Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Новополеводино»
Тема:
Учебно-исследовательская деятельность как способ развития одаренности в условиях внеурочного технологического образования
Учитель технологии 1 квалификационной категории
НОВИЧИХИНА ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА
2019г
Тема:
Учебно-исследовательская деятельность как способ развития одаренности в условиях внеурочного технологического образования
Сегодня современное общество предъявляет высокие требования к человеку, и задача педагога не столько вооружить учащихся знаниями, сколько научить его применять эти знания на практике. Наш с вами предмет «Технология» - это интегрированная образовательная область, которую составляют знания математики, физики, черчения, химии, природоведения и других направлений деятельности человека. «Технология» – особенный предмет, в рамках изучения которого у учащихся есть возможность проявить и раскрыть различные способности.
Результатом постоянно ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний, технологий. Поэтому основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск и творчество, а образование рассматривается как открытый индивидуализированный, непрерывный процесс самообучения человека в течение всей его жизни. В условиях становления информационного общества важно научить учащихся самостоятельно приобретать необходимые знания, исследовать объекты действительности; стимулировать творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности.
Участие учащихся в учебно-исследовательской деятельности является эффективным способом перехода от репродуктивного способа обучения к творческому. Учебно-исследовательская деятельность - это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность учащихся, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания и в результате которой учащиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.
Отдельные аспекты организации учебно-исследовательской деятельности рассмотрены в работах В.И. Андреева (эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности учащихся); В.В. Успенского, Е.А. Шашенковой (исследовательская задача как средство побуждения учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, как средство обучения их исследовательской деятельности); и др.
Организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся можно рассматривать как путь реализации идей личностно ориентированного подхода к обучению, суть которого описана в работах Н.И.Алексеева, Е.В.Бондаревской, и др., и заключается в создании условий для проявления, развития ученика, в предоставлении ему возможности, опираясь на свои способности, склонности, реализовать себя в познании.
Изучение работ психологов Р.С.Немова, Н.С.Лейтеса и др. показало, что старших учащихся отличает повышенная познавательная и творческая активность. Учащиеся этого возраста могут мыслить логически, сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, заниматься самоанализом. Сфера познавательных интересов учеников выходит нередко за пределы материалов урока и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков во внеурочное время.
Анализ состояния изученности проблемы позволил выявить следующие противоречия:
- между потребностью информационного общества в людях, способных к самостоятельному исследовательскому поиску во всех сферах жизнедеятельности, и недостаточной готовностью школьного образования к решению этой проблемы;
- между заинтересованностью учащихся в проведении самостоятельного учебного исследования и их слабой подготовленностью к его осуществлению;
- между стремлениями педагогов к поиску путей оптимальной организации учебно-исследовательской деятельности, способствующей развитию субъектности учащегося, и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы формирования у учащихся субъектного исследовательского опыта.
Формирование у учащихся исследовательского опыта во внеурочной учебно-исследовательской деятельности будет проходить успешно, если:
- исследовательский опыт учащегося будет рассматриваться как сложное, интегративное, психологическое образование личности, включающее в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты, целенаправленно формирующиеся в их диалектическом единстве с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
- будет реализована определенная технология формирования у учащихся исследовательского опыта во внеурочной учебно-исследовательской деятельности.
Необходимо:
-На первом этапе уточнить тему, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза; провести теоретическое исследование обозначенной проблемы.
-На втором этапе разработать методику проведения опытно-экспериментальной работы, диагностическую методику по определению уровня сформированности у ученика субъектного исследовательского опыта.
-На третьем этапе осуществить экспериментальную работу по формированию у учащихся исследовательского опыта во внеурочной деятельности, обработку экспериментальных данных, систематизацию полученного материала, текстуальное оформление исследования.
Должна быть достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием методологически разработанных и экспериментально проверенных теорий и концепций; применение методов, выполнение поставленных адекватных целям, задачам, логике исследования.
Состояние сформированности у учащихся исследовательского опыта определяется с помощью следующих критериев:
- осознание учащимся потребности, смысла своего участия в учебно-исследовательской деятельности;
- обоснованность и самостоятельность в формулировании проблемы учебного исследования; самостоятельность выбора учеником целей, задач, а также стратегии своего учебного исследования;
- объем имеющихся у учащегося знаний по организации и проведению самостоятельного исследования;
- их осознанность;
- освоение;
- осознанность действий, необходимых для проведения исследования, их освоение, гибкость использование.
Оценка исследования низкий, средний, высокий уровень.
При изучении состояния сформированности у учащихся исследовательского опыта используются следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение документов и результатов деятельности учащихся, метод экспертных оценок, графические методы.
Быстрые темпы развития науки, техники, производства требуют сформированности у каждого человека опыта исследовательской деятельности, который позволит личности решать возникающие проблемы на качественно новом уровне - уровне проникновения в их сущность, определения наиболее оптимального варианта их решения.
Исследовательский опыт ученика представляет собой специфическую форму освоения им социальной реальности, овладения исследовательской деятельностью.
Опыт ученика - накопленный им опыт осуществления исследования, разрешения интересующей его проблемы; опыт, наполненный личностными смыслами, значимыми для него ценностями, идеалами; опыт, находящийся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватной ситуации учебного исследования.
Осуществление учебного исследования предполагает владение учащимся следующей системой знаний, составляющей содержание когнитивного компонента субъектного исследовательского опыта: специальные знания в определенной области наук; знание методов исследования; последовательности и операционного содержания действий, определяющих самоуправление учебно-исследовательской деятельностью; знание видов учебно-исследовательских работ, нормативных требований к их письменному оформлению и устной презентации.
Содержание исследовательского опыта конкретного учащегося определяется его индивидуальным своеобразием.
Очевидно, что формирование у учащегося субъектного исследовательского опыта возможно лишь в контексте его участия в учебно-исследовательской деятельности, которая представляет собой самостоятельное изучение, исследование интересующей проблемы, открытие учеником субъективно нового научного знания. Учебно-исследовательская деятельность основана на субъектном взаимодействии учителя и учащегося. Общая стратегия формирования у учащихся субъектного исследовательского опыта представлена в проекте тремя этапами.
Цель первого этапа - способствовать построению общей схемы ориентировочной основы учебно-исследовательской деятельности, мотива учебно-исследовательской деятельности; формированию знаний по организации и проведению исследовательской, учебно-исследовательской деятельности; развитию исследовательских умений
Цель второго этапа -способствовать объективации учащимся как своего субъектного исследовательского опыта, так и исследовательского опыта своих одноклассников. Основной формой организации учебно-исследовательской деятельности на втором этапе стала групповая исследовательская проектная работа.
-Цель третьего этапа - предоставить возможность показать свою индивидуальность в самостоятельном проведении учебного исследования, что позволит учащемуся наполнить индивидуальным своеобразием опыт, накопленный на предыдущих этапах; организовать самооценку успешности процесса самоформирования исследовательского опыта. Для третьего этапа реализации технологии характерна, прежде всего, низкая регламентация деятельности учащегося со стороны учителя.
Формирование у учащихся субъектного исследовательского опыта во внеурочной учебно-исследовательской деятельности позволяют наметить перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / 2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития
3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности
4. Борзенко В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся
5. Григорян С.Д. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в условиях школы и гимназии