Методическая разработка
непрерывной образовательной деятельности
по формированию конструктивных умений
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«Солнышко лучистое улыбнулось весело»
Выполнила: Елена Михайловна Полехина
Образование: Высшее, Новосибирский государственный педагогический университет
Педагогический стаж: 6 лет
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: р.п.Коченёво, МКДОУ детский сад №1 «Сказка»
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка по базовой образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Солнышко лучистое улыбнулось весело» направлена на закрепление навыков при работе с бумагой, клеем, ножницами, обучение детей созданию предметных композиций на занятии по ручному труду.
Данная методическая разработка разработана на основе комплексно-тематического планирования и проведена в средней группе «Зайчонок» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Материал подобран на доступном для детей уровне.
Для проведения данного занятия мной были поставлены следующие задачи:
Закрепить навык при работе с бумагой, клеем, ножницами;
Формировать умение детей самостоятельно создавать предметную композицию, дополняя образ важными деталями;
Развивать речь, внимание, память, любознательность, логическое мышления, мелкую моторику рук, эстетического вкуса, фантазии, художественного воображения;
Воспитывать эстетический вкус, совершенствовать художественно-творческие способности, интерес ко всему новому.
Форма организации детей: коллективная.
Средства, используемые педагогами и детьми в общении - слово педагога, речь детей, музыка, художественное слово.
Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, психологического комфорта, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Занятие (НОД) состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Построено на интеграции нескольких видов деятельности: конструирование, двигательная, игровая, музыкальная, коммуникативная и включение в сценарий художественной литературы.
В вводной части приоритетные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное. Решалась образовательная задача – мотивировать детей на предстоящую деятельность. Для этого, я использовала коммуникативную игру «Какое, оно, солнышко?», где дети передавали друг другу игрушечное солнышко и говорили какое оно. С целью вызвать у всех положительные эмоции, чувство товарищества, доброжелательности, создать интерес к занятию. Беседа об осени, о ее признаках, о солнышке помогла расширить кругозор, обогатить и активизировать словарный запас по теме «Осень». Так же во вводной части Аня Ч. рассказала детям стихотворение «Солнышко прячется за тучки», а Соня С. провела разминку «Солнце».
Вводная часть плавно перешла в основную. Приоритетные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В основной части детям было предложено найти друзей для нашего большого солнца. Для этого им необходимо было из ранее заготовленных дома с родителями «конструкторов» (из бумаги) собрать солнышко. «Конструктор»- это бумажный образ сборного солнышка. Домашнее задание предполагало активную работу ребенка с мамой (папой, сестрой…) по созданию различных образов солнышек из картона. Так появились солнышки сердечки, солнышки, где лучики ладошки и т.д.
В работе с детьми использованы наиболее эффективные методы и приемы: (создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, активизация речи детей, динамическая пауза, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы, помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется, анализ и самооценка деятельности детей).
Образовательная область заключительной части – это социально – коммуникативное и речевое развитие.
Виды деятельности:
Коммуникативная (В заключительной части занятия была проведена релаксация. В ходе которой дети, успокоив свои эмоции (звучала тихая, успокаивающая музыка), лежали на ковре с закрытыми глазами и мечтали о теплом весеннем солнышке…Свои мечты они после занятия смогли отразить в рисунках).
Результатом непрерывной непосредственной образовательной деятельности явилось то, что все дети (100%)смогли выполнить программные задачи, «детская цель» - создать друзей для солнышка достигнута. Все дети испытали радость творчества и ситуацию успеха (Стандарт). Каждый ребенок самостоятельно украсил группу своей работой. Солнышки стали праздничным украшением группы и детского сада.
Новизна и оригинальность конкурсной работы заключается в том, что обучение строится, как увлекательная проблемно – игровая деятельность, позволяющая ребенку занять субъективную позицию и обеспечить рост его самостоятельности и творчества. И здесь обязательным пунктом, в соответствии со Стандартом, является привлечение родителей в образовательную деятельность (III раздел Стандарта «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», пункт 3.2.5). Ведь участие взрослых сыграло свою положительную роль – родители вместе с детьми дома вырезали и рисовали конструкторы своих индивидуальных солнышек.
Таким образом, проведенное мною занятие (НОД) по развитию творческих способностей дошкольников, позволило сделать следующие выводы: специально созданные условия для развития творческих способностей детей помогают их активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности.
сценарий непрерывной образовательной деятельности
по формированию конструктивных умений
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
"СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ УЛЫБНУЛОСЬ ВЕСЕЛО"
Блок программы: художественное творчество (аппликация)
Автор конспекта: воспитатель Елена Михайловна Полехина
Тема: «Солнышко лучистое улыбнулось весело»
Приоритетная образовательная деятельность: художественно-эстетическое развитие
Интеграция видов деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, конструирование, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Задачи
Закрепить навык при работе с бумагой, клеем, ножницами;
Формировать умение детей самостоятельно создаватьпредметную композицию, дополняя образважными деталями;
Развивать речь, внимание, память, любознательность, логическое мышления, мелкую моторику рук, эстетического вкуса, фантазии, художественного воображения;
Воспитывать эстетический вкус, совершенствовать художественно-творческие способности, интерес ко всему новому.
Планируемый результат: все дети смогли выполнить программные задачи, «детская цель» - создание друзей для солнышка, испытание всеми детьми радости творчества и ситуацию успеха (Стандарт).
Средства, оборудование, материалы:
Наглядные (демонстративный материал): Игрушка «Солнышко», макеты солнышек в конвертах.
Раздаточный материал: цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, макеты солнышек в конвертах.
Предварительная работа: разучивание стихотворения о солнышке, поговорок и пословиц о солнце, разминка «Солнце», подбор тихой, успокаивающей музыки для релаксации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Этап образовательной деятельности | Ход образовательной деятельности | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
Организационный момент | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? А что можно сделать, чтобы ваше настроение стало еще лучше? Воспитатель загадывает загадку про солнышко. Появление солнышка (воспитатель вносит игрушку-солнышко) Воспитатель предлагаю детям сыграть в игру с солнышком (передавая его по кругу друг другу–каждому ребенку необходимо сказать «какое оно наше солнышко») | Дети встали в круг. Дети отвечают на поставленные вопросы. Утверждают, что для того, чтобы настроение стало еще лучше необходимо взять и улыбнуться друг другу» Отгадывают загадку. Аня Ч. читает стихотворение «Солнышко прячется за тучки» Дети обращают внимание на солнышко, подходят к нему, трогают его. Участвуют в игре с солнышком, называют прилагательные к слову «солнышко» | |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности | Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, у нашего солнышка совсем нет друзей. Давайте мы сегодня с вами поможем нашему солнышку найти себе друзей!» Воспитатель: «А для этого нам с вами необходимо немного размяться, предлагаю провести физ.минутку…» | Дети соглашаются Соня С. проводит разминку «Солнце» | |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности | Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о солнце, которые они дома с родителями нашли и выучили. Воспитатель: «Ребята, скажите, а из чего состоит солнышко?» | Дети рассказывают пословицы и поговорки о солнце. Дети высказывают предположения, дают ответы. | |
"Открытие" детьми новых знаний, способа действий | Воспитатель предлагает детям сесть за столы, обращает внимание детей на конверты, в которых лежат макеты солнышек для работы над аппликацией (круг, глазки, ротик, носик, лучики и т.д.), которые дети, совместно с родителями приготовили дома. | Дети соглашаются и проходят к столам, на которых лежат конверты с макетами для каждого ребенка, достают макеты из конвертов, рассматривают их. | |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы) | Детям предложено приступить к работе над аппликацией, используя макеты солнышек из конвертов. Воспитатель обращает внимание детей на макеты с недостающими элементами (глазки, носик, ротик) и предлагает закончить данную работу (организует конструктивную и изобразительную деятельность). Воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднение при работе над аппликацией. | Самостоятельная работа детей над аппликацией. | |
3. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
Итог образовательной деятельности, систематизация знаний. | Воспитатель обеспечивает положительную реакцию детей на творчество. - Посмотрите, какие замечательные солнышки получились! Воспитатель хвалит детей и предлагает украсить окна группы солнышками. | Дети рассматривают готовые изделия. Хвалятся и вместе с воспитателем украшают окна группы солнышками… | |
Рефлексия | Анализ полученных результатов от прошедшей деятельности. - Вам понравилось? - Что нового узнали? Воспитатель хвалит детей. | Проявляют радостное и восторженное настроение от полученных знаний и результатов творческой деятельности. Знакомят солнышко с его новыми друзьями. |