Конспект организованной образовательной деятельности
в средней группе.
Тема: «Опыты с воздухом»
Воспитатель: Касторная А.А.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Цель: формирование представления у детей среднего школьного возраста о свойствах воздуха и его значении для человека.
Задачи:
Формировать у детей познавательный интерес, обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности, навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, интерес и желание расширять свой кругозор; формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Ожидаемый результат: У детей сформируется представление о свойствах воздуха и его значении для человека. Дети научатся проводить некоторые опыты самостоятельно и делать выводы, исходя из проведенных опытов. Активизируется мышление, речь детей.
Образовательная среда:
Демонстрационный материал:
- воздушные шарики;
- тарелка;
- воронка;
- маленькая игрушка;
- почтовая коробка;
- конверты с заданиями.
Раздаточный материал:
- салфетки бумажные;
- полиэтиленовые мешки;
- пластиковые стаканы для воды,
- мыльные пузыри;
- трубочки для коктейля.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулках за ветром, игры с мыльными пузырями, воздушными шариками;
- беседа на тему «Как человек использует воздух»;
- рассматривание иллюстраций;
- заучивание стихов, песен, загадывание загадок о воздухе и природных явлениях;
- рассматривание тематического альбома, картотеки «Природные и погодные явления».
Ход занятия:
Стук в дверь: вам пришла посылка!
Воспитатель: Какая красивая коробка, что же в этой коробке?
Давайте откроем и посмотрим. В ней полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пластиковые трубочки, мыльные пузыри, конверты и письма. Давайте прочтем, что же в этом письме?
Воспитатель: Нам пишет Незнайка. Он пишет, что его друзья собираются путешествовать на воздушном шаре, а его возьмут, если он отгадает загадку, и объяснит для чего эти предметы и что у них общего. Незнайка просит помочь ему. Поможем?
Дети: - Да.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы поговорим о воздухе. И не просто поговорим, но и, благодаря этой посылке от Незнайки, мы будем делать опыты, как настоящие учёные, отвечать на вопросы (Воздух, он какой? Что мы знаем о воздухе, ребята? А вы хотите воздух увидеть?) и делать выводы. Вы готовы, ребята?
Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас.
А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?
Дети: Не получается.
ОПЫТ №1«Что в пакете?»:
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: он пустой
Воспитатель: Его можно сложить пополам. Смотрите, какой он тоненький. А давайте попробуем пакетом поймать воздух! Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Теперь мы можем увидеть воздух?
Дети: – Нет.
Воспитатель: Почему? (ответы детей) Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как вы думаете почему?
Дети: (выполняют опыт) отвечают на вопрос: в нем нет воздуха.
Вывод: наш воздух прозрачный, не имеет запаха и цвета.
Подойдите к столам.
А сейчас возьмите трубочки.
ОПЫТ №2 «Игры с соломинкой»:
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Дети: выполняют
Воспитатель: что происходит?
Дети: выходят пузырьки
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы его дуем в трубочки, и воздух выходит. Для того, чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом, получаются пузырьки.
ОПЫТ №3 «Игры с воздушным шариком»:
Воспитатель: Ребята, пройдемте на ковер. Посмотрите, у нас два шарика. Что вы можете сказать о них?
Дети: Они разные! Один плохо надут, другой большой, сильно надутый!
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с ними (дети играют). Ребята, с каким шариком вам интереснее играть?
Дети: С большим! Его лучше надули и он лучше отбивается, и летает лучше!
Вывод: внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Также и внутри надутого шарика есть воздух, который попал при выдохе из человека и, чем больше воздуха, тем больше шарик упругий.
ОПЫТ №4«Надувание мыльных пузырей»:
Воспитатель: (наливает в тарелку мыльный раствор и кладет в центр тарелки маленькую фигурку, накрывает ее воронкой. Затеи дует в трубочку воронки, наклоняет ее и освобождает из-под нее пузырь. Фигурка на тарелке остается под мыльным колпаком)Ребята, что вы видите?
Дети: Ура! Фигурка в мыльном пузыре!
Воспитатель: как вы думаете, что находится внутри мыльного пузыря (колпака)?
Дети: воздух!
Воспитатель: Предлагаю вам взять мыльные пузыри и поиграть с ними – попускать их! Посмотрите, одного размера получаются пузыри?
Дети: разного размера!
Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Мыльные пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели и воздухоисследователи! В результате наших опытов, что же мы обнаружили? (дети совместно с воспитателем подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей.
- что мы с вами дышим воздухом - воздух необходим для жизни!
Молодцы! Мы с вами отправим Незнайке видеописьмо и друзья из Солнечного города непременно возьмут его в путешествие на воздушном шаре! Ребята, вам понравилось делать опыты?
Дети: Да! И еще мы очень рады, что помогли Незнайке!