ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «КОСМОС»
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Тип проекта: обучающий, творческий, игровой, информационно –исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Актуальность проекта: Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, (гордость за российских космонавтов –первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений).
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.
Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах солнечной системы, о Юрии Гагарине первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проблема: Поверхностные знания детей о космосе, незнание о российском празднике - День космонавтики.Цель проекта: расширение знаний детей о космосе. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Приобщение детей к знаниям о вселенной дать её начальное понятие, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса. Привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, представлений о роли человека в изучении космического пространства.
Задачи проекта:
Расширять представление детей о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса;
Развивать познавательную и творческую активность; поддерживать интерес дошкольников к космосу и расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (50-летием первого полета в космос);
формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; Развивать связную речь, память, логическое мышление;
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала, а так же формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности, а так же воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса; воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; доброжелательного отношения друг к другу, познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
Участие родителей в реализации проекта:
совместное с детьми разучивание стихотворений, загадок о космосе, беседы, просмотр мультфильмов;
привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование;
стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию «День космонавтики»
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта дети получат представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
Продукт проектной деятельности: Совместное творчество, игры, беседы, консультации для родителей.
Методы работы с детьми:
словесный;
наглядный;
практически-исследовательский;
поисковый;
игровой.
Этапы реализации проекта:
1.Этап подготовительный:
Анализ предметной среды группы;
Беседа с детьми и родителями;
Формулирование целей и задач проекта;
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
2 этап - основной:
Проведение по разработанной технологии;
Работа с родителями по заданной теме
Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
Создание в группе условий для реализации проекта;
Деятельность в соответствии с планом проекта;
Проведение недели космоса в группе.
Работа с родителями по заданной теме.
Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 этап - итоговый
Развлечение «Планетарий». Выставка детского рисунка «Космос глазами детей».Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей)
Содержание проекта: Были проведены беседы:
1.Беседа « Планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
2. Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
3. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
4. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
ООД Речевое развитие. Тема "Космическое путешествие"
Цель: формирование знаний детей по лексической теме «Космос».
• Расширение и активизация словаря по лексической теме: «Космос».
• Закрепление навыка слогового анализа
• Закреплять отчетливое произношение звуков «с», «сь».
• Продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы.
• Пополнить речевой запас детей словами: космодром, астронавт, звездочет, скафандр.
ООД Познание. ФЦКМ. Тема: «Первый космонавт».
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
ООД Художественно-эстетическое развитие. Рисование Тема: "Полет в космос".
Программное содержание:
1. Учить детей рисовать космический корабль, передавая пропорции и форму частей.
2. Учить детей самостоятельно дополнить композицию необходимыми деталями, изображая планеты, звёзды, кометы.
3. Развивать пространственное воображение, чувство композиции.
4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
ООД Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Космический транспорт»
Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе.
Задачи: выяснить, что дети знают о космосе, названия планет; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Космос»; развивать зрительную память, внимание, аккуратность; учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; формировать умение работать в коллективе.
ООД Физическое развитие. Подвижные игры:
« Быстрые ракеты»
« Космическая эстафета»
«Невесомость»
«Космический полёт»
«Космонавты»
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты" Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Космическое путешествие». Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Скажи наоборот»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Итоговое мероприятие: Выставка детского рисунка «Космос глазами детей». Поделки совместно с родителями на тему «Космос».
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Приложение 1
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о космосе
Задачи:
дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу;
познакомить с биографией первого космонавта Ю.А. Гагарина; расширять представление о современных профессиях - профессии космонавта; рассказать о значимости работы наших российских космонавтов в космосе.
Материалы: Плакат с солнечной системой. Иллюстрации по теме космос. Портрет Ю.А. Гагарина.
Ход беседы:
Воспитатель: Я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. А вы послушайте и скажите о ком говориться в этом стихотворении?
К далёким планетам
Пути пролегли-
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди Земли.
- Кто же такие эти отважные люди Земли? - (космонавты). - А кто такие космонавты и чем они занимаются? - (ответы детей).
Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
- А что такое космос? - (весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная)
- Кто первым полетел в космос? - (животные) Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от солнечных лучей, но мышка вернулась живой.
- Кого ещё из животных космонавтов вы знаете? - (собаки Белка и Стрелка)
Учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе и тогда в космос полетел человек.
- Кто стал первым космонавтом? - (ответы детей)
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
Сейчас в космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.
- Как вы думаете, кто может стать космонавтом? - (ответы детей)
Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование.
- Вы хотите стать космонавтами? - (ответы детей) Тогда давайте пройдём маленькую подготовку.
1.Физминутка
Раз-два, стоит ракета
(дети поднимают руки вверх)Три-четыре, скоро взлет.
(разводят руки в стороны)Чтобы долететь до солнца
(круг руками)Космонавтам нужен год
(берется руками за щеки, качает головой)Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)Каждый ведь из нас атлет,
(сгибают руки в локтях)Пролетая над землею
(разводят руки в стороны)Ей передадим привет.
(поднимают руки вверх и машут)
Дидактическая игра «Найди и назови космическую технику»
Воспитатель предлагает выбрать из набора картинок космическую технику и правильно назвать её.
«МАРШ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ» Сергей Михалков
Таинственны звездные дали
И цель наша: их разгадать!
Луну космонавты достали,
А мы будем дальше летать!
К далеким планетам пути пролегли -
По трассам Вселенной летят корабли.
По трассам Вселенной ведут корабли -
Отважные люди Земли.
Всегда и во всем пионеры,
Добьемся всего, что хотим!
Ведя космоплан на Венеру,
На Марс по пути залетим!
К далеким планетам пути пролегли -
По трассам Вселенной летят корабли.
По трассам Вселенной ведут корабли -
Отважные люди Земли.
Свой подвиг Отчизне подарим!
Не струсит у нас ни один!
Нам служит примером Гагарин -
Великой страны гражданин!
К далеким планетам пути пролегли -
По трассам Вселенной летят корабли.
По трассам Вселенной ведут корабли -
Отважные люди Земли.
Конспект взят с сайта infourok.ru
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Освоение космоса"
Задачи:-познакомить с первой женщиной космонавтом Терешковой В.В.;-расширять элементарные представления о космосе;-рассказать об интересных фактах и событиях, связанных с космосом;-воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;-обогащать речевой словарь словами по теме;-развивать любознательность, логическое мышление, фантазию, воображение;-закрепить знание цифр и чисел от 1 до 10, умение найти нужное число.
Материалы: картинки, иллюстрации, фотографии космонавтов, рисунки о космосе, кисточки, подставки, цветной картон, ноутбук, обручи, билеты с цифрами.
Ход работы:
Воспитатель: С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок. Вспомните, на чем совершают полеты герои ваших любимых сказок?Но человечество мечтает о полетах не только в воздушном, но и космическом пространстве. Таинственный космос притягивал людей, звал заглянуть в него и разгадать его загадки.
Воспитатель: Однако ученые мечтали о полете в космос человека, но прежде они решили проверить безопасность полета на наших четвероногих помощниках — собаках.Знает ли кто-то из вас как звали этих собак? (Белка и Стрелка)Да, это были две собаки - лайки: Белка и Стрелка. Это событие произошло в 19 августа 1960 г. Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту — послать в космос человека.Наконец все было готово для полета человека. 12 апреля 1961 г. был запущен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт. Знаете ли вы его? (Ю Гагарин)
Воспитатель: Правильно, самого первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин. Он родился 9 марта 1934 г. под Смоленском. Хорошо учился, увлекался спортом, занимался в аэроклубе. Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком, но все время мечтал о полетах в космос. И когда узнал, что создался отряд космонавтов, записался в него. Начались долгие, трудные тренировки. А как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Сильным, ловким, выносливым, терпеливым и трудолюбивым).
Воспитатель: Верно, он должен тренированным, иметь сильную волю, отличаться умом и трудолюбием. Все эти качества были у Юрия Гагарина, поэтому он стал первым космонавтом. Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы с вами можем гордиться им.А в июне 1963 г. на орбиту Земли был выведен космических корабль, который пилотировала первая в мире женщина — космонавт Валентина Терешкова. 2013 год имеет для российской космонавтики особое значение – мы празднуем 50 летний юбилей со дня полета в космос первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. Сегодня В.В. Терешковой 76 лет. Каждый год 12 апреля в наше стране отмечается большой день — День Космонавтики.
Воспитатель: Космонавты должны быть ловкими и внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Ждут нас быстрые ракеты». Перед вами на полу лежат 4 обруча – это ракеты. По сигналу экипажи из четырех человек должны занять места в ракетах.
Дети идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Космонавты должны хорошо знать Солнечную систему.
Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в кинотеатр. (Предлагаю детям пройти к стульям ноутбукам, раздаю им билеты с цифрами и числами от 1 до 10) Проходите. Занимайте свои места согласно билетам.
Демонстрирую детям презентацию «Солнечная система», по ходу презентации беседую.
Воспитатель: В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.
Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.
Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.
Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Воспитатель: Ребята наш сеанс в кинотеатре закончен, сдавайте мне билеты и проходим на ковер где сделаем зарядку для космонавтов.
Проводится физкультминутка «Космодром».
Читаю стихотворный текст и одновременно показываю, какие действия надо выполнять под него.
Текст
Движения
Все готово для полета,
Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх.
Ждут ракеты всех ребят.
Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.
Мало времени для взлета,
Маршируют на месте.
Космонавты встали в ряд.
Встали прыжком - ноги врозь, руки на поясе.
Поклонились вправо, влево,
Делают наклоны в стороны.
Отдадим земной поклон.
Делают наклоны вперед.
Вот ракета полетела.
Делают прыжки на двух ногах
Опустел наш космодром.
Приседают на корточки, затем поднимаются.
Приглашаю детей пройти к подготовленному для коллективной аппликации столу для продуктивной деятельности - «Ракета в космосе».
Воспитатель: Ребята сначала мы с вами вспомним названия геометрических фигур (показываю детям детали ракеты – прямоугольник, треугольник, круг и спрашиваю названия). Каких геометрических фигур больше?
Далее напоминаю детям приемы работы с клеем, бумагой, салфеткой и т.д. предлагаю приступать к аппликации. По ходу помогаю, предлагаю варианты размещения деталей, если необходимо.
Рефлексия: Рассматриваем выполненную аппликацию, делимся впечатлениями.
- Куда полетела ракета?
- Какие планеты есть в нашей солнечной системе?
- Как называют людей летающих в космос на космических кораблях?
- Как зовут первую женщину- космонавта?
Конспект взят с сайта www.maam.ru
nsportal.ru
Приложение 2
Загадки о космосе
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной… (Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… (Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом. (Луна)
Астроном -он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
Обгоняя ночь и день,
вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом,
в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
он Вселенной следопыт. (спутник)
Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь, З
Зовем свою галактику
Мы просто… . (Млечный путь)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Океан бездонный,
океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
может быть, планеты. (Космос)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый — Знаю,
то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Синие потолочины
Золотыми гвоздями приколочены. (звезды на небе)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего. (Звезды)
Раскинут ковер, рассыпался горох,
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Звездное небо)
Эти звездочки , как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)
Есть окошко в корабле — «Мире».
Но не то, что на Земле-
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно. (Иллюминатор)
Загадки про космос для детей: http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-kosmos-dlya-detej.html