Урок литературы
6 класс
Тема урока. «Сказка Г.- Х. Андерсена «В гостях у Снежной королевы»
Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при чтении сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Задачи:
Восстановить в памяти учащихся содержание сказки, способствуя более глубокому её восприятию. Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения
Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков. Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.
Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.
Оборудование и материалы к уроку:учебники чтения под редакцией Бгажноковой И.М., Погостиной Е.С.,компьютер, проектор, экран, колонки.
Мультимедийное сопровождение урока: презентация (См. Диск – папка «Уроки в старшей школе» - папка №3 – презентация «Снежная Королева»).
Автор: учитель русского языка и литературного чтения Ермаков Андрей Викторович.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Отчет дежурного.
Повторение.
- С каким произведением мы с вами знакомились на прошлых уроках? Это стихотворение,
рассказ или сказка?
(Сказка «Снежная королева»)
- Почему это произведение можно назвать сказкой?
(Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием
волшебных, фантастических лиц).
- Кто автор этой сказки? (Г.-Х. Андерсен).
Актуализация знаний.
Анимированный слайд с Андерсеном. Диалог «Андерсена» с учителем и учащимися.
(Создание иллюзии незримого присутствия на уроке писателя).(Слайд №2,3)
Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказке «Снежная Королева». Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому произведению.
- В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос:
Благодаря чему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?
II.Основная часть. Обобщающая беседа по произведению.
1.«Главные герои». Ответы на вопросы с поиском в тексте (выборочное чтение)
- Назовите героев сказки «Снежная королева».
(Кай, Герда, Снежная королева, Принц и Принцесса, Разбойница, Старушка).
Для усложнения задания учитель использует тренажер «Узнай героя по егословам»(Слайды 3 -10)
Инд.работа с учащимися 3 группы – помощь наводящими вопросами
Каких героев мы не вспомнили? Это не люди, но они помогли Герде вернуть Кая.
(Ворон и Олень)
- Чем были похожиГерда и Кай, что особенно украшало их жизнь?
- Как вы думаете, чувствовали ли они себя счастливыми? (Слайд №12-видео)
- Но произошло какое-то событие, которое сильно изменило жизнь Кая и Герды? Что это за событие?
- Какими свойствами обладало зеркало и его осколки?
- Как изменяется после этого Кай? Каким он стал?
Перед прочтением-разминка для глаз
(По тексту поиск 3 гл., стр.132).
Почему Снежная Королева решила увезти к себе во дворец именно Кая? (Она почувствовала родственную душу, которая стала холодной, равнодушной, как и душа самой Снежной Королевы).
- А что же было с маленькой Гердой, когда исчез Кай?
(Герда отправляется на поиски Кая).
И впереди её ждали приключения и испытания. Давайте вспомним, какой путь прошла Герда. (Тренажер «В поисках Кая» (Слайд №12)
а). Герда и старушка – волшебница.
Как старушка пыталась заставить забыть Герду о Кае и оставить у себя? (Поиск по тексту)
б).Герда у принца и принцессы
- Прочитайте в лицах разговор Герды с Вороном.
- Как отнеслись Принц и принцесса к Герде?
Какому испытанию подвергается Герда в гостях у Принца и Принцессы? (испытание богатством).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
г). Герда и Маленькая разбойница
- Что сделала для Герды она?
Как вы думаете, почему у Герды было столько помощников?
(Герда – добрая девочка. Она пробуждает добрые чувства в тех, кто встречается ей).
- Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?
(Голод, холод, страх. Много трудностей, испытаний ждало Герду на пути к Каю, но её ничто не страшит. Герда не поддаётся соблазну жить в достатке, роскоши. Ей бывало страшно, но мысль о том, что Кай жив, и она может его спасти, для Герды важнее всего. Опасности и трудности на пути Герды все увеличиваются с каждым её шагом).Слайд№13
- Итак, Герда в чертогах Снежной королевы. Давайте ещё раз вспомним, что такое чертоги?
(Чертоги– пышное, великолепное здание, дворец).
- Какими вы себе представляете чертоги Снежной королевы?
(Описание чертогов)
- Страшны они или красивы? Чем страшна эта красота?
- А что же Кай? Чем он занимается в чертогах Снежной королевы? Как он себя там чувствует?
(Он всем доволен и думает, что лучше ему быть не может. Он под властью Снежной королевы).
- Каким увидела Герда Кая в чертогах Снежной королевы?
(Бесчувственный, равнодушный к жизни и людям. Он превращается в живой кусок льда. Нелепое занятие представляется ему первостепенно важным).
- Какой вы представляете себе Герду, когда она видит Кая?
- Что изменилось в Кае, когда осколки зеркала растопились в горячих слезах Герды? В каких словах и поступках мальчика это выражается?
-Теперь вернемся к главному вопросу урока:Что помогло Герде победить могущественную Снежную Королеву?
Варианты ответов детей: (У Снежной королевы – холодное сердце, а у Герды – горячее. Герда –добрая девочка. Поэтому она побеждает зло, отвоёвывает Кая у Снежной королевы).
Коррекционноеупражнение: «Кроссворд от Г.Х. Андерсена», (Слайд №14)
(При затруднении детей со словом «чертоги» - кнопка «помощь»)
III. Итог урока.
- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни, настоящее сокровище. Оно даёт человеку огромную силу, делает его непобедимым.
Домашнее задание:
- В качестве домашнего я хочу предложить вам такое задание: каждому из вас в сказке понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию. Мы соберем рисунки в одну мультимедийную книгу, которые вы, ребята, сами озвучите, и полученную сказку мы преподнесем в подарок нашим маленьким друзьям из начальной школы.
- Наш урок подошёл к концу, я хочу сказать вам большое спасибо. Вы мне очень хорошо помогали. До свидания.