МБДОУ детский сад №152 г. Пензы «Виктория»
Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.
Подготовила: Соколенко Л.А.
Пенза, 2019 г.
Форма организации деятельности дошкольников: индивидуальная.Количество детей: один человек.Возраст ребёнка: шесть лет.Речевой статус: общее недоразвитие речи третьего уровня, дизартрия стёртой формы.Продолжительность непосредственно - образовательной деятельности: 20 минут.Цель: формирование навыка произношения звука [ж].Задачи:• коррекционно – образовательные: закрепление навыка произношения звука [ж] в слогах, словах, предложениях, тексте; закреплять умение изменять силу голоса;совершенствовать навыки выделения заданного звука из слов.• коррекционно – развивающие: развитие артикуляционной и мелкой моторики, восприятия, памяти, воображения; • коррекционно – воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.• Оборудование: зеркало; картинки со звуком [Ж]; три ведерка со звуковыми схемами в начале, в середине и конце слова; удочка с магнитом; картинки с магнитом.• Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж]; существительные: ёж — ежонок, морж- моржонок, уж- ужонок, медведь- медвежонок, мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб, лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи. Прилагательные: большой, зеленый. Словосочетания: на большой ромашке, зеленый жук.
Ход НОД
№ п/п | Этапы и цели | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. | Оргмомент. (2 минуты).Цель: организация внимания ребёнка, настрой на занятие. | ||
2. | Основная часть.(15 минут).Цель: введение в тему через игровую деятельность. Упражнения на выработку правильной воздушной струи.Сдувание жука (ватный шарик) с кончика носа.Цель: развитие целенаправленной воздушной струи Артикуляционная гимнастика.Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции звука [Ж]. Игра «Поймай звук [Ж]».Цель:развитие фонематического восприятия. Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. Определение места звука в слове. ФизкультминуткаЦель: развитие координации речи с движением. Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.Игровое упражнение«Эхо». Разучивание скороговорки. | - Здравствуй, Маша! Я очень рада тебя видеть!— Посмотри, на картинки. (жук, жираф, птица)— Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.ЖУ-ЖУ-ЖУЯ на веточке сижу,Звук [ Ж] я все твержуЗная твердо звук я этот И твержу весной и летом.— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера ? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня?» - Кто сел тебе на носик? - Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.— Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.— Молодец. Ребёнку предлагается выполнить упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибочек», «Качели», «Маляр», «Лошадка». — Произнеси звук [Ж]. В каком положении находятся губы?— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?— Верно. Зубы разомкнуты.— Что делает наш язычок?— Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.- Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].— Правильно. Теплый.Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.- Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.- ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ- ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ.- ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.- АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.- Повторяй, пожалуйста, за мной слова.- Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.- Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.- Баба.- Печь.- Билет.- Пакет.- Лук.- Молодец!- Назови у кого — кто детеныш?- У ежа -- У моржа-- У ужа- - У медведя- На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. -Я нашла себе жукаНа большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)Не хочу держать в рукахПусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)Ой, упал, упал мой жук, (наклоняемся, опускаем руки на пол)Нос испачкал пылью,(вытираем нос)Улетел зеленый жук,Улетел на крыльях. (имитируем полет).- Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.Жа-жа-жа- есть носик у ежа.Жи-жи-жи- здесь живут ежи.Же-же-же- дождь пошел уже.- Давай выучим скороговорку.Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен. | Ребёнок находит. - Звук [ж].- Жук. Ребёнок выполняет. Ребёнок проделывает все упражнения. - Выдвигаются вперёд. - Разомкнуты.- Образует чашечку. - Тёплый. Ребёнок выполняет. Ребёнок повторяет. - Жаба. - Жечь.- Жилет.- Жакет.- Жук. - Ежонок.- Моржонок.- Ужонок.- Медвежонок. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет, где находится звук: в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж. Ребёнок повторяет за логопедом. Разучивает скороговорку вместе с логопедом. |
3. | Оценочно – рефлексивный.(3 минуты).Цель: оценка деятельности детей, подведение итога занятия. | - Какой звук мы сегодня повторяли?- Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.- Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука. | -Звук[Ж]. Ребенок отвечает. |