Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коррекционная деятельность логопеда в рамках образовательных областей

цель развитие всесторонне гармоничной личности ребенка при взаимодействии и взаимосвязи компонентов коррекционно - образовательной деятельности и образовательных областей задача разработать направления работы по коррекции нарушений речи и развитие ребенка в рамках образовательных областей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Коррекционная деятельность логопеда в рамках

образовательных областей»

МБДОУ «Детский сад № 8»

Учитель-логопед

Дикон И.В.

Кемеровская область,

г.Прокопьевск

Коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями оказывается на логопунктах ДОУ. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии речи детей, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

ФГОС выделяет пять образовательных областей («Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие») и в работе по коррекции нарушений речи развитие ребёнка по этим направлениям происходит параллельно.

Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют учителю-логопеду не только коррекционные задачи, но и решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. В соответствии с ФГОС учитель-логопед, используя принцип интеграции образовательных областей, включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

Таким образом, деятельность учителя- логопеда предполагает принципиально новый способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов коррекционно-образовательной деятельности и образовательных областей:

Образовательная область «Речевое развитие»

- Развитие словаря.

- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

- Развитие связной речи.

- Формирование коммуникативных навыков.

- Обучение элементам грамоты.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с нарушением речи развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.

На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

- Развитие психических функций.

- Формирование целостной картины мира.

- Познавательно-исследовательская деятельность направлена на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Развитие математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении дошкольников с нарушением речи мы опираемся на сохранные анализаторы, используем принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности, через все лексические темы. При планировании работы продумываем объем программного материала с учетом реальных возможностей каждого дошкольника (дети с пограничным состоянием ЗПР, легкими интеллектуальными нарушениями). Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Восприятие художественной литературы. Художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с нарушением речи с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают 10 эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

- Конструктивно-модельная деятельность. Максимально используем наглядно- схематические приемы, наглядное моделирование, схемы.

- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Плохо говорящему ребенку иногда легче нарисовать рассказ, чем пересказать. Поэтому, мы активно используем такие приемы, как рисунок эпизода, рисунок плана, схематичный рисунок - Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Формирование общепринятых норм поведения.

- Формирование гендерных и гражданских чувств.

- Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры). - Совместная трудовая деятельность.

- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Образовательная область «Физическое развитие»

- Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

- развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

-изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр

- занятий, игр, эстафет.

Образовательные области

задачи

Виды деятельности

Социально- коммуникативное развитие

- развивать в игре коммуникативные навыки;

- совершенствовать навыки игры, развивать умения устанавливать и соблюдать правила в игре;

- развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки, давать словесные характеристики героям, формулировать главную идею литературного произведения, пересказывать произведения от лица разных персонажей, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

- развивать психические процессы;

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей, совершенствовать связную речь при обучении детей различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания, развивать планирующую и регулирующую функции речи детей в процессе ручного и хозяйственно-бытового труда.

настольно- печатные игры;

-дидактические игры;

- театрализованные игры;

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, пересказах;

- беседа;

- режимные моменты.

Познавательное развитие

Конструирование: - закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи;

- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом;

-закреплять умения воссоздавать целостный образ объекта из составных частей;

- упражнять детей в использовании в процессе конструирования всех видов словесной регуляции: словесного отчета, словесного регулирования, словесного планирования деятельности;

- формировать партнерские отношения и коммуникативно-речевые умения детей в процессе выполнения коллективных работ.

Представления о себе и об окружающем мире:

- развивать речевую активность детей через расширение и углубление представлений детей об окружающем мире;

-развивать у детей навыки последовательного, содержательного рассказывания, правильного лексического и грамматического высказывания;

- способствовать овладению детьми речевыми действиями в соответствии с планом повествования, составляя рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры – моделирование;

- развивать у детей навыки отражения собственных впечатлений, представлений, событий своей жизни в речи, составляя с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта

игры с конструктивным материалом;

-дидактические игры;

- составление рассказов, пересказов;

- беседа;

- режимные моменты;

- пальчиковая гимнастика

Речевое развитие

упражнять в использовании речевых и неречевых средств коммуникации;

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта;

- совершенствовать планирующую и регулирующую функции речи детей в разных видах детской деятельности;

-способствовать развитию умения понимать содержание литературных произведений, давать словесные характеристики героям, формулировать главную идею литературного произведения,

пересказывать произведения от лица разных персонажей, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

- развивать умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- развивать у детей навыки отражения собственных впечатлений, представлений, событий своей жизни в рассказах «из личного опыта»;

- продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению;

моделирование;

- дидактические игры и игровые упражнения;

- проблемные ситуации;

- составление рассказов, пересказов;

- беседа;

- рассматривание схем и символов

Художественно- эстетическое развитие

-Развивать графо моторные навыки;

- развивать умение слышать ритмический рисунок ;

-учить передавать ритмический рисунок;

развитие мелкой моторики;

-развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепления мышц рук.

Физическое развитие

Развивать координированность и точность действий;

-Формировать правильную осанку при посадке за столом;

-Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

-пальчиковая гимнастика;

-речь с движением (логоритмика);

-физминутки;

- беседа

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области