Формирование толерантного отношения к окружающему миру

Формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий, людей с Овз.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 91 «Бригантина»

города Калуги

Творческий отчет:

«Формирование толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ №91

Процык Елена Ивановна

2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

Актуальность………………………………………………………………..

Цель моей работы………………………………………………………….

Задачи……………………………………………………………………….

Пути реализации задач…………………………………………………….

Теоретическое обоснование выбранной темы……………………………

Новизна………………………………………………………………………

Реализация работы…………………………………………………………..

Оценка эффективности реализации моей работы………………………..

Анализ результатов, подведение итогов………………………………….

Перспектива дальнейшей работы…………………………………………

Литература………………………………………………………………….

Введение

Развитие детской толерантности является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель-воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Толерантность-это искусство жить в мире разных людей. Толерантный путь – это путь человека, хорошо чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития толерантного отношения, в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, они стоят на пути формирования собственного взгляда на мир и отношения к тому, что происходит вокруг них. В дошкольном периоде закладываются основы толерантности, но работа над формированием терпимого отношения к миру продолжается в школьном возрасте и в последующие годы.

Детское поведение отличается от взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребёнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Прежде чем научить детей быть терпимыми, взрослым необходимо научиться самим обладать этим качеством. Толерантность в дошкольном образовании — это общение воспитателя и воспитанников, которое способствует формированию культуры общения, уважения индивидуальности, способности выражать своё мнение.

С точки зрения А.Г. Асмолова «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей». В современном мире нас окружает множество творческих, необычных людей, границы мира постоянно расширяются, человечество узнает много нового, порой мы даже не успеваем за изменениями. Все это подталкивает современного человека к осознанию значимости других людей, принятию их культуры. Именно этим чувствам необходимо дать развитие в дошкольном образовании.

Тема моего отчета выбрана в связи с необходимостью создания толерантного пространства для дошкольников. Почему именно толерантность, на мой взгляд, данный аспект актуален именно для современных дошкольников, данная тема не так часто бывает раскрыта на занятиях, мастер классах и родительских собраниях. Хотелось бы обратить внимание на нее.

Толерантность- очень обширная тема для изучения. В нашем дошкольном учреждении нам удалось отразить основные аспекты данного понятия: различные национальности и их особенности, позитивное отношение к людям с ОВЗ, совместная военная победа, эстетическое образование, навыки коммуникации, развитие толерантного самосознания.

Продуктами данной деятельности дошкольников становились не только приобретенные чувства и эмоции, но и различные выступления и поделки на тему толерантного отношения к миру. Более того формирование навыков адекватной коммуникации- одна из основных задач нашей работы.

Родители поддерживали наши мероприятия и с удовольствием участвовали в них. Только совместная работа педагогов, учителей и воспитанников позволила нам добиться результата.

Толерантность тесно связана с общением и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности.

Таким образом знания полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по толерантности, закрепляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Усвоенные знания являются более прочными благодаря особой эмоциональной окраске совместных мероприятий и занятий.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с эмоциональным развитием появляется умение анализировать окружающую действительность, людей, которые нас окружают, формируются обобщённые представления о различных национальностях, развивается самостоятельность мышления, формируются общечеловеческие ценности.

Все это подчеркивает необходимость изучения толерантности в дошкольных учреждениях.

В моей педагогической практике находит отражение ряд значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования:

В Федеральном законе «об образовании Российской Федерации»(от 29.12.2012г. №273 – Ф.З.) вступивший в силу 01.09.2013г.

Ст. 12. п. 1 «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности».

В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»).

В Государственной концепции дошкольного воспитания отражены следующие задачи: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Статья 1. Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО

В рамках моей работы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Федеральный уровень

Федеральный закон «Об образовании в РФ»

•Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

•Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.

•Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности основным общеобразовательным программам - образовательная программа ДО».

Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт, который был разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, я обратила внимание на принципы дошкольного образования:

1.Принцип индивидуализации дошкольного образования. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2.Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

3.Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости.

Тема толерантности современна и нечасто отображается в работе дошкольных учреждений, у педагогов не хватает опыта в этом вопросе.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность формирования толерантности в дошкольном возрасте приобретает особую важность т.к. опыт общения с окружающим миром ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения. Необходимо научить детей иметь свои собственные свободы и права, но при этом не ущемлять других. Современный ребенок окружен социальной действительностью. На него влияет все: общество, сверстники и в первую очередь семья. Для того чтобы воспитать толерантность необходимо учесть все эти факторы-этот процесс сложный. Духовно-нравственные ценности начинают формироваться в семье, поэтому основа результата-совместная работа педагогов и родителей.

ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ

Формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий, людей с Овз. Внедрение на практике, моделирование ситуаций подобного общения.

ЗАДАЧИ

Для достижения данной цели я выдвинула следующие задачи:

1. развивать у ребенка интерес к данной теме, формируя навыки общения с окружающими людьми.Развивать умение общаться в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения.

2. моделирование различных ситуаций общения в ролевых играх и на наглядном материале

3. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

4. воспитание любви к окружающему миру и различным людям

5. привлечение внимания родителей к данной теме, совместная работа с ними, проведение общих мероприятий и родительских собраний.

Определила пути реализации задач.

Работа с детьми:

Беседы, моделирование различных конфликтных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, проведение совместной подготовки к мероприятиям на базе нашего дошкольного учреждения, чтение художественной литературы, русские народные подвижные игры, занятия-игры на материалах различных сказок и их анализ, познавательные беседы, разучивание песен о толерантности, ознакомление детей с родным городом, городами России и другими странами. Использование дидактических игр, организация фото выставки « Куда я ездил», занятия с Лэпбуком по данной теме, посещение мини музея Российской армии ( на базе нашего дошкольного учреждения) как средство воспитания толерантности,

Взаимодействие с педагогами:

Консультации, совместные мероприятия на тему толерантности, посещение взаимных занятий, совместный анализ проведенных мероприятий и рефлексия;

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование, папки-ширмы, плакаты, композиции, консультации, родительские собрания, создание совместных поделок, композиций,рисунков с детьми. Мастер класс «Играем от души, играем вместе».

Теоретическое обоснование выбранной темы

В науке толерантность исследуется давно и в различных отраслях знания. На сегодняшний день сформировалось несколько научных подходов к ее исследованию: историко-философский, психологический, этнологический, культурологический, педагогический и некоторые другие. В ходе их изучения выясняется, что в зависимости от того или иного контекста используются и другие смыслы: толерантность можно рассматривать как «терпимость», «снисходительность», принятие кого-либо или чего-либо, т.д. Проблема заключается в том, что среди исследователей до сих пор отсутствует единство в объяснении сущности данного феномена. Вне зависимости от научных споров нужно осознавать главное, что задача формирования и развития толерантной личности должна пронизывать систему образования. В повседневной жизни случаи «нетолерантного» поведения людей по отношению друг к другу продолжают иметь место. Противоположным по смыслу понятию «толерантность» выступает «интолерантность». Одно из его значений – межэтнические отношения, основанные на враждебности, неприятия культуры, образа жизни, ценностей друг друга.

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает связь данного понятия с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. Необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса.

В современном мире необходимо выявлять сущностные характеристики толерантности, которые включают в себя социальную компетентность, социальную активность, социальную инициативность и социальную ответственность и структуру толерантности как интегрального качества личности - гармоничные отношения с собой, с другими.

Мы не можем отнять у человека право на его собственное мнение и мировоззрение, но мы не можем быть терпимы к тому мировоззрению, которое несет в себе зло. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность-это фундаментальное свойство нашей русской цивилизации. Это культура в истинном ее смысле. Выращивание культурных образцов и поведения –основная задача образования.

Самая важная задача педагога – создать позитивный образ этнических отношений в детском сознании. Между тем, такой образ – важный элемент полиэтнического и поликультурного общества.

Толерантность-это условие выживания в современном мире, благодаря этой особенности мы можем жить так, чтобы уметь принимать окружающий нас мир и людей в нем, уметь уважать чужое мнение. Общество заинтересовано в том, чтобы люди были готовы к многонациональному диалогу, пробудить в них интерес к различным культурам. Человек с самого раннего детства программируется на эталон поведения, основы формируются в самом раннем детстве. Изначально она выражается в симпатии и принятии, через формулирвоку «наши», затем «свои».

Говорить о толерантности легко, но не так легко иметь толерантное сознание. Именно поэтому толерантность должна воспитываться с самого раннего детства. Только тесное сотрудничество образовательных организаций и семьи способно создать единую воспитательную среду, которая позволит достичь высоких результатов по морально-нравственному, духовному, патриотическому, толерантному воспитанию подрастающего поколения. 

Федеральные государственные стандарты, диктуют необходимость нешаблонного, креативного отношения в образовательных организациях. Эффективная реализация данных стандартов невозможна без активной совместной работы коллектива учреждения. Становится ясно, что в условиях трансформации российского общества, необходимо умело использовать в своей профессиональной деятельности идеи толерантности.Каждая личность детерминируется наследственностью и окружающей средой (социумом). Стоит отметить, что ее сложно изменить или улучшить. Но если приложить усилия, можно укрепить личность до определенной степени и сделать более сильной и привлекательной. Необходимо пытаться добиться максимальной индивидуальности от каждой личности, даже если возможности усовершенствования личности ограничены.

Новизна

Новизна моей работы заключается в том, что на собственном опыте были апробированы педагогические условия, повышающие эффективность организации процесса формирования толерантности у детей дошкольного возраста как интегрального качества личности:

а) формирование культурно-образовательной среды и навыков толерантного взаимодействия;

б) организация толерантного взаимодействия воспитателя и дошкольников;

в) формирование опыта толерантного взаимодействия дошкольников, проявляющегося в стремлении к бесконфликтному общению с разными группами людей ( в частности : тесное общение с воспитанником нашей группы, имеющим особенности здоровья (ОВЗ))

Реализация работы

Для себя я сформулировала этапы работы по данному направлению:

Подготовительный этап:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы о толерантности для повышения собственного уровня знаний,

Изучение нормативно-правовой стороны вопроса

Раскрыть сущность понятия толерантности

Создание условий развивающей толерантной среды для старших дошкольников

Проведение диагностики уровня толерантности у дошкольников; проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы;

Подбор и систематизация форм, методов и приемов работы с детьми,

Разработать систему занятий и мероприятий по толерантности для развития дошкольников.

Разработка перспективного плана по данной теме

Составление плана взаимодействия с педагогами и родителями

Основной этап:

Реализация намеченных мероприятий с детьми (совместная деятельность: изготовление работ для конкурсов и выставок, чтение художественной литературы, посещение мини-музея)

Проведение русских народных подвижных игры, занятия-игры на материалах различных сказок и их анализ, познавательные беседы, разучивание песен о толерантности)

Обеспечение постоянного тесного взаимодействия с людьми с ОВЗ ( в нашей группе есть такой воспитанник), взаимодействие с людьми разных национальностей (дети ионофоны), которые тоже воспитываются в нашей группе

Ознакомление детей с родным городом, городами России и другими странами

Реализация сюжетно-ролевых игр

Занятия с Лэпбуком по данной теме

Осуществление работы с педагогами и родителями

Заключительный этап:

Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности

В ходе данной работы, на начальном этапе мною изучены некоторые законы и акты о дошкольном образовании:

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

ФГОС ДОУ решает следующие задачи (п.1.6.):

формирование общей культуры

формирование предпосылок учебной деятельности

развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Исходя из всего выше перечисленного и учитывая локальные акты МБДОУ

Локальные акты:

•Устав МБДОУ детского сада «Бригантина».

•Примерная образовательная программа МБДОУ №91 дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

Учитывая изученные программы, ФГОС ДО, составила и проанализировала анкеты для родителей, направленные на выявление культурных установок родителей (Приложение ).

Проанализировав анкеты, поняла, что родители недостаточно знакомы с методами по созданию толерантной окружающей среды. Выявилась необходимость связывать жизнь детей и их семей с общественной жизнью. Таким образом, был разработан план совместный мероприятий.

Следующим этапом моей работы было проведение диагностики со старшими дошкольниками. Важное условие, для того, чтобы оценить начальный уровень знаний о толерантности. В завершении учебного года данную диагностику необходимо повторить, для анализа результатов. В ходе мониторинга мне необходимо было выяснить как дети понимают себя в окружающем мире, какая атмосфера царит в их семьях, какие методы изучения толерантности были бы наиболее эффективны и полезны. Также оценить знания о родном крае и знание основных понятий толерантности.

Индивидуальные и групповые беседы с детьми по выявлению у них первоначальных знаний о толерантности. (Приложение 8)

В ходе этой диагностики выявлялись стихийные роли детей в обществе (лидер, оппозиционер, ведомый), выявлялись групповые отношения детей, способность к сплочению всего коллектива в целом. Удалось изучить взаимное признание и уважение внутри коллектива. Это было необходимо для осознания мини групп в коллективе и способности взаимодействия каждого ребенка, как в индивидуальном порядке, так и в коллективе.

После проведенной диагностики, проанализировала ее результаты и приступила к составлению календарно тематического плана. А так же разработала перспективный план по работе с педагогами, родителями. Разработала ряд конспектов занятий (Приложение 6).

Были проведены ситуативные беседы с детьми (Ты поссорился, Докучать и дразнить, Чью сторону ты принимаешь, Подвижные игры как сотрудничество, Конфликт. Что делать?)

Для педагогов подготовила ряд консультаций: «Особенности общения воспитателя с ребенком (педагогика сотрудничества, стиль педагогического общения)», «Межличностные отношения и пути урегулирования конфликтов», «Воспитание основ толерантности у дошкольников» (Приложение 2)

Для родителей была проведена диагностика –тест «Толерантен ли я» (Приложение…), создан и проведен совместный с детьми тренинг «Играем от души, играем вместе» (Приложение 3). Это было необходимо для того, чтобы показать родителям значимость игры для детей. Также были проведены родительские собрания на тему толерантности. Было подготовлено много наглядного материала для родителей (папки-ширмы, выставки, плакаты, композиции).

Предметно-пространственная среда

Важно отметить о необходимости создания условий для развития толерантной атмосферы в группе и в дошкольном учреждении в целом и, так как развитие ребенка зависит от того как осуществляется воспитательный процесс и как организовано пространство в котором он растет и развивается. Среда пребывания ребенка в дошкольном учреждении отличается от домашней обстановки и должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. С этой целью была создана предметная развивающая среда, удовлетворяющая потребностям ребенка в развитии толерантности и доброго отношения к миру:

Лэпбук (приложение) в котором собраны стихи, пословицы о дружбе, дидактические игры, рассказы, лабиринты, кроссворды, раскраски.

Детские фото на тему «Куда я ездил»

Папка с магнитами и открытками других стран и городов

Выставка по народным промыслам России

Картотека подвижных игр народов России

Коллекция кукол в национальных костюмах (сделанных своими руками и фабричного производства)

Выставка литературных произведений (Толстой, Осеева, Андерсен, Катаев и другие), энциклопедии и литература по теме толерантности

Совместные с родителями и детьми поделки, плакаты и композиции

Уголок толерантности с материалом по родному городу и России, а также странам ближнего зарубежья

НОД изготовили совместно с детьми, коллективная работа

Наглядно-дидактический материал этнокультурной направленности ( макеты народных жилищ, элементы национальных костюмов, дидактические игры, изделия народных промыслов)

(Приложения)

Созданная среда является: полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, вариативной, доступной и безопасной, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Опираясь на стандарт дошкольного образования, програмам обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов России и направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сврестниками.

В своей работе использую следующие методы: словесные (беседы, чтение художественной литературы, объяснение, придумывание сказок к своим работам, стихи, загадки, и т.д.); наглядные (показ, рассматривание иллюстраций и т. д); практические (наблюдение, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, ролевые игры, игры с правилами, творческая деятельность детей).

Использую в своей работе игровой прием. Сказочные образы, наличие многообразия материалов и возможности в любой момент работать с ними, помогает заинтересовать ребенка и настроить его на творческую деятельность.

Особое место в работе с детьми отводится игровой деятельности на основе фольклорного содержания, которая широко применяется в реализации всех выделенных направлений.

Опыт работы показал, что работа доставляет детям радость, если она основывается на возрастных особенностях и специфике деятельности детей. Именно разнообразные виды работы и смена деятельности интересуют детей в большей степени, создают атмосферу открытости, развитию инициативы, самостоятельности, благоприятное отношение к своей деятельности. Ребенка важно заинтересовать предстоящей деятельностью, побудить при помощи дополнительных стимулов. Например:

Игра

Сюрпризный момент (здесь можно прибегать к помощи ИКТ, герои мультиков и сказок приглашают в гости или путешествие и т.д.)

Создание проблемной ситуации (просьба о помощи не останется не замеченной детьми, им важно почувствовать себя значимыми)

Музыкальное сопровождение так же вызывает у детей положительные эмоции

Привлечь внимание иллюстрацией и коротким расказом

Важен так же эмоциональный настрой педагога, то, как он объясняет способы действий и показывает приемы работы.

Мною замечено, что дети любят устное народное творчество и прежде всего сказки. Разыгрывая сказку, дети познают мир, национальные особенности чсчяКроме того, они совершенствуют все психические процессы, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Так же художественное и музыкальное образование учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений и красок.

Проведение непосредственной деятельности поликультурного образования ребенка развивает эстетические ценности, которые являются мощным фактором развития личности в целом. Данная деятельность способствует развитию следующих моментов воспитания и образования старших дошкольников:

Уважение и принятие ценности семьи и общества

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира

Готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

Доброжелательность, умение слушать, обосновывать свою точку зрения

Принятие другой культуры

Закладка первичных ценностей «что такое хорошо и что такое плохо»

Развитие представления о себе и других людях( пол, состав семьи, традициях, обществе, мире, родственных отношениях)

К методам воздействия, относятся прежде всего словесные, наглядные и практические. Слово-основное в работе с дошкольниками. С детьми важно проводить беседы, помогая обратить внимание на самое главное- привитие любви и уважения ко всему окружающему их. Использую так же поэтическое слово, так как в нем передана красота и богатство природы, ее объектов и явлений. Использование литературного, музыкального и игрового материала делают занятия более доступными, интересными и познавательными. Развитию творческих способностей способствует организация наблюдений в окружающем мире.

На мой взгляд, эффективен метод-поручение. Педагог дает одному или нескольким детям поручения, для организации трудовой деятельности, которая исходит от взрослых. Этот метод формирует интерес к труду, чувство ответственности за себя и другого человека.

В воспитательном процессе предусматривается развитие и воспитание отдельных качеств, умений и навыков и целостное формирование личности. Методы используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения или беседы.

    Благодаря правильной организации   развивающей среды, а также разнообразию форм и методов в организованной деятельности решаются главные задачи воспитания толерантности и коммуникации.

Во многом результаты работы ребенка зависят от его заинтересованности в дальнейшей деятельности. Для этого использую в своей работе ряд дополнительных стимулов, таких как:

-сюрпризный момент

-игра как ведущая деятельность детей

-проблемная ситуация

-эмоциональная речь педагога

-поощрение

- примеры, как самый эффективный метод работы

Мы с детьми играли в различные игры (подвижные, национальные, сюжетно-ролевые, дидактические), в ходе которых тесно прослеживалась связь с развитием толерантности. (Приложение 1)

Познавательный компонент социального опыта тесно связан с коммуникативным и поведенческо- деятельностным, которые вбирают в себя многообразие форм социального взаимодействия, сотрудничества с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, позволяющих ребенку активно выражать свои чувства, желания и взгляды в культурном обществе. На собственном опыте стало понятно, что необходимо помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами друг друга, увидеть, что все разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности. При этом, нужно научить детей, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей, а знание их вкусов поможет сделать для них что-то приятное.

Подводя итог, чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие толерантного отношения к миру у дошкольников, необходимо иметь представление, что это такое. Это объемное понятие из большого количества составляющих, на которых не только воспитатели, но и родители должны обратить внимание:

Любовь ко всему окружающему

Стремление к познанию окружающего нас мира

Активность

Инициативность

Стремление к открытиям

Умение находить нестандартное в привычных вещах

Умение на практике применять полученные знания, опыт;

Умение работать в коллективе

Адаптивность к окружающей социальной среде

Межличностные и межкультурные отношения

Обучение выходам из конфликтных ситуаций

Воспитание миролюбия и понимания других

Оценка эффективности реализации моей работы

Для определения эффективности данной работы были разработаны следующие критерии оценки (Приложение 8).

В начале и в конце года был проведен мониторинг, в ходе которого были получены следующие результаты (Приложение 8). Для отслеживания результата своей работы по развитию толерантности в конце года была проведена контрольная диагностика. Целью диагностики было поставлено выявление наличия интереса к культуре межнационального общения, общения с людьми с Овз, отношения с окружающими людьми и духовно-нравственного облика в целом. Так как в процессе работы были использованы различные приемы и методы работы с детьми, а также множество наглядного материала, экскурсии и совместные мероприятия, повысился уровень знаний о толерантности, заинтересованность детей в данном вопросе и готовность к общению с окружающим миром (Приложение 8).

Сравнивая результаты начального и контрольного мониторинга можно сделать вывод о том, что используемые мной занятия дали развивающий эффект. Достаточно высокий результат показали дети, которые были на среднем уровне и значительные результаты показали те, кто находился на низком уровне.

В процессе проведения диагностики по конструированию, были выявлены следующие результаты: низкий уровень наблюдался у 19% детей, средний 47%, и 33 % опрошенных детей показали высокие результаты.

Таким образом, можно сказать что решая проблему развития толерантности в дошкольном возрасте, нам удалось повысить уровень практических навыков общения с различными группами людей, у воспитанников расширился кругозор, они многое узнали о родном крае и своей стране, а также странах ближнего зарубежья. Дети проявляли большую самостоятельность и инициативу в подготовке к мероприятиям и на занятиях, индивидуальность в процессе деятельности. В процессе работы дети стали больше обращать внимание на чувства окружающих их людей, стали предлагать свою помощь и активно поддерживали беседу об окружающем мире. В ходе проведения своей работы я сделала выводы, что в процессе изучения данной темы дети помогали друг другу при достижении одной цели, и образовали некий симбиоз, что помогло достичь более высоких результатов.

Работа с воспитателями

Педагоги стали внимательнее относиться к вопросу толерантности, интересоваться новыми материалами и мероприятиями внутри этой темы, Для того чтобы заинтересовать коллег был проведен ряд консультаций и совместных мероприятий ( Приложение 2.) На мой взгляд, самым эффективным моментом в данной работе был самоанализ и анализ совместных мероприятий. Коллеги с удовольствием делились мнением друг с другом и это способствовало еще большему сплочению педагогического коллектива.

Работа с родителями

Для оценки эффективности работы с родителями были разработаны анкеты.(Приложение 10)

Результат оказался положительным, по результатам анкетирования и отзывам родителей можно сделать вывод, что мне удалось заинтересовать родителей данной темой, побудить их к сотрудничеству. Для этого был разработан ряд консультаций для родителей, а также тесное взаимодействие детей и родителей по данной теме.(Приложение3). Родители с радостью откликались на просьбу поучаствовать в создании общего творческого продуката или подготовке к мероприятиям.

Мной был создан информационный уголок для приобщения родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателями. Многие родители прислушиваются к советам, а самое главное пришли к выводу, что основы толерантности необходимы в нашем современном мире, они несут в себе множество понятий, которые развивают духовную и культурную жизнь их детей и семей в целом. Более того, соприкасаясь с новыми людьми и их взглядами на жизнь, ребенок получает эмоциональную отдушину, знания, , умения работать в коллективе, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности.

Работа с детьми

Для выявления навыков и знаний детей по теме провела диагностику в конце учебного года. Диагностика проводилась по развитию толерантности и чувственного восприятия окружающего мира. В результате моей работы, повысился уровень творческих способностей детей, а так же уровень общей культуры и улучшились навыки общения с различными людьми.(Приложение 8)

Таким образом я считаю что, работа дала положительные результаты, дети получили определенные знания, умения, узнали о разных группах людей, родном городе, научились общаться с особенными людьми, принимать их такими, какие они есть, чутко относиться к тому, что нас окружает.

Анализ результатов, подведение итогов

Проанализировав свою работу, сделала выводы что у детей наметилась положительная динамика в развитии знаний и навыков по данной теме. Дети пополнили знания о том, как необходимо общаться, узнали много информации о культурном пространстве родного города и страны, познакомились со странами ближнего зарубежья и народами, проживающих в них. У детей возрос интерес к данной теме, появилось множество вопросов. В своих творческих работах дети с удовольствием отображали изученные моменты. Но самое главное дети стали более эмоционально относиться ко всему что их окружает, замечать красоту каждого элемента в мире. В группе регулярно проводятся сюжетно- ролевые и дидактические игры. Дети учатся отображать увиденное в своих работах и применять на практике навыки общения .

Таким образом можно сделать вывод, что навыки толерантного общения закладываются постепенно, как основа воспитания человека, на базе семьи и дошкольных учреждений. И чем раньше взрослые начинают работать над этой темой, тем полнее дети воспринимают информацию и перенимаюст модели поведения.

Знакомство детей с бесконфликтным, толерантным общением способствует их мыслительному, сенсорному, эмоциональному развитию, воспитывает нравственность, работу в коллективе, самостоятельность, трудолюбие. организованность, упорство при достижении цели, понимание окружающего мира.

Работа по данной теме будет продолжаться. Надеюсь, что успехи будут заметны если активными участниками процесса межкультурного воспитания будут родители моих воспитанников.

Убедившись, что у детей сформировались определённые знания, умения, и навыки я определила перспективу дальнейшей работы.

Перспектива дальнейшей работы

Продолжить расширять и углублять знания своих воспитанников о культуре и истории своего и других народов, приобщение к мировой культуре

Воспитывать уважение к представителям другой национальности, расширять знания об основных традициях, ремеслах и промыслах

Воспитывать уважение к людям с ОВЗ

Продолжать развивать самостоятельность, инициативу, креативность у детей дошкольного возраста

Расширять знания о знаменитых людях города и нашего края

Приобщать детей к языку, литературе, истории

Продолжать совместную творческую деятельность детей и взрослых

Продолжать создавать библиотеку, в которой будут книги, посвященные взаимоотношениям

Продолжать использовать сюжетно-ролевые игры и дидактические игры, демонстрационный материал по данной теме

Расширять работу с педагогами нашего коллектива, создавая систему работы по теме толерантности ( консультаций по толерантности, создание картотек НОД и игр по данной теме и т.д.)

Знакомиться с опытом работы других педагогов по данной теме.

Изучать новинки методических разработок и занятий по данной теме

Литература

О,В, Гончарова и М.Г. Шапарь « Вместе – дружная страна» (2016)

Л.В. Коломийченко «Дорогою Добра» (2015)

М.Д. Маханева, О.А. Ушакова-Славолюбова « Мы вместе»

Л.М.Дробижева «Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости. Толерантность и согласие» (1997)





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.12.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.