Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: Речевая викторина
Воспитатели: Кучина В.М.
Миасс 2019.
Возраст: подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: обобщить знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи.
Задачи (образовательные):
-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки;
- совершенствовать фонематический слух; учить выделять звук в слове; определять его позицию в слове;
- упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
-активизировать пассивный словарь.
( воспитывающие):
- активизировать творческие способности;
-формировать умение работать в коллективе сверстников;
-- создать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование:
Структура:
1.Организационный момент
- « Письмо от Мудрой совы»
2.Основная часть:
-« Отгадай загадку», « Выложи схему предложения»;
-« Доскажи словечко»;
-« Отгадай загадку и сделай звуковой анализ слова»;
-« Скажи наоборот»;
-Физминутка
- « Где прячется звук?»;
-« Пропавшая буква»;
-« Подели слова на слоги и определи их количество»;
-« Собери слова».
Итог занятия
Ход викторины:
Организационная часть
Восп-ль: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такое письмо. Я без вас его читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
( воспитатель открывает конверт , достает письмо , читает : «Здравствуйте ребята! Целый год вы играли и занимались на занятиях, узнали много нового и интересного, а главное научились красиво и правильно говорить. Сегодня я приглашаю вас принять участие в викторине красивой и правильной речи. Давай проверим ваши знания в ходе веселого соревнования. Чтобы начать викторину, нужно разделиться на 2 команды. Для этого каждый из вас должен вынуть из коробочки по одной полоске бумаги. Всем удачи! Мудрая сова. ( Дети делятся на 2 команды).
Восп-ль: Мы назовем наши команды «Буковки» и « Звуковички». А оценивать ваши ответы будет жюри ( представить жюри). Участники команд, будьте внимательными и организованными. Итак начинаем!
Восп-ль: Я загадаю вам загадку:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня …
Молодцы! Правильно –весна! Мудрая сова приготовила для вас первое задание. Оно называется « Составь схему предложения». Вам даны карточки, где написаны предложения и полоски- схемы. Из них вы должны выложить схему предложения, написанного на вашей карточке. ( Дети выкладывают схемы предложений у доски).Молодцы! С первым заданием вы справились.
Восп-ль: Задание 2 «Доскажи словечко» (Ведущий читает строки стихотворений, участники команд заканчивают их по смыслу и в рифму.)
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему….( поможет).
Подводной лодке не страшна
Океанская….( волна).
Съел сластена в воскресенье
Все вишневое …..( варенье).
На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит…(глазки).
Закрывают дети глазки,
Детям сниться будут…( сказки).
Щиплет щеки, щиплет нос
Но не страшен нам…( мороз).
Восп-ль: подведем итоги двух конкурсов(слово жюри).
Восп-ль: Задание 3. Ребята отгадайте загадку:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад-
Заглянул к нам месяц….( март).
Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «Март». Для этого у вас лежат разноцветные квадраты ( дети выполняют задание). Сколько в этом слове звуков? Сколько гласных? Согласных? Молодцы!
Восп-ль: Задание 4. « Скажи наоборот».
Ведущий называет по одному слову каждой команде, дети отвечают противоположное слово по значению. Например: большой- маленький. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Высокий- Толстый- Богатый- Пустой-
Широкий- Умный- Добрый- Сильный-
Длинный- Темный- Тяжелый- Смелый-
Далекий- Твердый- Веселый- Больной-
Жюри объявляет итоги 2-4 конкурсов.
Физразминка
Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Наш Полкан попал в капкан. (Произнесите: шепотом вполголоса огорчённо удивлённо).
Восп-ль: Задание 5 « Где прячется звук?».
Отгадайте-ка ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук- расскажите.
Ребята, вы должны отгадать загадки Мудрой совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине, в конце слова. Готовы? Начнем!
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький ( подснежник). Где в этом слове живет звук Н?
****
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
( ручеек).Где в этом слове живет звук Р?****
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ( скворечник).
Где в этом слове живет звук С?
****
Здесь на ветке чей -то дом
Ни дверей в нем , ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут( Гнездо)
Где в этом слове звук О?
Молодцы и с этим заданием вы справились.
Восп-ль: Задание 6 «Пропавшая буква». Ведущий раздает командам таблички со словами, в которых пропущена буква. Участники вписывают нужную букву.
Задание 7 « Подели слова на слоги и определи их количество».
На столах расположены карточки с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово, определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете карточку с цифрой 1, если 2 слога- карточку с цифрой 2, а если 3 слога, то с цифрой 3, 4 слога- с цифрой 4.Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картинки( радуга, роза, нос, мак, верба, воробей).
Восп-ль: Задание 8 « Собери слова».
Ведущий раздает таблички со слогами. Участники команд собирают из них слова.
Заключительная часть
Восп-ль: Вот и закончилась наша викторина правильной и красивой речи. Давайте подведем итоги соревнования ( награждение команд).
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему самым легким? А какое самым трудным?