Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций ‏ㅤ на ‏ㅤ мышление ‏ㅤ младшего ‏ㅤ школьника ‏ㅤ в ‏ㅤ условиях ‏ㅤ освоения ‏ㅤ учебного ‏ㅤ материала

Обозначить влияние использования ‏ проблемных ‏ㅤ ситуаций ‏ㅤ на ‏ㅤ мышление ‏ㅤ младшего ‏ㅤ школьника ‏ㅤ в ‏ㅤ условиях ‏ㅤ освоения ‏ㅤ учебного ‏ㅤ материала. Описать условия их эффективного применения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Влияние ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций ‏ㅤ на ‏ㅤ мышление ‏ㅤ младшего ‏ㅤ школьника ‏ㅤ в ‏ㅤ условиях ‏ㅤ освоения ‏ㅤ учебного ‏ㅤ материала

Агабекова Джейла Самир Кызы

Студентка ГБОУ ВО СГПИ

Согласно ФГОС НО ‏ㅤ младших ‏ㅤ школьников ‏ㅤ следует ‏ㅤ приучать ‏ㅤ к ‏ㅤ применению ‏ㅤ своих ‏ㅤ знаний ‏ㅤ и ‏ㅤ умений, ‏ㅤ подготавливая ‏ㅤ их ‏ㅤ к ‏ㅤ творческой ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ в ‏ㅤ будущем. ‏ㅤ Учебная ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ должна ‏ㅤ носить, ‏ㅤ насколько ‏ㅤ это ‏ㅤ возможно, ‏ㅤ творческий ‏ㅤ характер. ‏ㅤ Этому ‏ㅤ во ‏ㅤ многом ‏ㅤ способствует ‏ㅤ проблемное ‏ㅤ обучение. ‏ㅤ

Проблемное ‏ㅤ обучение ‏ㅤ – ‏ㅤ это ‏ㅤ такая ‏ㅤ организация ‏ㅤ учебных ‏ㅤ занятий, ‏ㅤ которая ‏ㅤ предполагает ‏ㅤ создание ‏ㅤ под ‏ㅤ руководством ‏ㅤ учителя ‏ㅤ проблемной ‏ㅤ ситуации ‏ㅤ и ‏ㅤ активной ‏ㅤ самостоятельной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ по ‏ㅤ их ‏ㅤ разрешению, ‏ㅤ в ‏ㅤ результате ‏ㅤ чего ‏ㅤ и ‏ㅤ происходит ‏ㅤ творческое ‏ㅤ овладение ‏ㅤ знаниями, ‏ㅤ умениями ‏ㅤ и ‏ㅤ навыками, ‏ㅤ развитие ‏ㅤ мыслительных ‏ㅤ способностей [2]. ‏ㅤПроблемное ‏ㅤ обучение ‏ㅤ существует ‏ㅤ в ‏ㅤ рамках ‏ㅤ деятельностного ‏ㅤ подхода ‏ㅤ и ‏ㅤ ‏ㅤ его ‏ㅤ отличает ‏ㅤ самостоятельное ‏ㅤ добывание ‏ㅤ знаний ‏ㅤ учениками ‏ㅤ и ‏ㅤ высокий ‏ㅤ уровень ‏ㅤ их ‏ㅤ познавательной ‏ㅤ активности.

Проблемное ‏ㅤ обучение ‏ㅤ обеспечивает ‏ㅤ младшим ‏ㅤ школьникам ‏ㅤ более ‏ㅤ прочное ‏ㅤ усвоение ‏ㅤ материала, ‏ㅤ развивает ‏ㅤ аналитическое ‏ㅤ мышление, ‏ㅤ ориентирует ‏ㅤ на ‏ㅤ комплексное ‏ㅤ использование ‏ㅤ знаний. ‏ㅤ Такого ‏ㅤ определения ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ обучения ‏ㅤ придерживались ‏ㅤ А.М. ‏ㅤ Матюшкин, ‏ㅤ М.И. ‏ㅤ Махмутов, ‏ㅤ И.Я. ‏ㅤ Лернер, ‏ㅤ М.Н. ‏ㅤ Скаткин, ‏ㅤ Т.В. ‏ㅤ Кудрявцев.

Но ‏ㅤ более ‏ㅤ детально ‏ㅤ сущность ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ обучения ‏ㅤ раскрыл ‏ㅤ В. ‏ㅤ Оконь, ‏ㅤ который ‏ㅤ видел ‏ㅤ в ‏ㅤ проблемном ‏ㅤ обучении ‏ㅤ некий ‏ㅤ системный ‏ㅤ процесс ‏ㅤ организации ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций, ‏ㅤ посредством ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ определения ‏ㅤ проблем, ‏ㅤ ‏ㅤ поиска ‏ㅤ их ‏ㅤ оптимального ‏ㅤ решения ‏ㅤ в ‏ㅤ совместной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ педагога ‏ㅤ и ‏ㅤ учащихся, ‏ㅤ проверки ‏ㅤ этих ‏ㅤ решений, ‏ㅤ систематизации ‏ㅤ полученных ‏ㅤ результатов.

Проблемная ‏ㅤ ситуация ‏ㅤ выступает ‏ㅤ основной ‏ㅤ единицей ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ обучения, ‏ㅤ это ‏ㅤ отправная ‏ㅤ точка ‏ㅤ мышления, ‏ㅤ ‏ㅤ активизирующая ‏ㅤ ‏ㅤ учебные ‏ㅤ потребности ‏ㅤ и ‏ㅤ обеспечивающая ‏ㅤ внутреннюю ‏ㅤ готовность ‏ㅤ к ‏ㅤ освоению ‏ㅤ новых ‏ㅤ представлений ‏ㅤ и ‏ㅤ практических ‏ㅤ умений. В ‏ㅤ ‏ㅤ рамках ‏ㅤ учебной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ самого ‏ㅤ учащегося ‏ㅤ проблемная ‏ㅤ ситуация ‏ㅤ ‏ㅤ рассматривается ‏ㅤ как ‏ㅤ ‏ㅤ мотивационный ‏ㅤ прием ‏ㅤ активизации ‏ㅤ мыслительных ‏ㅤ операций ‏ㅤ для ‏ㅤ перехода ‏ㅤ системы ‏ㅤ представлений ‏ㅤ в ‏ㅤ систему ‏ㅤ убеждений [2].

‏ㅤПри ‏ㅤ выборе ‏ㅤ содержание ‏ㅤ я ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ обучения ‏ㅤ педагог ‏ㅤ ориентируется ‏ㅤ на ‏ㅤ критерии ‏ㅤ анализа ‏ㅤ самих ‏ㅤ заданий ‏ㅤ и ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций, ‏ㅤ возможности ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ и ‏ㅤ целостный ‏ㅤ характер ‏ㅤ обучающего ‏ㅤ процесса. Средствами ‏ㅤ создания ‏ㅤ самой ‏ㅤ педагогической ‏ㅤ ситуации ‏ㅤ выступают ‏ㅤ традиционные ‏ㅤ в ‏ㅤ образовательном ‏ㅤ процессе ‏ㅤ приемы, ‏ㅤ а ‏ㅤ именно: ‏ㅤ вариативных ‏ㅤ вопросов, ‏ㅤ практических ‏ㅤ действий, ‏ㅤ демонстрации ‏ㅤ свойств ‏ㅤ объекта ‏ㅤ или ‏ㅤ просто ‏ㅤ предмета. ‏ㅤ Алгоритм ‏ㅤ подпора ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ вопросов ‏ㅤ включает ‏ㅤ ряд ‏ㅤ этапов ‏ㅤ [7]: ‏ㅤ мыслительное ‏ㅤ затруднение ‏ㅤ должно ‏ㅤ быть ‏ㅤ посильным ‏ㅤ для ‏ㅤ учеников; вопросы ‏ㅤ содержат ‏ㅤ сопоставление ‏ㅤ известного ‏ㅤ с ‏ㅤ неизвестным; вопросы ‏ㅤ отражают ‏ㅤ материал ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ одного ‏ㅤ учебного ‏ㅤ предмета.

Основные ‏ㅤ методы ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ обучения: ‏ㅤ частично-поисковый ‏ㅤ (эвристический), ‏ㅤ поисковый ‏ㅤ и ‏ㅤ исследовательский. ‏ㅤ В ‏ㅤ начальной ‏ㅤ школе ‏ㅤ особенно ‏ㅤ необходимо ‏ㅤ активизировать ‏ㅤ работу ‏ㅤ в ‏ㅤ этом ‏ㅤ направлении, ‏ㅤ потому ‏ㅤ что ‏ㅤ младший ‏ㅤ школьный ‏ㅤ возраст ‏ㅤ сензитивный ‏ㅤ к ‏ㅤ решению ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций ‏ㅤ и ‏ㅤ задач. ‏ㅤ

Само ‏ㅤ построение ‏ㅤ образовательного ‏ㅤ процесса ‏ㅤ при ‏ㅤ реализации ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ подхода ‏ㅤ получает ‏ㅤ совершенно ‏ㅤ другой ‏ㅤ характер. ‏ㅤ Более ‏ㅤ активными ‏ㅤ и ‏ㅤ интерактивными ‏ㅤ становятся ‏ㅤ методы ‏ㅤ и ‏ㅤ приемы ‏ㅤ обучения, ‏ㅤ самостоятельный ‏ㅤ характер ‏ㅤ принимает ‏ㅤ учебная ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ школьников, ‏ㅤ формы ‏ㅤ контроля ‏ㅤ и ‏ㅤ самоконтроля ‏ㅤ проходят ‏ㅤ на ‏ㅤ более ‏ㅤ сознательном ‏ㅤ уровне, ‏ㅤ а ‏ㅤ само ‏ㅤ содержание ‏ㅤ всегда ‏ㅤ носит ‏ㅤ практический ‏ㅤ характер. ‏ㅤТехнология ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ обучения ‏ㅤ включает ‏ㅤ выполнение ‏ㅤ ряда ‏ㅤ обязательных ‏ㅤ этапов: создание ‏ㅤ проблемной ‏ㅤ ситуации; подбор ‏ㅤ вариантов ‏ㅤ решения; решение ‏ㅤ проблемной ‏ㅤ ситуации; проверка ‏ㅤ полученных ‏ㅤ результатов; систематизации ‏ㅤ и ‏ㅤ обобщение ‏ㅤ добытых ‏ㅤ знаний, ‏ㅤ умений.

Проблемное ‏ㅤ обучение ‏ㅤ выступает ‏ㅤ ‏ㅤ эффективным ‏ㅤ условием ‏ㅤ развития ‏ㅤ всех ‏ㅤ познавательных ‏ㅤ процессов ‏ㅤ младших ‏ㅤ школьников ‏ㅤ с ‏ㅤ учетом ‏ㅤ их ‏ㅤ возрастных ‏ㅤ индивидуальных ‏ㅤ особенностей. ‏ㅤ Особое ‏ㅤ место ‏ㅤ среди ‏ㅤ них ‏ㅤ имеет ‏ㅤ мышление, ‏ㅤ как ‏ㅤ основа ‏ㅤ учебной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ учащихся.

Известно, ‏ㅤ что ‏ㅤ в ‏ㅤ разное ‏ㅤ время ‏ㅤ вопросами ‏ㅤ мышления ‏ㅤ занимались ‏ㅤ ученые-психологи ‏ㅤ различных ‏ㅤ школ ‏ㅤ и ‏ㅤ направлений: ‏ㅤ Б.Г. ‏ㅤ Ананьев, ‏ㅤ П.Я. ‏ㅤ Гальперин, ‏ㅤ А.В. ‏ㅤ Запорожец, ‏ㅤ А.Н. ‏ㅤ Леонтьев, ‏ㅤ Н.А. ‏ㅤ Менчинская ‏ㅤ и ‏ㅤ многих ‏ㅤ других. ‏ㅤ Среди ‏ㅤ работ, ‏ㅤ посвященных ‏ㅤ вопросам ‏ㅤ развития ‏ㅤ мышления ‏ㅤ младших ‏ㅤ школьников ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ условиях ‏ㅤ усвоения ‏ㅤ учебного ‏ㅤ материала ‏ㅤ следует ‏ㅤ отметить ‏ㅤ работы ‏ㅤ В.А. ‏ㅤ Крутецкого, ‏ㅤ Е.Н. ‏ㅤ Турецкого, ‏ㅤ Л.М. ‏ㅤ Фридмана. ‏ㅤ

Мышление ‏ㅤ ребенка ‏ㅤ в ‏ㅤ начальный ‏ㅤ период ‏ㅤ младшего ‏ㅤ школьного ‏ㅤ возраста ‏ㅤ еще ‏ㅤ очень ‏ㅤ отличается ‏ㅤ эгоцентричностью, ‏ㅤ что ‏ㅤ значительно ‏ㅤ снижает ‏ㅤ возможность ‏ㅤ самостоятельно ‏ㅤ принимать ‏ㅤ грамотное ‏ㅤ решение ‏ㅤ в ‏ㅤ проблемной ‏ㅤ ситуации. ‏ㅤ Однако ‏ㅤ к ‏ㅤ середине ‏ㅤ начальных ‏ㅤ классов ‏ㅤ ребенок ‏ㅤ уже ‏ㅤ может ‏ㅤ мысленно ‏ㅤ сопоставлять ‏ㅤ отдельные ‏ㅤ факты, ‏ㅤ объединять ‏ㅤ их ‏ㅤ в ‏ㅤ целостную ‏ㅤ картину ‏ㅤ и ‏ㅤ даже ‏ㅤ формировать ‏ㅤ для ‏ㅤ себя ‏ㅤ абстрактные ‏ㅤ знания, ‏ㅤ отдаленные ‏ㅤ от ‏ㅤ прямых ‏ㅤ источников. ‏ㅤПроблемные ‏ㅤ ситуации ‏ㅤ и ‏ㅤ вопросы ‏ㅤ являются ‏ㅤ основными ‏ㅤ педагогическими ‏ㅤ приемами ‏ㅤ развития ‏ㅤ логического ‏ㅤ мышления, ‏ㅤ которое ‏ㅤ начинает ‏ㅤ интенсивно ‏ㅤ совершенствоваться ‏ㅤ ‏ㅤ именно ‏ㅤ в ‏ㅤ младшем ‏ㅤ школьном ‏ㅤ возрасте. ‏ㅤ

Одной ‏ㅤ из ‏ㅤ основных ‏ㅤ логических ‏ㅤ операций ‏ㅤ мышления, ‏ㅤ которая ‏ㅤ успешно ‏ㅤ развивается ‏ㅤ в ‏ㅤ рамках ‏ㅤ проблемной ‏ㅤ ситуации, ‏ㅤ является ‏ㅤ операция ‏ㅤ логического ‏ㅤ суждения. ‏ㅤ ‏ㅤ Суждение ‏ㅤ – ‏ㅤ это ‏ㅤ форма ‏ㅤ мышления, ‏ㅤ в ‏ㅤ которой ‏ㅤ что-либо ‏ㅤ утверждается ‏ㅤ или ‏ㅤ отрицается ‏ㅤ о ‏ㅤ существовании ‏ㅤ предметов, ‏ㅤ о ‏ㅤ наличии ‏ㅤ или ‏ㅤ ‏ㅤ отсутствии ‏ㅤ у ‏ㅤ них ‏ㅤ каких-либо ‏ㅤ свойств ‏ㅤ о ‏ㅤ состоянии, ‏ㅤ виде ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ или ‏ㅤ об ‏ㅤ отношениях ‏ㅤ между ‏ㅤ предметами. ‏ㅤ Суждения ‏ㅤ могут ‏ㅤ быть: ‏ㅤ истинными, ‏ㅤ ложными, ‏ㅤ общими, ‏ㅤ частными, ‏ㅤ единичными. ‏ㅤ Истинные ‏ㅤ суждения ‏ㅤ – ‏ㅤ это ‏ㅤ объективно ‏ㅤ верные ‏ㅤ суждения. ‏ㅤ Ложные ‏ㅤ суждения, ‏ㅤ те, ‏ㅤ которые ‏ㅤ не ‏ㅤ соответствующие ‏ㅤ объективной ‏ㅤ реальности ‏ㅤ [4]. ‏ㅤ

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения – оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок – оно раскрывает систему суждений, следующую из них

Умозаключение всегда является частью результата решения проблемной ситуации и представляет собой выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. С точки зрения педагогики, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребенок последовательно, обоснованно излагает свои мысли. Формирование таких мыслительных операций удачно проходит именно в проблемной ситуации, которая усиливает убедительность мысли, а вместе с этим повышает культуру мышления. Чем более развита логика мышления, тем выше у младшего школьника культура логических суждений, непосредственно отражающиеся в речи в форме высказываний [1].

Логические операции – это способы мыслительных действий, определяющие вид обработки информации и последующие действия человека. Они выступают неотъемлемо частью проблемной ситуации.

Анализ – это мыслительная операция младшего школьника по разделению сложного объекта на составляющие его части. Синтез – это мыслительная операция младшего школьника, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком важном в начальной школе познавательном процессе младших школьников, как сравнение [3].

Сравнение рассматривается как операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом. С помощью сравнения младший школьник выявляет общности или различия между ними. Обобщение это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах младшие школьники учатся выделять нечто общее: общие как сходные признаки; общие как существенные признаки.

Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений младшего школьника о какой-либо системе предметов или явлений. Абстрагирование в данном случае определяется как мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса младших школьников, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях [5].

В ‏ㅤ учебной ‏ㅤ практике ‏ㅤ решения ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций ‏ㅤ конкретизация ‏ㅤ начинается ‏ㅤ для ‏ㅤ младших ‏ㅤ школьников ‏ㅤ с ‏ㅤ умения ‏ㅤ привести ‏ㅤ свой ‏ㅤ пример. ‏ㅤ В ‏ㅤ дальнейшем ‏ㅤ эта ‏ㅤ мыслительная ‏ㅤ способность ‏ㅤ выявляется ‏ㅤ через ‏ㅤ умение ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ решить ‏ㅤ более ‏ㅤ сложную ‏ㅤ задачу ‏ㅤ без ‏ㅤ помощи ‏ㅤ педагога, ‏ㅤ через ‏ㅤ использование ‏ㅤ знаний ‏ㅤ в ‏ㅤ ситуациях ‏ㅤ внеучебной ‏ㅤ деятельности. ‏ㅤ

Использование ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций ‏ㅤ в ‏ㅤ усвоении ‏ㅤ учебного ‏ㅤ материала ‏ㅤ младшими ‏ㅤ школьниками ‏ㅤ существенно ‏ㅤ влияет ‏ㅤ на ‏ㅤ развитие ‏ㅤ словесно-логического, ‏ㅤ понятийного ‏ㅤ мышление. ‏ㅤ По ‏ㅤ мере ‏ㅤ овладения ‏ㅤ учебной ‏ㅤ деятельностью ‏ㅤ и ‏ㅤ усвоения ‏ㅤ основ ‏ㅤ научных ‏ㅤ знаний ‏ㅤ проблемные ‏ㅤ ситуации ‏ㅤ позволяют ‏ㅤ ‏ㅤ младшим ‏ㅤ школьникам ‏ㅤ приобщиться ‏ㅤ к ‏ㅤ системе ‏ㅤ научных ‏ㅤ понятий. ‏ㅤ Словесно-логическое ‏ㅤ мышление ‏ㅤ позволяет ‏ㅤ ученику ‏ㅤ решать ‏ㅤ задачи ‏ㅤ и ‏ㅤ делать ‏ㅤ выводы, ‏ㅤ ориентируясь ‏ㅤ не ‏ㅤ на ‏ㅤ наглядные ‏ㅤ признаки ‏ㅤ объектов, ‏ㅤ а ‏ㅤ на ‏ㅤ внутренние, ‏ㅤ существенные ‏ㅤ свойства ‏ㅤ и ‏ㅤ отношения ‏ㅤ [6]. ‏ㅤ

В ‏ㅤ ходе ‏ㅤ обучения ‏ㅤ через ‏ㅤ проблемные ‏ㅤ ситуации ‏ㅤ младшие ‏ㅤ школьники ‏ㅤ овладевают ‏ㅤ приёмами ‏ㅤ мыслительной ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ приобретают ‏ㅤ способность ‏ㅤ действовать ‏ㅤ «в ‏ㅤ уме» ‏ㅤ и ‏ㅤ анализировать ‏ㅤ процесс ‏ㅤ собственных ‏ㅤ рассуждений. ‏ㅤ У ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ появляются ‏ㅤ логически ‏ㅤ верные ‏ㅤ рассуждения: ‏ㅤ рассуждая, ‏ㅤ он ‏ㅤ использует ‏ㅤ операции ‏ㅤ анализа, ‏ㅤ синтеза, ‏ㅤ сравнения, ‏ㅤ классификации, ‏ㅤ обобщения. Логика, ‏ㅤ этапность ‏ㅤ и ‏ㅤ содержание ‏ㅤ проблемной ‏ㅤ ситуации ‏ㅤ выводят ‏ㅤ мышление ‏ㅤ младших ‏ㅤ школьников ‏ㅤ на ‏ㅤ новый ‏ㅤ уровень ‏ㅤ усвоения ‏ㅤ учебного ‏ㅤ материала ‏ㅤ [8]: противоречия ‏ㅤ заставляют ‏ㅤ задуматься, ‏ㅤ искать ‏ㅤ выход ‏ㅤ из ‏ㅤ проблемной ‏ㅤ ситуации, ‏ㅤ ситуации ‏ㅤ затруднения, ‏ㅤ самостоятельное ‏ㅤ видение ‏ㅤ проблемы ‏ㅤ стимулирует ‏ㅤ формулировку ‏ㅤ проблемного ‏ㅤ вопроса, ‏ㅤ самостоятельность ‏ㅤ выбора ‏ㅤ плана ‏ㅤ решения, развитие ‏ㅤ критического ‏ㅤ и ‏ㅤ творческого ‏ㅤ типа ‏ㅤ мышления ‏ㅤ определяют ‏ㅤ самостоятельное ‏ㅤ применение ‏ㅤ знаний, ‏ㅤ способов ‏ㅤ действий ‏ㅤ в ‏ㅤ учебной ‏ㅤ деятельности.

Учебная деятельность, выстроенная в проблемном характере, способствует развитию познавательных способностей младших школьников. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение на основе развития мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.) и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.

Метод ‏ㅤ проблемных ‏ㅤ ситуаций ‏ㅤ позволяет ‏ㅤ сохранить ‏ㅤ логику ‏ㅤ развития ‏ㅤ мыслительных ‏ㅤ операций, ‏ㅤ свойственных ‏ㅤ младшим ‏ㅤ школьникам ‏ㅤ и ‏ㅤ вывести ‏ㅤ их ‏ㅤ на ‏ㅤ более ‏ㅤ высокий ‏ㅤ научный ‏ㅤ уровень. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ учащиеся ‏ㅤ сохраняют ‏ㅤ активную ‏ㅤ мотивацию ‏ㅤ учебной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ и ‏ㅤ прочность ‏ㅤ усвоения ‏ㅤ учебного ‏ㅤ материала, ‏ㅤ закрепленного ‏ㅤ в ‏ㅤ практической ‏ㅤ проверке ‏ㅤ собственных ‏ㅤ умозаключений.

Литература:

Блохин ‏ㅤ И.А., ‏ㅤ Ляхин ‏ㅤ В.В., ‏ㅤ Стрекозин ‏ㅤ В.П. ‏ㅤ О ‏ㅤ проблемном ‏ㅤ обучении ‏ㅤ в ‏ㅤ начальных ‏ㅤ классах//Начальная ‏ㅤ школа. ‏ㅤ №6. ‏ㅤ 2013. ‏ㅤ С.53-64.

Веселова ‏ㅤ Н.Н. ‏ㅤ Построение ‏ㅤ заданий ‏ㅤ на ‏ㅤ развитие ‏ㅤ у ‏ㅤ младших ‏ㅤ школьников ‏ㅤ учебной ‏ㅤ

Волкова ‏ㅤ Г., ‏ㅤ Чикурова ‏ㅤ М., ‏ㅤ От ‏ㅤ «школы ‏ㅤ памяти» ‏ㅤ к ‏ㅤ «школе ‏ㅤ мышления» ‏ㅤ и ‏ㅤ «школе ‏ㅤ развития».//Директор ‏ㅤ школы. ‏ㅤ № ‏ㅤ 2. ‏ㅤ 2009. ‏ㅤ С.56-62.

Давыдов ‏ㅤ В.В. ‏ㅤ Проблемы ‏ㅤ развивающего ‏ㅤ обучения: ‏ㅤ Опыт ‏ㅤ теоретического ‏ㅤ и ‏ㅤ экспериментально-психологического ‏ㅤ исследования. ‏ㅤ - ‏ㅤ М.: ‏ㅤ Педагогика, ‏ㅤ 2002. ‏ㅤ

Лук ‏ㅤ А.Н. ‏ㅤ Мышление ‏ㅤ и ‏ㅤ творчество. ‏ㅤ - ‏ㅤ М.: ‏ㅤ Политиздат, ‏ㅤ 2016. ‏ㅤ

Матюшкин ‏ㅤ А.М. ‏ㅤ Проблемная ‏ㅤ ситуация ‏ㅤ в ‏ㅤ мышлении ‏ㅤ и ‏ㅤ обучении. ‏ㅤ - ‏ㅤ М.: ‏ㅤ Педагогика, ‏ㅤ 2002. ‏ㅤ

Махмутов ‏ㅤ М.И. ‏ㅤ Проблемное ‏ㅤ обучение: ‏ㅤ Основные ‏ㅤ вопросы ‏ㅤ теории. ‏ㅤ – ‏ㅤ М.: ‏ㅤ Педагогика, ‏ㅤ 2015. ‏ㅤ

Феромонов ‏ㅤ А.П. ‏ㅤ Развитие ‏ㅤ мышления ‏ㅤ в ‏ㅤ проблемном ‏ㅤ обучении ‏ㅤ младших ‏ㅤ школьников. ‏ㅤ - ‏ㅤ М. ‏ㅤ 2016.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области