Игрушки пальчикового театра, как средство формирования словаря у детей раннего возраста
Введение.
Период раннего детства – чрезвычайно интенсивный в плане развития: физического, психического, социального. У ребенка формируются фундаментальные личностные новообразования в том числе эмоции. Именно в раннем возрасте происходит интенсивное развитие речи, формирование словаря детей. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего речевого развития ребенка. Формирование словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном образовании, а вопрос о его состоянии и методике развития является одним из актуальных вопросов. В условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Соглашаясь с мнением ведущих психологов и педагогов, что игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что моя работа по формированию словаря детей будет эффективна через применение игр, на основе использования игрушек пальчикового театра из фетра.
Педагоги практики считают, что использование игрушек пальчикового театра вызывает у детей раннего возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость. В своей педагогической практике столкнулась с необходимостью внедрения нетрадиционных форм развития речи детей, при этом с недостаточным для этого оснащением предметной среды группы, а также с недостаточным методическим обеспечением. Все вышесказанное определило тему работы «Формирование словаря у детей раннего возраста (1,5-2 лет) на основе использования игрушек пальчикового театра
Игрушки пальчикового театра, как средство формирования словаря у детей раннего возраста
Пальчиковый театр –показ, инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук[10.c.17]. Пальчиковый театр -набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Пальчиковый театр представляет уникальную возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть, или одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе.
Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей. Пальчиковый театр используется на занятиях по формированию математических представлений у детей например, сказка Теремок, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик вдвоем, потом втроем, и т.д.), для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом». В ходе игры ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. С их помощью игрушек пальчикового театра можно рассказывать любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка развивает интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.
Пальчиковый театр, как дидактический материал имеет множество функций:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- знакомит с элементарными математическими понятиями.
Работа с детьми по обыгрыванию сказок, песен, потешек на основе использования игрушек пальчикового театра строится следующим образом:
Чтобы потешка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Данный вид деятельности включает несколько этапов:
1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, песенки (кошка, коза):
На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
1.Рассматривание игрушки пальчикового тетра
2.Дидактические игры с игрушками
3.Пропевание песенок, потешек
2 этап – Знакомство с песенкой, потешкой
рассказывание потешки, песенки
повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением игрушки пальчикового театра
беседа по содержанию
обыгрывание с игрушкой пальчикового театра
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап - Повторение потешек, песенок - повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время, это помогает закрепить и расширить знания детей:
рассказывание песенок, потешек с использованием игрушек пальчикового театра
рассматривание иллюстраций,
чтение без показа иллюстраций,
проговаривание отдельным ребенком (с использованием игрушек пальчикового театра)
проигрывание диалогов героев.
Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
4 этап – Внесение потешек и песенок с использованием игрушек пальчикового театра во все виды детской деятельности:
использование в режимных процессах,
элементы и игры драматизации,
использование в режимных процессах,
элементы и игры драматизации,
дидактические игры «Узнай потешку» (показ игрушки пальчикового театра, а ребенок читает потешку),
использование игрушек пальчикового театра занятиях.
В адаптационный период чтобы установить контакт с детьми, вызывать положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю использует в работе обыгрывание песенок, потешек с использованием игрушек пальчикового театра.
Пальчиковые игры с использованием игрушек пальчикового театра. Персонажи и образы наших пальчиковых игр – гуси, волк и зайчик - нравятся детям двух лет, они с удовольствием повторяют за взрослыми. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнить движения вместе со взрослым или с его помощью. Пальчиковые игры побуждают к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
•Перед игрой педагог обсуждает её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
•Выполняет упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивает наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
•Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяет их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
•Ставит перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
•Педагог никогда не принуждает. Пытается разобраться в причинах отказа, если возможно, поменяет игру.
•Стимулирует подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряет успехи.[11,c.20].
Заключение
Систематическая работа с использованием игрушек пальчикового театра определила следующие результаты: дети стали более активными в общении, начали строить первые предложения. Детям нравится взять игрушки в руки и «оживить» собственным голосом. Наблюдаю, что замкнутые дети начали принимать активное участие в перевоплощении в персонажей театра. Способность детей к такой идентификации позволяет мне как, педагогу, через использование игрушек пальчикового театра, формировать у детей положительные качества – доброта, смелость, искренность, а также вербально выражать чувства и эмоции персонажей. Удивительно, что встреча с игрушками пальчикового театра, особенно в адаптационный период, помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу пребывания в детском саду. Дети с удовольствием манипулируют игрушками пальчикового театра, персонажи которых представляют для них большой интерес.
Пальчиковый театр используется мной в непосредственной образовательной деятельности, как игровой и мотивационный момент. Вызывает у детей эмоциональный отклик, повышает заинтересованность в предстоящей деятельности. Данный вид театра дети переносят в свободную игру, во взаимодействие со сверстниками и родителями. Словесно выражая определенные эмоции сказочного персонажа, дети учатся понимать собственное эмоциональное состояние, а также понимать окружающих.
Фотоматериал
Список информационных источников
1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010-105с.
2.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».М:Просвещение,2009-138с.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 82 с.
4.Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 – 198 с.
5. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. – М.: АСТ, 2012 – 159 с.
6.Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Казань: Сфера, 2014-64с
7.Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012-168с.
8.Кисилева, В. Развитие тонкой моторики// В. Кисилева Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 65-66. 15.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М: Обруч, 2014-108с. 6.Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Казань: Сфера, 2014-64с
9.Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012-168с.
10.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 2012
11.Лямина Г.М Развитие речи ребёнка раннего возраста. М.: Айрис-пресс, 2005.-123с.
12.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 200.-134 с.
13.Сорокина Н. Миланович Л. Куклы и дети. М: Обруч,2012.-238 с.
14. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. – 44с.
15.Чеберда Е.А. Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких.Челябинск:Умница,2011-93с.
16.Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.-М: Мозаика-синтез, 2012-108с.