МБОУ СОШ №1г.Онеги « Детский сад «Ромашка»
Конспект занятия по развитию связной речи
в подготовительной группе « Прогулка в зимний лес».
Подготовила воспитатель Фомина С.Н.
Февраль 2019г.
Цель: Систематизировать и обогащать знания детей о природе, о животных и птицах зимой.
Задачи:
Обучающие : уточнить и расширить представление дет. о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц зимой. Обобщить знания о том, какую помощь оказывают им люди. Учить внимательно слушать ответы друг друга, давать обоснованное дополнение, четко формулировать ответы ,составлять сложносочиненные предложения.
Развивающие: развивать познавательный интерес , формировать способность видеть красоту окружающего мира природы. Развивать связную речь, мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы). Наблюдения на прогулке за сезонными наблюдениями в живой и неживой природе. Рассматривание иллюстраций о временах года, о животных.
Оборудование: аудиозаписи, картинки животных и птиц, картины о зиме, мнемотаблица ,изображение следов обитателей леса ,ёлки.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом.
-Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте ! «друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется!
Доброе утро, ребята!
И гостям пожелаем доброго утра.
-Скажите, какое у нас сейчас время года? Какой месяц зимы? Назовите все зимние месяцы .Вам нравится зима? Почему? Я тоже люблю зиму.
А вы помните первый зимний день? Каким он вам запомнился?( в один день всё покрылось белым покрывалом).
А давайте мыс вами отправимся на прогулку в лес .Как вы думаете, на чём лучше всего прогуливаться по зимнему лесу? ( на лыжах).
Шапки, шарфики, перчатки
Надевайте вы быстрей.
В зимний лес мы на прогулку
Отправляемся скорей.
А теперь надеваем быстро лыжи,
Палки в руки мы берем
И скорее друг за другом
По лыжне мы все пойдем.( музыка)
Долго мы на лыжах шли,
На полянку все пришли.
-Устали? Посмотрите, какая красота в лесу! Давайте поиграем в игру «Какой, какая?» Я назову слово, вы придумаете к нему определение-какой или какая . »Мы комочек в руки взяли, по словечку все сказали». Называете слово , даете мне комочек.
(лес- зимний, расписной, великолепный, светлый, таинственный, белый…)
(зима- снежная, красивая, сказочная, лютая, студеная, морозная...)
Давайте отдохнем , снимайте лыжи и присаживайтесь на » пенечки».(садятся на стульчики).
( Показ картины зимнего леса).
-Весь лес засыпан снегом, будто спит под пуховым одеялом.
-А вы знаете ,где рождается снег?(ответы дет.)
( Над землей всегда есть водяные пары. Когда они поднимаются высоко, то превращаются в 6-угольные кристаллики льда, потому, что чем выше ,тем холоднее .Опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку-снежинку).
-Как вы думаете, готовятся ли к зиме деревья? (ответ дет.)
На первый взгляд , кажется, что нет. Может им не страшны морозы? (ответы дет.).Оказывается, деревья, как и животные, готовятся к зиме. Они сбрасывают листья, чтобы укрыть корни от мороза, перестают расти и погружаются в глубокий сон. У зверей растет подшерсток, у птиц- подпушек, а на дереве вырастает панцирь- пробковый слой, который находится в коре дерева. Пробка не пропускает воду и холодный воздух. Но самая лучшая защита для них- это пушистый снег.
-Вы заметили, что в лесу никого не видно? Наверное, все звери и птицы попрятались. Почему? (ответы дет.) ( Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно.)
Смотрите! Здесь чьи-то следы! ( карточки следов зайца, лисы, волка, белки, лося.)
Дети по очереди берут карточку и рассказывают о животном по мнемотаблице: ( кто? Части тела? Окрас меха? Меняет ли шубку? Жилище? Чем питается ? делает ли запасы? Кто враги?)
А почему мы не нашли следов барсука, ежа , медведя? (ответы детей).
Как человек может помочь лесным жителям прокормиться? ( ответы дет.)
Молодцы! Пойдем дальше? Одевайте лыжи, может еще кого-нибудь встретим. ( Слышим голоса птиц )
-А чьи здесь отпечатки на снегу, будто веточки? (ответы дет.)
-Разве не все улетели осенью в теплые края? Ведь стоит зима , метет пурга северная, холодная. Под снегом скрыты все корма, все зернышки съедобные.
-Как называются птицы, которые остались с нами? (зимующие)
-А те, кто отправились в теплые края?( перелетные )
ИГРА «Найди зимующих птиц»
(предлагаются карточки с перелетными ( ласточки, журавли, грачи…) и зимующими ( синицы, снегири, свиристели, воробьи, клесты,…) птицами .Выбрать зимующих птиц и разместить на елке.)
-Чем питаются птицы? Где добывают корм зимой? ( снегири , клесты-семенами растений, шишек, ягодами рябины; Птицы собираются в стаи, слетаются ближе к жилью человека, т. к. самое страшное для них-голод, особенно в конце зимы, когда на рябине и калине ягод больше нет. Пернатые знают, что человек не оставит их в беде и накормит.) Мы с вами тоже подкармливаем птичек , ведь сделать это не трудно, а польза большая!
-Пора возвращаться в д/с.. До свидания, зимний лес!
Вместе по лесу пойдем,
Не спешим, не отстаем,
Дружно ,весело идем
Скоро в садик мы придем!
Вот мы и пришли. Снимаем лыжи .Вам понравилась наша прогулка в зимний лес?
Что вам запомнилось? Что интересного узнали?
Застывшие реки, мороз, снег, следы птиц, пустые шишки под елями и соснами, снегири с ярко-красными грудками на ветках рябины, нахохлившиеся синицы и воробьи, с нетерпением ждущие корма,- всё это прекрасный мир зимней природы!
Он ждет от нас внимания, помощи и защиты ,а чтобы его защитить, надо его узнать и полюбить.
Спасибо вам за занятие.