в поиске не только дизайнерских находок, комфортного сочетания её элементов и центров, но также искали возможным объединить детей и родителей в создании среды своей группы.

Мои попытки увенчались успехом. Поэтому я готова поделиться с вами тем, что помогло мне создать развивающую среду моей группы.

В данном сборнике вы можете познакомиться с проектом «Мы вместе…создание развивающей среды», который поможет организовать развивающую среду совместно с детьми и родителями с учетом их возможностей и интересов.

Детский исследовательский проект на тему: «Как изменить мир вокруг нас» раскроет содержание деятельности по созданию развивающей среды группы по инициативе самого ребёнка.

Содержание мастер-класса для педагогов «Группа руками детей» позволит повысить педагогическую компетентность воспитателей в создании РППС через формирование умения мотивировать детей к деятельности в среде, а также развитие креативного мышления и творческого потенциала педагогов.

Материалы семинара-практикума для родителей «Топ идей, которые мы воплощаем в жизнь» дадут возможность не только познакомить родителей с понятием, элементами и принципами построения РППС, но и предоставят возможность её спроектировать.

Конспект занятия «Украшаем нашу группу» послужит примером организации совместной деятельности педагога с детьми по оформлению пространства группы.

Представленный материал использовался мной для реализации проекта «Мы вместе…создание развивающей среды». Но при этом каждая разработка может быть использована педагогом как часть большого мероприятия: семинара для педагогов, родительского собрания, практикума.

В содержании развивающей среды группы особое место занимают дидактические игры, которые являются важным средством в организации образовательной деятельности с детьми.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку может стать «проводником» в выборе им самим содержания своего образования.

Дидактические игры, используемые в ДОО разнообразны по своему содержанию. Но, всё же, не охватывают всего содержания образовательной деятельности. И здесь открываются «широкие возможности» для идей, подходов и творчества самих педагогов.

Такие попытки были предприняты и мной и моими коллегами. Началом послужила необходимость разработки игр по знакомству детей с малой Родиной. Ими стали игра «Обитатели Цемесской бухты», которая направлена на знакомство с обитателями и растениями нашей бухты, «Предприятия нашего города» знакомит с промышленными предприятиями города.

Содержание игры «Народы Кубани» позволяет познакомить с народами, проживающими в нашем крае и уточнить их обычаи и культуру.

Создание игр, направленных на речевое развитие детей всегда вызывает затруднения, ведь объединить образовательные задачи с яркими картинками не составляет большого труда, а вот составить интересные игровые задания, позволяющие детям самостоятельно играть, требует от педагогов творческого подхода.

Представленная в сборнике игра «Буква за буквой» объединяет задачи речевого развития и знакомство детей с родным городом. Игра «Небылицы в картинках» позволяет развивать устное словесное творчество детей через составление рассказа по набору картинок.

Достаточно содержательным является пособие «Город мастеров». Его использование позволяет закрепить знания детей об особенностях народного декоративно-прикладного искусства и даже побывать в роли мастера, что добавляет увлекательности в процессе всей игры. Любая из представленных игр может быть использована как в процессе организованной образовательной деятельности с детьми по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию, так и в свободной деятельности самих детей в образовательных центрах.

Конечно, представленный мной материал не такой большой. Но он послужил мне хорошим началом для создания развивающей среды группы. Надеясь, что он пригодится вам.

<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>

Актуальность исследования:

В процессе реализации образовательного стандарта мы понимаем ребенка как активного участника образовательных отношений, поддерживаем идею сообщества детей и взрослых на равных правах, включенных в образовательный процесс. Именно от того как оформлено пространство помещений ДОУ зависит целостность, полнота развития деятельности и личности воспитанников. Педагоги ориентируются на предпочтения и желания детей, подхватывая их импульсы и развивая их дальше в творческих и исследовательских проектах.

Гипотеза: Вовлекая ребенка в совместную деятельность со взрослыми по развитию среды, мы создаем РППС с учетом его желаний, интересов и возрастных особенностей, которая будет способствовать его развитию, состоянию комфорта и успешной социализации.

Цель:

Организация развивающей среды совместно с детьми с учетом их возможностей и интересов.

Задачи:

1.Определение интересов и возможностей детей.

2.Создать мотивацию, способствующую изменению РППС в группе.

3.Организация совместной деятельности детей и взрослых на равных правах, включенных в образовательный процесс.

Сроки реализации:

сентябрь 2017года-декабрь 2017года

Этапы реализации:

1.Подготовительный

-Изучить актуальное состояние РППС.

- Изучить интересы детей.

- Определить отношения родителей к необходимости изменений в построении РППС.

- Оценить готовность детей и родителей к совместной проектной деятельности.

2.Деятельностный

- Создать мотивацию к творческой деятельности детей по развитию среды в группе.

- Создать проект группового пространства.

- Подобрать и приобрести необходимые материалы.

- Реализовать детский замысел: изготовление желаемых предметов.

- Привлекать родителей к изменению группового пространства.

3.Заключительный

- Оснастить РППС новыми предметами.

- Внедрить в обиход детей новые предметы.

- Организовать игровую деятельность с внедрением новых предметов.

- Создать ситуацию успеха у детей.

- Определить перспективу дальнейшего развития среды.

Участники:

-воспитатели

-дети

-родители воспитанников (законные представители)

Предполагаемые результаты:

-Активное использование детьми всех игровых зон.

-Увеличится процент родителей, заинтересованных в развитии среды группы.

-Оснащение развивающей среды.

План реализации проекта

№ п.п. м

мероприятие

сроки

ответственный

1 этап – подготовительный

1.

2.

3.

4.

Клубный час «Путешествие по детскому саду»

Рисование «Что бы я изменил в своей группе»

Деловая игра «Выявление интересов модернизации РППС»

Семинар –практикум «Топ идей которые мы воплощаем в жизнь»

1-2 неделя сентября 2017г.

Воспитатели

2 этап - Деятельностный

1.

2.

3.

4.

Коллективная работа «Мои фантазии»

Гость группы «Работа с деревом»

Мастер класс «Способы работы с фетром»

Деловая игра «Обновления нашей группы»

3 неделя сентября-2 неделя декабря 2017г.

Воспитатели

3 этап – Заключительный

1.

2.

3.

4.

Создание игровой ситуации «Оформление интерьера»

СРИ «На поляне цветов»,

СРИ «Необитаемые острова»,

СРИ «Сказочный дом».

Рисование «Мы - настоящие художники»

Беседа «Как здорово вы придумали…»

3-4 неделя декабря 2017г.

Воспитатели

<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>

Актуальность исследования:

Вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду уделяется большое внимание. Усилия педагогов и родителей находят своё отражение в дизайне, творческих находках и оборудовании игровых помещений групп. И зависят от педагогических компетенций и творческого потенциала педагогов. А учитывают ли интересы и желания самих детей? Насколько сама группа, её обстановка может быть интересна детям? Что для этого могут сделать сами дети? Какие интересные идеи могут быть?

Мотив: в нашей группе не так интересно, как в других. Что можно сделать, чтобы в группе стало интересно? Меня заинтересовало, могу ли я сам что-то сделать?

Цель:

Сделать игровое помещение группы интересным для детей.

Задачи: 1. Изучить дизайн детских помещений.

2. Найти интересное оборудование из различных материалов.

3. Сделать интересное оборудования для игр в группе.

Гипотеза: Я могу сам сделать группу интересной.

Объект исследования:

Группа детского сада

Методы исследования:

наблюдение, поиск в Интернете, анализ, анкетирование, обобщение.

Практическая значимость исследования:

Любое пространство можно изменить «детскими идеями».

Результаты данной исследовательской работы применимы в условиях любой группы и любым детским коллективом. Они позволят изменить игровую среду помещения.

ГЛАВА I ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

В наше время в каждом детском саду есть группы для детей разных возрастов. Самое большое помещение которых – игровая комната, где располагается мебель и игровое оборудование.

Всё пространство, где находятся дети, называется развивающая предметно-пространственная среда. Она должна:

- учитывать их возраст,

- быть безопасной,

- доступной,

- развивающей.

В разные периоды истории группы оформлялись по-разному. В детство наших бабушек и мам не было игровых модулей, ширм-трансформеров, подиумов, домиков- палаток. И только в наше время появилось интересное игровое оборудование и пособия.

Выводы: группы детского сада должны быть «пространством для детей».

ГЛАВА II Как можно изменить мир вокруг себя.

В нашем саду проходил клубный час, и мы путешествовали по детскому саду. В этих группах мне очень понравились необычные конструкции и уголки, где было очень интересно играть. Я был моряком на настоящем корабле, я держал штурвал. Я был механиком и создал для себя гоночный автомобиль, посетил волшебный лес, смог выступить не сцене

как настоящий артист и придя в свою группу я задумался, а почему у нас не так? мне стало интересно, только мне понравилось в других группах?! я стал задавать вопросы друзьям:

было ли интересно вам в других группах?

что вам понравилось?

Я провел опрос среди ребят моей группы.

И получил вот такие результаты:

Вопрос

да

нет

Не знаю

Было ли вам интересно в других группах?

26

-

-

Можем ли мы изменить нашу группу?

18

6

2

Я выяснил, что ребята обратили внимания на тоже что и я. Я спросил у ребят, хоте ли бы вы изменить нашу группу? Все согласились. Мы решили нарисовать свои идеи и поняли, что одни мы, дети, не справимся и нам нужна помощь взрослых.

Я предположил, что сам смогу сделать группу интересной.

Придя домой, я попросил маму мне помочь. Я посмотрел в интернете, в журнале.

Сбор информации

Мама рассказала мне, что любое помещение можно сделать уютным, если продумать его дизайн.

Мы прочли в интернете о том, что:

- группы в детском саду должны соответствовать требованиям ФГОС ДО,

- следует учитывать цветовую палитру (тёплые и пастельные тона),

- можно с помощью различных материалов изготовить интересное оборудование,

- есть образцы игровых материалов и оборудования.

И тогда я составил схему новой группы.

Я собрал все идеи ребят, и решил их воплотить.

Я сделал:

сумочки для карточек

разукрасил ткань для игр.

рамки для рисования.

Мои идеи понравились детям, и они захотели сделать такие же ширмы.

Мой папа собрал подиум, и я дополнил его, воплотив идеи ребят.

Мои предположения подтвердились: ребёнок может сделать много интересного для своей группы и в ней станет интересно для всех ребят.

И вот что из этого получилось, теперь и в нашей группе очень уютно и интересно.

Результат:

Наша группа изменилась. В ней появилось интересное оборудование:

- сумочки для карточек

- разукрасил ткань для игр.

- рамки для рисования.

Вывод:

Сам ребёнок может сделать много интересного для своей группы и в ней станет интересно для всех ребят.

Заключение

Цель моего исследования достигнута. В группе стало интересно играть. Появились интересные предметы.

Я познакомился с разными видами групп, их оформлением. Выбрал интересные идеи и смог это сделать с помощью родителей.

Моя гипотеза подтвердилась: я смог сделать группу интересной при помощи разных предметов.

<Object: word/embeddings/oleObject4.bin>

Поиск информации в интернете.

<Object: word/embeddings/oleObject5.bin>

Мы решили нарисовать свои идеи.

<Object: word/embeddings/oleObject6.bin>

Раскрашивал ткань для игр Составил схему новой группы

Шил сумочки для карточек

Делал рамки для рисования

<Object: word/embeddings/oleObject7.bin>

<Object: word/embeddings/oleObject8.bin> <Object: word/embeddings/oleObject9.bin>

И вот что из этого получилось, теперь и в нашей группе очень уютно и интересно.

<Object: word/embeddings/oleObject10.bin>

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в создании РППС.

Задачи:

Обучить способам взаимодействия с детьми в создании РППС.

Формировать умение мотивировать детей к деятельности в РППС.

Развивать креативное мышление и творческий потенциал педагогов.

Оборудование: ткань, краски, ножницы, клей, фетр, дырокол, шнурок, ватман, веревки, ткань, лента на метраж, кисточки, бутылка Ламинированные карточки с фразами, лист бумаги А4, ручка,

Вступительная часть

Я обратила внимание, что в зале много педагогов и у меня к вам возник вопрос.

-Часто ли вы спрашиваете у детей нравится ли им группа?

(если да,) Тогда следующий вопрос

-Пробовали ли вы изменять развивающую среду в группе совместно с детьми?

(если нет) -А хотели бы вы преобразить развивающую среду в группе при помощи детей?

(если да) Надеюсь, у вас это получилось интересно.

-А хотели бы попробовать мои варианты как можно преобразить развивающую среду в группе?

Практическая часть

Приглашаю вас в творческую мастерскую. У вас имеются визитки, которые вам подскажут ваше рабочее место в нашей творческой мастерской. Я попрошу профессоров, дизайнеров и архитекторов занять свои рабочие места.

1стол.(дизайнеры) Перед вами материалы, из которых необходимо сделать предметы, которые может сделать сам ребенок, с учетом его возможностей.

2стол (архитекторы) У вас на столе рисунки детей, создайте с их помощью проект будущей группы. Вы можете вырезать, клеить рисовать.

3 стол.(профессоры) Поскольку мы все знаем что ребенку для того чтобы начать действовать, нужна мотивация, вам необходимо создать мотивацию продолжив начатую фразу. ( мотивационные фразы которые нужно продолжить :

Люблю фантазировать лежа а…

Так неудобно рисовать на …

Хочу побывать на необитаемом острове

но…)

Желаю вам всем удачи!

Работа с залом. А сейчас я бы хотела обратиться к вам уважаемые модераторы идей, предлагаю вам проявить свою креативность и творческий потенциал. Сейчас на экране будут появляться предметы, я попрошу вас рассказать, что можно сделать из них совместно с ребенком для обновления развивающей среды.

- креативно!

- интересная идея!

- здорово, замечательно, нужно взять себе на заметку, такую идею необходимо применить в работе!

- ваша идея совпала с моей!

У вас очень много творческих и интересных идей.

Наши группы завершили работу.

Первое слово я предоставляю профессорам. Потому что именно они определяли как замотивировать ребенка к тому, чтобы он захотел изменить что-то в своей группе.

Ответы, работа с залом:

Это что- то новенькое!

Можно использовать в работе!

Спасибо за интересный ответ, присаживайтесь.

Далее у нас высказываются архитекторы, которые смоделировали группу глазами детей.

Ответы, работа с залом:

Сколько полезных идей для работы!

Я думаю, в такой группе понравится ребенку!

Спасибо, присаживайтесь.

И подытожат наши дизайнеры интересными разработками которые могут сделать дети сами.

Если затягивается работа: Поясните, для чего эта интересная задумка?

Ответы, работа с залом:

Это действительно может пригодиться детям в игре!

Спасибо, присаживайтесь.

Рефлексия.

Сегодня мы с вами попробовали себя в роли профессоров архитекторов, дизайнеров, а так же модераторов идей.

Если мой мастер класс был вам полезен, и вы почерпнули для себя что-то новое и интересное что могли бы использовать в своей работе, предлагаю вам нарисовать фломастером ребенку улыбку.

Если мой мастер класс был вам не интересен- выразим у ребенка эмоцию грусти.

Сколько прекрасных счастливых детей в нашем зале, это все благодаря вам, потому что мы создавали среду, которую хотят они, дети!!!

<Object: word/embeddings/oleObject11.bin>

Задачи:

1. Определить понятие «развивающая предметно-пространственная среда», элементы, принципы построения, особенности;

2.Активизировать действия родителей на проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе , для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития в соответствии с ФГОС ДО.

1.Тренинг

Уважаемые, родители, здравствуйте, я предлагаю вам нарисовать счастливого ребенка - ведь по этому поводу мы здесь и собрались чтобы наши дети были счастливы и находились в той среде где им комфортно. У вас на столах для этого есть все необходимое.(на столах разложены белые листы бумаги, фломастеры и карандаши)

(Звучит музыка родители рисуют)

А сейчас передайте свои листочки соседу слева, свой творческий замысел вы будете воплощать не одни, вам будут помогать остальные родители. Звучит музыка – вы рисуете, как только музыка остановилась, вы передаете свой лист соседу по часовой стрелке, и продолжаете рисовать на чужом листочке. И так по кругу пока ваш листочек не вернется к вам. Хотелось услышать, получился ли у вас счастливый ребенок? Поднимите руки, те, у кого замысел совпал с результатом. Ваше творение мы оставим у себя в память о нашей встрече.

Начинаем заседание практического семинара по теме «топ идей которые мы воплощаем в жизнь».

Что вообще такое РППС? Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Но кто же как ни родители могут помочь воспитателю а так же своим детям реализовать это все, для того чтобы ребенок жил в этой среде, чувствовал себя в ней хозяином.

Практическая часть

Игра «Дизайнер»

В качестве художников вы были, а теперь предлагаю вам представить себя в роли «дизайнера», нам вместе предстоит моделировать развивающую предметно-пространственную среду для наших деток. Итак, уважаемые «дизайнеры» перед вами макет группового пространства, заполните его предметами, которые вам хотелось бы видеть в нашей группе. (Родители на листочках обозначают предметы и раскладывают на макете группового пространства, в итоге защищают свой проект). У нас с вами получился настоящий проект нашей группы с учетом ваших желаний.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей. Кроме того, особенностями развивающей предметно-пространственной среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус.

Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности мы учли следующие требования:

- соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. создать зону ближайшего психологического развития;

- содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т.е. соответствовать уровню развития;

- быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

- быть системной, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

Создание общего энергетического поля, в нашей группе это уголок «Здравствуйте, я пришел».

Все игровое пространство в группе разделено на развивающие центры активности детей, каждый центр имеет свое название, малыши так лучше запоминают название центров.

Конструктивный центр– здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством.

В игровом центре для девочек – обустроены магазин игрушек, парикмахерская, дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам.

Центр отдыха, или релаксации. Сидя в кресле или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Центр продуктивной деятельности. В нем расставлены столы, за которыми малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают цвет, форму, рядом на полочке выставлен весь необходимый материал для продуктивной деятельности и полочка Красоты, на которой гостят различные игрушки народного промысла.

Центр природы– представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов.

Центр движения -где расположились спортивное оборудование и сухой бассейн. Большая часть оборудования спортивного центра сделана своими руками.

Центр речевой деятельности – Книжный и Театральный Центр. В книжном представлены книжки и иллюстрации в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть. Здесь мы вместе с детьми читаем сказки, а затем их обыгрываем, для этого в Театральном Центре выставлены все виды театров для детей раннего дошкольного возраста. Знания можно получить не только из книжек, для того чтобы малыши лучше узнали о народной культуре мы планируем создать еще мини-музей «Горницу». Так узнав новую сказку, ребенок может тут же увидеть упоминавшиеся в ней предметы: русскую печку и другие предметы домашней утвари.

Дидактический Центр. Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем, а также двигательные компоненты. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе получилась комплексной, т.е. отвечает не только санитарным, но и эстетическим требованиям и носит развивающий характер.

Упражнение – рефлексия

Мы с вами сегодня хорошо поработали, попрошу вас на листочках - стикерах описать одним словом какой бы вы хотели чтобы в нашей группе была развивающая предметно пространственная среда для детей и приклейте на доску. Спасибо за внимание.

<Object: word/embeddings/oleObject12.bin>

Возраст воспитанников: старший дошкольный (7 год жизни)

Виды деятельности:

Изобразительная;

Коммуникативная.

Образовательные области:

Художественно- эстетическое развитие;

Социально- коммуникативное развитие.

Цель: Закрепить у детей навыки нетрадиционных способов рисования.

Задачи:

- Закрепить у детей умение рисовать нетрадиционным способом;

- Развивать творческое воображение и фантазию;

- Развивать умение самостоятельно выбирать способ изображения и нужный материал;

Оборудование: листы бумаги А4, баночки для воды, кисточки, палитры, губки, ватные палочки, пластиковые вилки, трубочки, салфетки.

1 этап способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Воспитатель с детьми сидят в кругу на «Детском совете»:

Ребята, что интересного было у вас на выходных? (чем интересным занимались в выходные дни?)

У вас есть какие-нибудь новости?

А у меня начался дома ремонт. И просматривая дизайны для оформления комнаты, я наткнулась на вот такие необычные идеи.

Воспитатель с детьми просматривают видео презентацию с различными элементами декора в комнатах, на ноутбуке.

Как вам такие идеи?

Как думаете, могли бы мы придумать необычный интерьер нашей группе как настоящие дизайнеры?

Может у кого- нибудь есть уже идеи что такого необычного можно сделать в нашей группе?

Кто как думает?

В случае положительного ответа детей:

-Здорово!

-Как интересно.

- Я бы тоже хотела!

В случае положительного ответа детей:

-Отлично! Мне тоже очень понравились эти необычные идеи!

-Это было бы замечательно!

В случае положительного ответа детей:

-Неплохая идея!

-Я в восторге!

-У тебя интересное мнение!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Воспитатель при помощи технологии «Лотос -план» определяет кто, где и чем будет заниматься записывает все предложения на ватман.

С чего начнем?

Кто чем будет заниматься?

Кто еще хочет заниматься этим же делом?

С помощью чего мы можем это сделать? Возможно, нам попробовать различные способы рисования? Как вы на это смотрите?

Как интересно, я бы тоже хотела попробовать.

А где мы это возьмем?

Если дети поддержат предложение:

-Какие интересные идеи! Я рада что вы такие смышленые!

Если дети будут сомневаться:

-Я понимаю что задача очень сложная, может для начала решим кто в каком центре будет работать?

Если дети поддержат предложение:

-Замечательно, что вы такие дружные!

-Я думаю у вас все получится!

-Горжусь твоим решением.

Если дети будут сомневаться:

-Возможно, вы будете работать в паре или группе? Мне кажется что вместе у вас все получится!

Если дети поддержат предложение:

-Отличная мысль!

-Согласна, давайте попробуем.

Если дети будут сомневаться:

-Такое может быть. Возможно, мы проголосуем для того чтобы прийти к общему мнению?

Если дети поддержат предложение:

-У вас отлично получается! Уверена вам понравится рисовать таким необычным способом.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Ну что, ваши рабочие места готовы? мне кажется, мы готовы творить.

Ребята, а вы знаете как называется такой способ рисования,

А почему этот способ рисования называется нетрадиционным?

Как вы думаете?

Кому-то нужна моя помощь?

У вас все получается?

При необходимости воспитатель поясняет назначение предметов и дает детям советы.

Ребята, для тех кто заканчивает я напоминаю, что у настоящего дизайнера рабочее место всегда должно быть в порядке.

В случае положительного ответа детей:

-Здорово !

-Отлично!

-Вы такие самостоятельные.

-Ты настоящий мастер своего дела!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Мне очень интересно посмотреть, что же у нас получилось.

Я предлагаю присесть и посмотреть!

Что вы можете сказать о нашей группе?

Порадовал ли результат вашей работы вас или огорчил? Почему?

Какие дизайнерские идеи мы с вами создали сегодня?

С помощью чего это все у нас получилось?

Мне очень понравились ваши необычные идеи, я обязательно использую что-нибудь в ходе своего ремонта дома!

Спасибо большое ребята, без вас бы я не справилась!

В случае если дети будут недовольны результатом:

-Какая необычная идея! Ты настоящий дизайнер, ни у кого нет такого.

-Ты - оригинал!

В случае если дети довольны:

-В любой профессии есть свои плюсы и свои минусы, если хочешь стать профессионалом нужно просто хорошо делать свою работу.

<Object: word/embeddings/oleObject13.bin> <Object: word/embeddings/oleObject14.bin>

<Object: word/embeddings/oleObject15.bin> <Object: word/embeddings/oleObject16.bin>

Дидактическая игра

«Обитатели Цемесской бухты »

Цель: уточнить знания детей о животном и растительном мире города Новороссийска.

Задачи:

-Познакомить детей с обитателями и растениями Цемесской бухты.

-Уточнить классификацию и место обитания каждого вида.

-Воспитывать бережное отношение к природе родного города.

Ход игры:

Предложить детям заполнить игровое поле карточками с различными видами обитателей согласно классификации, заданной определенным цветом. В ходе игры уточняется название животных и растений, место их обитания.

<Object: word/embeddings/oleObject17.bin>

Дидактическая игра

«НАРОДЫ КУБАНИ»

Цель: познакомить дошкольников с народами Кубани и их национальностями.

Задачи:

-познакомить детей с народами, проживающими на Кубани.

-Уточнить национальные обычаи разных народов.

-Воспитывать уважение к разным народам и их обычаям.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать любое игровое поле с изображениями одной из национальностей. А так же ознакомиться с карточками, на которых изображены традиционные для разных культур предметы.

Ведущий, выбирая карточки, предлагает детям определить, что на них изображено и выложить на игровое поле.

<Object: word/embeddings/oleObject18.bin>

Дидактическая игра

«ПРЕДПРИЯТИЯ НАШЕГО ГОРОДА»

Цель игры:

- Познакомить детей с промышленными предприятиями нашего города.

Задачи:

- Уточнить названия предприятий и особенности их деятельности.

- Дать представление о профессиях данных предприятий.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать игровые карты и рассмотреть изображения предприятий города, назвав их. Затем выложить на игровом поле карточки с изображением необходимых на предприятиях предметов, механизмов, спецодежды, а также продукта производства.

Дидактическая игра

«БУКВА ЗА БУКВОЙ»

Цель игры:

- Развитие устной речи детей.

Задачи:

- Продолжать развивать речь детей через знакомство с родным городом.

- Совершенствовать умение выделять звуки в словах, образовывать

существительные с суффиксами.

- Закрепить умение составлять предложения и описывать предмет.

- Воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры:

Игроки устанавливают фишки в секторах «начало игры». Последовательность хода каждого игрока определяется с помощью кубика. Игрок делает свой ход, бросая кубик и передвигая фишку по игровой дорожке. Если игрок попадает на клетку с буквой, он должен найти изображение предмета в названии которого присутствует эта буква. Если в ходе игры фишка игрока встала на клетку:

- розового цвета – необходимо составить предложение с этим словом;

- желтого цвета – описать изображенный предмет;

- зеленого цвета – преобразовать его в уменьшительно-ласкательное;

- белый – определить звуки в начале и конце слова.

На каждое изображение с выполненным заданием игрок ставит мини-фишку своего цвета. Игра продолжается до тех пор, пока все изображения на игровом поле не будут закрыты мини-фишками. Выигрывает тот, кто закрыл наибольшее количество изображений.

<Object: word/embeddings/oleObject19.bin>

Дидактическая игра

«НЕБЫЛИЦЫ В КАРТИНКАХ».

Цель игры:

- Развитие устной речи детей.

Задачи:

- Закрепить умение детей составлять рассказы по набору картинок.

- Развивать устное словесное творчество детей.

- Совершенствовать грамматический строй речи.

- Активизировать речь и мышление детей.

Ход игры:

На игровое поле, разделённое на четыре цветовых сектора, раскладываются карточки, соответствующие цвету сектора. Игрокам объясняется значение каждого цветового сектора: красный обозначает предмет (кто или что), синий – признак предмета (какой), жёлтый – действие (что делает), зелёный – место действия (где). Каждый игрок берёт из каждого сектора по одной карточке в произвольном порядке и раскладывает перед собой изображением вверх. По составленному ряду картинок игрок составляет предложение – небылицу. В конце игры игрокам предлагается выбрать наиболее понравившуюся небылицу.

<Object: word/embeddings/oleObject20.bin>

Пособие

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

Цель игры: - закрепить знания об особенностях народного декоративно-прикладного искусства.Задачи: - уточнить элементы росписей- закрепить умение создавать композиции на силуэтах предметов и игрушек.

Ход игры:

Необходимо отправиться в город мастеров, выполнив по дороге задания. За каждое правильно выполненное задание игрок получает фишку. Перед вами игровое поле для детей старшего дошкольного возраста способ игры знаком фишки занимают место на старте бросаем кубик делаем ход. Красный кружок пропусти ход, +2, +3 - передвинь фишку на указанное количество очков. Сиреневый кружок сверни на лево. Попадая на терем необходимо выполнить задание. Синие стрелки передвинь фишку по направлению стрелки. Победителем игры становиться тот игрок, который приходит первым на финиш. Он становиться мастером составляет узор, на предмете своего промысла, открывая потайной ящичек. Для всех остальных игроков в городе мастеров есть заготовки – шаблоны предметов, которые можно раскрасить. Какое количество фишек получили игроки, столько шаблонов могут выбрать.

<Object: word/embeddings/oleObject21.bin>

Цель: познакомить педагогов со способом проведения дидактической игры «Город мастеров».

Задачи:

1. повысить уровень знаний педагогов,

2. познакомить с содержанием и условиями проведения игры,

3. дать практические умения в использовании данной игры в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование:

игровое поле, фишки, игровой кубик, карточки с заданиями.

Вступительная часть

В-ль: Здравствуйте уважаемые педагоги, члены жюри ! (слайд 1)

Тема сегодняшнего мастер-класса «Использование дидактической игры «Город мастеров» в художественно- эстетическом развитии детей».

Мы с вами знаем, что одно из направлений наиболее яркое и интересное детям – это декоративно-прикладное искусство, промыслы России.

Как вы считаете, мы достаточно хорошо их знаем?

Попробуем назвать некоторые из них?

Загадка №1 (Гжель)

Сине – белая посуда,

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(слайд 2)

Загадка №2 (Дымка)

Барашек-свисток,

Левый рог-завиток,

Правый рог-завиток.

На груди-цветок. (слайд 3)

Загадка №3 (Городец)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица-

Иль бутон, иль розанец.

Это значит… (слайд 4)

Загадка №4 (Хохлома)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой

Кто привез товар такой? (слайд 5)

(при отгадывании загадки каждому передаётся фишка)

В-ль: Спасибо за ответы.

Всех, кто правильно ответил, я приглашаю к этому столу.

Конечно, формируя представления детей о декоративно-прикладном искусстве, мы с вами достаточно рассказываем и показываем. Но для того, чтобы ребёнок мог заинтересоваться и поддержать свой интерес, я предлагаю использовать игру «Город мастеров». (слайд 6)

Перед вами игровое поле. Для детей старшего дошкольного возраста способ игры знаком: фишки занимают место на старте, бросаем кубик, делаем ход.

Красный кружок – пропусти ход,

+ 2, 3 – передвинь фишку на указанное количество очков,

Сиреневая – сверни налево,

Терем – выполни задание,

Синие стрелки – передвинь фишку по направлению стрелки.

Задача- отправиться в город мастеров, выполнив по дороге задания. За каждое правильно выполненное задание игрок получает фишку.

Сыграем?

Практическая часть

Проведение игры

Практические задания

1 Терем ………………………

2 Терем……………………….

3 Терем………………………

4 Терем ……………………..

В-ль: Вы стали победителем игры. В городе мастеров вы можете стать мастером и составить узор на предмете вашего промысла. Найдите свой значок и откройте ящичек. (слайд 7)

Для всех других игроков в городе мастеров есть заготовки – шаблоны предметов, которые вы можете раскрасить. Какое количество фишек у вас – столько шаблонов можете выбрать.

Данная игра позволяет: (слайд 8 )

- закрепить знания об особенностях декоративно- прикладного искусства,

- уточнить элементы росписей,

-увлечь детей практической деятельностью после завершения игры.

Рефлексия

В-ль:

- Вам было интересно?

- Что для вас было сложным?

- Какой опыт вы приобрели?

Предлагаю выразить своё отношение к сегодняшней встрече (слайд 9 )

Если вам понравилось – похлопайте,

Если не поняли – поднимите руки,

Если не понравилось – молчание.

Благодарю за участие.

Спасибо за внимание. (слайд 10 )

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области