Автор: Кривоногова Ирина Юрьевна
МДОУ № 30 «Буратино», п. Чульман, Нерюнгринского района, РС(Я)
Учитель-логопед
Автор: Юзенко Ирина Михайловна
МДОУ № 30 «Буратино», п. Чульман, Нерюнгринского района, РС(Я)
Воспитатель
Конспект
открытого занятия в старшей группе
по обучению грамоте на тему:
«В поисках Дерева Мудрости»
Воспитатель : Юзенко И. М.
Учитель-логопед : Кривоногова И. Ю.
2019 год
Цель. Совершенствовать речь детей. Выявление уровня знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний предыдущего;
- Закрепить знания пройденных букв;
- Помогать правильно придумывать предложения, опираясь на мнемокарточки;
- Развивать фонематическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные, определять место звука в слове).
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, воображение;
- Развивать зрительное восприятие;
- Активизировать участки головного мозга детей, отвечающих за развитие речи с помощью Су – Джок терапии.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно;
- Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, быть самостоятельными;
- Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Методические приёмы:
- Словесный (вопросы, объяснения);
- Наглядный (интерактивные игры, мнемокарточки, домики на определение звука в слове, обручи, картинки с буквами);
- Игровой (П/И «Зажги цвет», массаж ладоней и пальцев рук шарами Су – Джок);
- Практический (составление предложений, определение звука в словах);
- Музыкальное сопровождение.
Оборудование:
Видеоролики, интерактивная доска, обручи (синего и красного цвета), пенёк, клубок, видеопроектор, интерактивные игра «Гусеница», интерактивная игра «Найди слово с заданным звуком», интерактивная игра «Измерь слово».
Раздаточный материал: домики с окошками, мнемокарточки, Су – Джок шары, медальки, конфеты, азбука.
Предварительная работа: Разучивание слов к приветствию и разучивание слов к массажу; словесная игра «Собери бусинки», придумывание предложений с помощью мнемокарточек.
Ход занятия
Вводная часть. Создание мотивационного поля (организационный момент)
- Вос – ль: Давайте поприветствуем друг друга добрыми словами.
Проводится игра приветствие « Доброе утро»
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений.
На полу лежит конверт
- Вос – ль: Ребята, что это такое? Правильно это конверт. Интересно кто же его принёс? Как вы думаете, для кого он?
Ответы детей.
- Вос – ль: Вытаскиваю из конверта листок, читаю.
«Ребята мы приглашаем Вас отправиться в путешествие и найти дерево Мудрости».
- Вос –ль: Вы согласны отправиться в путешествие?
Дети: Согласны
Мотивация деятельности детей
- Вос – ль: Мне кажется, что там нас будут ждать сказочные герои и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только, тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся полно тайн и чудес! Вы готовы?
Дети: Да.
- Вос – ль: Давайте подумаем, на чём мы отправимся путешествовать в волшебную страну?
Высказывание детей.
Основная часть.
- Вос – ль: Смотрите здесь волшебный ковёр – самолёт. Давайте присядем и возьмёмся все за руки, закроем глаза и произнесём волшебные слова:
«Земля прощай! В добрый путь!»
(Звучит музыка, имитация полёта)
- Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес, 1,2,3,4,5 можно глазки открывать.
Сказочница (голос из – за ширмы)
Вот вы и в волшебной стране!
Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
Вам будет в этом помогать
Герой из русской сказки!
Ребята, дружно все шагайте,
Да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями
Дерево Мудрости отблагодарит вас.
Дети проходят, садятся на стулья возле интерактивной доски.
( На экране появляется Баба – Яга)
- Баба Яга: Вижу, к нам пожаловали храбрецы! Чего расшумелись – то? Или подарочков захотели, небось, от дерева Мудрости? Ха – ха – ха! Вы думаете так легко найти это дерево? Я сама его искала, да не нашла. Но я могу дать вам в помощь мой волшебный клубочек.
(кидает вверх, и он вылетает из – за интерактивной доски).
Куда он покатиться туда вам и путь держать надо.
- Вос – ль: Интересно, куда же нас поведёт волшебный клубочек?
(Кидаю клубок, он катится к столам)
- Логопед: Клубочек нас привёл к первому заданию
Дети рассаживаются за столы. На столах у каждого домики с окошками.
- Логопед: Игра «Зажги свет»
Ребенку предлагается определить место звука в слове (начало, середина, конец) и зажечь свет в одном из трех окошек (первом, среднем, последнем). Для этого следует потянуть за полоску вверх или вниз, в зависимости от того, какой цвет нужен (синий обозначает твердые звуки, зеленый – мягкие звуки).
После игры дети встают и воспитатель кидает клубок он катится к интерактивной доске.
Подходим с детьми к доске.
- Вос – ль: Мы с вами будем играть в игру, которая называется «Гусеница». Слушайте внимательно задание. Надо выложить гусеницу из слов по цепочке. Для этого надо определить последний звук в заданном слове и на него выбрать следующую картинку.
- Вос – ль: Молодцы справились с этим заданием хорошо.
Покатился наш клубок
Накатился на пенёк
А пенёчек не простой,
А пенёчек тот лесной.
(На пеньке приколото задание)
- Логопед: Ребята на пеньке задание, слушайте. Вы знаете, что звуки бывают разными.
Если ты произносишь звук, а губы, язык или зубы не мешают воздуху свободно выходить изо рта, то эти звуки – какие?
Дети: Гласные
- Логопед: Если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают свободно выходить изо рта, то значит это звуки какие?
Дети: Согласные.
- Логопед: Гласные звуки мы обозначаем каким цветом?
Дети: Красным
- Логопед: А согласные?
Дети: Синим.
- Логопед: Мы с вами поиграем в подвижную игру. Я вам буду показывать букву, а вы будете определять какой это звук и бежать к тому цвету, который обозначает этот звук. Если я показываю гласный – вы бежите к красному обручу, если согласный, то к синему обручу.
Проводится подвижная игра
Кидаем клубок, он катится к интерактивной доске.
- Вос – ль: Ребята мы сейчас должны будем с вами разобрать слова на слоги. К нам приедет вагончик на котором будет стоять цифра 1. Нам нужно выбрать с вами слова, которые будут состоять из одного слога, если будет цифра 2, то в словах сколько будет слогов?
Дети: Два
Проводиться игра «Измерь слово»
- Вос – ль: Молодцы ребята! Справились с заданием!
Кидаю клубок, где лежат шары Су – Джок:
Ты катись, катись клубок
На пути шары Су – Джок!
Вы шары в руках катайте,
И за мною повторяйте.
Дети берут в руки по мячику, выполняют массаж Су – Джок шарами.
«Колючий ёжик»
Глядь мои ладошки, ёжик!
Ты колючий. Ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся до колючек)
- Логопед: И покатился наш клубок дальше. Ребята, а здесь нас снова ждёт игра. Наш клубок прикатился к столам. Проходите к столам.
Составление предложений с помощью мнемокарточек ( у каждого ребёнка набор мнемокарточек)
- Логопед: Внимательно рассмотрите свои карточки и с помощью этих карточек, вы должны будете составить предложения. Кто будет готов, поднимайте руку.
- Логопед: Какие вы молодцы с задание справились хорошо.
- Вос – ль: Ну, что будем кидать клубок ?
Дети: Да
Воспитатель кидает клубок , он катится к интерактивной доске.
Проводится игра « Найди слово с заданным звуком»
Вос – ль: Вы должны послушать песенку и определить на какой звук мы будем выбирать слова.
Дети выбирают слова со звуками (Ж) и (Ш)
После игры на экране появляется Баба Яга.
А. Вы и в правду молодцы и храбрецы! Не испугались трудностей, со всеми заданиями справились! Вы находитесь в одном шаге от Дерева Мудрости. Будьте внимательны! Смелей вперёд!
(Клубочек катится к дереву, снимаем ткань: на дереве висят медальки, внизу книга Азбука и конфеты)
Голос Сказочницы:
За ваши знания и старания Дерево мудрости награждает вас всех медалями. Снимите с дерева по одной медали, возьмите за свои старания. А ещё дерево дарит вам частичку своей мудрости – книгу « Азбуку» - эта книга поможет вам подготовиться к школе и стать мудрее. И ещё вам в подарок конфеты.
Заключительная часть:
-Логопед: А теперь пора возвращаться в детский сад, проходите на ковёр - самолёт. « Скажем вместе, скажем дружно, в детский сад попасть нам нужно!»
Звучит музыка
- Логопед: Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравились больше всего? А кому было сложно в этом путешествии? Какие задания вам показались наиболее затруднительными?
Ребята вы сегодня порадовали нас своими знаниями! И мы гордимся вами, что вы такие умные и смелые воспитанники.