Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект ОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе «В гости к бабушке Варваре»

Цель формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм потешки, загадки, скороговорки, небылицы, колыбельные. Задачи • Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм • Учить детей загадывать загадки, построенные на описании исполнять колыбельные, рассказывать потешки • Формировать выразительность, точность речи, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом • Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект ОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

в средней группе

«В гости к бабушке Варваре»

Подготовила Карпушина Наталия Александровна

Цель: формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, скороговорки, небылицы, колыбельные).

Задачи:

Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм;

Учить детей загадывать загадки, построенные на описании; исполнять колыбельные, рассказывать потешки;

Формировать выразительность, точность речи, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа: разучивание потешек, загадок, скороговорок, колыбельных, народных игр со словами.

Материалы: игрушки на каждого ребенка, сундучок, игрушки - мышка, петушок, курочка, платок, ленты на палке.

Оборудование: уголок в группе, оформленный под избу со столом, скамейками, посудой, самоваром.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).

- Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Варваре в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем) «Уселись» поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:

По дорожке ровной, гладкой,

Скачут быстрые лошадки:

Чок, чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

- Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, выходит бабушка)

Бабушка Варвара: - Здравствуйте, детишки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики)

- А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, то такое потешки?

Дети: - Это веселые стишки.

Бабушка: - Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину, у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. Тогда, когда умывали, купали их, причесывали, или когда ребенок делал первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Возьмите игрушки и давайте расскажем потешки.

Бабушка берет куклу, гладит ее по голове и ласково приговаривает:

- Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Понравилась вам потешка? Какие лаковые слова вы заметили? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек, сиреневый кусточек.

- Какие еще потешки вы знаете?

Бабушка: - Ребята, а вы любите играть?

Дети: - Да, любим.

Бабушка: - Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить, играли так… играйте вместе со мной.

Берет на колени куклу, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:

Поехали, поехали

В лес за орехами.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку … Бух!

Из ямки … Ух!

Воспитатель: - А еще вот так играли:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай,

Переваливай, валяй!

- Понравились вам эти игры? В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.

Бабушка: - Ребята, у меня для вас чудесный мешочек. Отгадайте, что лежит внутри. Как можно узнать об этом?

Дети: - Посмотреть в сундучок. Пощупать.

Бабушка (пробует открыть): - Не открывается. Как еще можно узнать, что внутри?

Дети: - Угадать.

Бабушка: - Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. У меня для вас загадки. Отгадате?

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Дети: - Мышка.

Бабушка: - Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Ответы детей. Достает из сундучка мышку.

Воспитатель: - Послушайте следующую загадку:

На голове красный гребешок,

Под носом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры.

Дети: - Петушок.

Воспитатель: - Правильно. А как вы догадались?

Ответы детей. Достает петуха.

Бабушка: - Молодцы! И эту загадку отгадали. Дети, а вы знаете загадки? (Дети загадывают загадки друг другу)

Бабушка: - Квохчет-квохчет, деток созывает,

Всех под крыло собирает.

Дети: - Курица. (Бабушка показывает игрушку)

Бабушка: - А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется «Курочка-рябушечка». Я буду «курочкой», а вы моими «цыплятками».

Воспитатель берет на себя роль «коршуна». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает:

- Курочка-рябушечка, куда пошла?

- На мельницу.

- Курочка-рябушечка, зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, кому вода?

- Ребятишкам.

- Курочка-рябушечка, ребята чьи?

- Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Дети: - Пи-пи-пи-пи!

«Коршун» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят» «крыльями». А «цыплята» стараются увильнуть от «коршуна».

Вдруг неожиданно игрушка-курица начинает что-то кудахтать, несколько раз повторяя: «От топота копыт пыль по полю летит».

Бабушка (делает вид, что курица сказала ей на ухо): - Ребята, курочка хочет поиграть с вами в игру. (Дети встают в круг и играют с курочкой в игру «Быстро и правильно», повторяют скороговорку, передавая игрушку по кругу).

Воспитатель: - А знаете ли вы, что мы сейчас произносили? Правильно, скороговорку.

- Я тут вчера вышла на улицу, а там… такое творилось, вот послушайте:

Курочка бычка принесла,

Поросенок яичко снес,

По поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал!

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила – деток вывела,

Малых деточек – посяточек.

Поросятки по сучкам висят,

В небеса глядят, лететь хотят.

Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказала? (Небылицу) А что это такое? (То, чего на самом деле быть не может) Скажите, что в этой небылице не так? (Ответы детей) Детки, скороговорки и небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, тоже являются малыми фольклорными формами.

- Давайте с вами поиграем в игру «Волшебный платочек».

Дети свободно двигаются по залу, выполняют плясовые движения. Музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Бабушка, расправив платок, обходит ребят и кого-нибудь их них накрывает им.

Бабушка: - Раз! Два! Три!

Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте,

Поскорее отвечайте!

Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают, а ребенок встает и прыгает под музыку и хлопки детей. Игра проводится несколько раз.

Воспитатель: - Выходи играть, ребята,

Выходи играть, девчата.

Лента яркая – атлас

Закружит всех дружно нас!

Игра «Карусель». Дети берутся за ленты, говорят слова и двигаются по кругу

- Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Бабушка: - Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим друзьям пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (Спеть колыбельную) Правильно, ведь издревле маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном. Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)

- Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу детку не буди. (Укладывают игрушки спать)

- Наши друзья уснули, ну а я хочу угостить вас гостинцами и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка угощает детей)

Воспитатель: - С какими малыми фольклорными формами мы познакомились?

- Почему мы их относим к народному творчеству?

- Вм занятие понравилось?

- Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети «скачут»)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области