Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе игры с природными объектами

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

Стр.

Введение

3

1. Теоретические аспекты познавательного развития детей 5-6 лет в процессе игры с природным объектом

5

2. Содержательные и методические аспекты развития познавательных процессов в реализации игры с природным объектом

7

Заключение

9

Литература

10

ВВЕДЕНИЕ

Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе  обычно переходит в разряд неуспевающих.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка.

Этот период называют сензитивным для развития познавательных процессов.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоений знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность формирования мыслительных операций у дошкольника.

В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения в ДОУ.

Проблеме познавательного развития у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.П.Аникеева, Н.Н.Поддьяков, Ж.Пиаже и многие другие.

.

Я считаю, что проблемы изучения своевременного развития познавательных процессов, является актуальными, так как, что будет «недодобрано» вначале, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Цель: развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет в процессе игры с природным объектом.

Объект исследования:  дети 5-6 лет.

Предмет исследования: познавательное развитие.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в итоговой работе ставились и последовательно решались следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ проблемы познавательного развития у детей 5-6 лет в процессе игры с природным объектом.

2) Разработать комплекс мероприятий с природным объектом направленный на познавательное развитие.

3) Реализовать игру с природным объектом направленную на познавательное развитие.

Ожидаемые результаты работы: формирование познавательного интереса у детей 5-6 лет в процессе игры с природным материалом.

Теоретические аспекты познавательного развития детей 5-6 лет в процессе игры с природным объектом

Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1.К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися  ребёнку сторонами и обстоятельствами.

2.Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

3.Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной  нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4.К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Познавательный интерес детей 5-6 лет актуально развивать в процессе игры с природным материалом, где как в не таких играх ребенок будет самостоятельно изучат окружающий его мир.

В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Содержательные и методические аспекты развития познавательных процессов в реализации игры с природным объектом.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Главное поддержать инициативу детей и их познавательный интерес к новым знаниям.

На прогулке, на территории детского сада, в дорожке здоровья дети заметили шишки. Входе наблюдения у детей возник вопрос: «- Почему шишки различны на вид?».

Что бы ответить на данный вопрос с детьми были проведены мероприятия, такие как:

Просмотр шишки.

Просмотр иллюстрации хвойных деревьев (сосна и ель).

Проведение игры с природным материалом «Мишка – косолапый».

Сделана поделка из шишки.

При просмотре шишек от ели и сосны, внимание было уделено их величине, форме, свойству. Дети потрогали шишки, тактильно ощутили их различие. Сделали массаж ладоней при помощи двух шишек.

При просмотре иллюстраций хвойных деревьев были выделены различия между ними, дети сделали вывод что шишки так же как и деревья отличаются, это семена от различных деревьев, хоть и сходство тоже есть.

Входе игры «Мишка-косолапый», было закреплено полученное знание, дети с интересом выполнили задание, помочь разложить шишки по разным корзинам, шишки от сосны в красную корзину, шишки от ели в синею.

Какую подделку из шишки сделать дети решали самостоятельно, выбирая при этом нужный им материал – бумага, картон, целлофан, шнурок.

Заключение

Поставленная мною цель и задачи были выполнены. В результате проведенных мероприятий дети самостоятельно ответили на поставленный вопрос при помощи природного материала.

Работая с природным материалом, ребенок знакомился с его свойствами, у него развивалась мелкая мускулатура рук, координация движений, внимание, мыслительные операции, память, восприятие.

Очень понравилось ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то еще.   

Мне бы хотелось, что бы дети чаще задавали подобные вопросы, проявляя свой познавательный интерес к окружающему миру, моя задача помочь им в этом.

Литература

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области