Конспект ОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой
в средней группе
«В гости к бабушке Варваре»
Подготовила Карпушина Наталия Александровна
Цель: формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, скороговорки, небылицы, колыбельные).
Задачи:
Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм;
Учить детей загадывать загадки, построенные на описании; исполнять колыбельные, рассказывать потешки;
Формировать выразительность, точность речи, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа: разучивание потешек, загадок, скороговорок, колыбельных, народных игр со словами.
Материалы: игрушки на каждого ребенка, сундучок, игрушки - мышка, петушок, курочка, платок, ленты на палке.
Оборудование: уголок в группе, оформленный под избу со столом, скамейками, посудой, самоваром.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).
- Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Варваре в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем) «Уселись» поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:
По дорожке ровной, гладкой,
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
- Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, выходит бабушка)
Бабушка Варвара: - Здравствуйте, детишки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики)
- А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, то такое потешки?
Дети: - Это веселые стишки.
Бабушка: - Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину, у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. Тогда, когда умывали, купали их, причесывали, или когда ребенок делал первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Возьмите игрушки и давайте расскажем потешки.
Бабушка берет куклу, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
- Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- Понравилась вам потешка? Какие лаковые слова вы заметили? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек, сиреневый кусточек.
- Какие еще потешки вы знаете?
Бабушка: - Ребята, а вы любите играть?
Дети: - Да, любим.
Бабушка: - Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить, играли так… играйте вместе со мной.
Берет на колени куклу, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:
Поехали, поехали
В лес за орехами.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку … Бух!
Из ямки … Ух!
Воспитатель: - А еще вот так играли:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай,
Переваливай, валяй!
- Понравились вам эти игры? В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.
Бабушка: - Ребята, у меня для вас чудесный мешочек. Отгадайте, что лежит внутри. Как можно узнать об этом?
Дети: - Посмотреть в сундучок. Пощупать.
Бабушка (пробует открыть): - Не открывается. Как еще можно узнать, что внутри?
Дети: - Угадать.
Бабушка: - Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. У меня для вас загадки. Отгадате?
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: - Мышка.
Бабушка: - Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей. Достает из сундучка мышку.
Воспитатель: - Послушайте следующую загадку:
На голове красный гребешок,
Под носом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры.
Дети: - Петушок.
Воспитатель: - Правильно. А как вы догадались?
Ответы детей. Достает петуха.
Бабушка: - Молодцы! И эту загадку отгадали. Дети, а вы знаете загадки? (Дети загадывают загадки друг другу)
Бабушка: - Квохчет-квохчет, деток созывает,
Всех под крыло собирает.
Дети: - Курица. (Бабушка показывает игрушку)
Бабушка: - А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется «Курочка-рябушечка». Я буду «курочкой», а вы моими «цыплятками».
Воспитатель берет на себя роль «коршуна». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает:
- Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На мельницу.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, кому вода?
- Ребятишкам.
- Курочка-рябушечка, ребята чьи?
- Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!
Дети: - Пи-пи-пи-пи!
«Коршун» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят» «крыльями». А «цыплята» стараются увильнуть от «коршуна».
Вдруг неожиданно игрушка-курица начинает что-то кудахтать, несколько раз повторяя: «От топота копыт пыль по полю летит».
Бабушка (делает вид, что курица сказала ей на ухо): - Ребята, курочка хочет поиграть с вами в игру. (Дети встают в круг и играют с курочкой в игру «Быстро и правильно», повторяют скороговорку, передавая игрушку по кругу).
Воспитатель: - А знаете ли вы, что мы сейчас произносили? Правильно, скороговорку.
- Я тут вчера вышла на улицу, а там… такое творилось, вот послушайте:
Курочка бычка принесла,
Поросенок яичко снес,
По поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал!
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила – деток вывела,
Малых деточек – посяточек.
Поросятки по сучкам висят,
В небеса глядят, лететь хотят.
Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказала? (Небылицу) А что это такое? (То, чего на самом деле быть не может) Скажите, что в этой небылице не так? (Ответы детей) Детки, скороговорки и небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, тоже являются малыми фольклорными формами.
- Давайте с вами поиграем в игру «Волшебный платочек».
Дети свободно двигаются по залу, выполняют плясовые движения. Музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Бабушка, расправив платок, обходит ребят и кого-нибудь их них накрывает им.
Бабушка: - Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее отвечайте!
Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают, а ребенок встает и прыгает под музыку и хлопки детей. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: - Выходи играть, ребята,
Выходи играть, девчата.
Лента яркая – атлас
Закружит всех дружно нас!
Игра «Карусель». Дети берутся за ленты, говорят слова и двигаются по кругу
- Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
Бабушка: - Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим друзьям пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (Спеть колыбельную) Правильно, ведь издревле маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном. Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)
- Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам волчок не ходи,
Нашу детку не буди. (Укладывают игрушки спать)
- Наши друзья уснули, ну а я хочу угостить вас гостинцами и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка угощает детей)
Воспитатель: - С какими малыми фольклорными формами мы познакомились?
- Почему мы их относим к народному творчеству?
- Вм занятие понравилось?
- Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети «скачут»)