Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект ЗВУКОВИЧКА

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект«Звуковичка»

Формирование звукового анализа и синтеза удошкольников с помощью логопедического пособия«Звуковичка».

Разработали и подготовили проект:

Воспитатель высшей категории Бенько М.А.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Логопедический проект: «Звуковичка»

Авторы проекта

Бенько Марина Алексеевна – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Адрес организации исполнителя

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Адрес организации исполнителя, телефон/ факс

Россия, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Проспект Победы- 23А

География

проекта

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Целевые группы

5-6 лет

Тип программы

Образовательная

Новизна работы

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

Сроки реализации программы

В течение учебного года 

Цель проекта

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Направленность проекта

Организованные формы обучения на занятиях.Совместная деятельность взрослого и ребёнка.Самостоятельная деятельность ребёнка.Развитие речи.Игра.

Ожидаемые результаты

Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

1 этап: организационно-подготовительный

Подбор и изучение литературы, подготовка методического материала.

Проведение диагностики.

Знакомство с логопедическим проектом: «Звуковичок»

Создание системы работы по развитию артикуляционной моторики детей с проблемами в речи.

Знакомство со строением органов речи с использованием логопедической сказки.

Создание сборника «Артикуляционные гимнастики» и пальчиковые гимнастики.

Папка-передвижка для родителей: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика».

Памятка для родителей « Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

2 этап: основной.

Проведение подгруппового занятия на тему «В мире звуков и букв».

Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, дидактической куклы.

Коллективное придумывание сказки о звуках и буквах.

Аппликация букв из крупы.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» и «Пальчиковая гимнастика».

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

3 этап: заключительный:

Диагностика артикуляционной моторики у детей.

Выставка аппликаций и рисунков букв.

Логопедический проект«Звуковичка»

Цели проекта:Достижение максимально возможной компенсации фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями при обучении грамоте с использованием игрового логопедического пособия «Звуковичка».Задачи проекта:1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.2. Провести углублённое обследование группы детей с системным недоразвитием речи.3. Подобрать методы и приёмы работы с группой детей данной категории.4. Проанализировать результаты коррекционной работы.5. Сделать выводы по проделанной работе.Участники: Воспитатели, родители, дети, логопед МАДОУ.Возраст детей: 5-6 лет.Срок реализации проекта: В течение учебного года Содержание проекта:1. Теоретическая часть2. Практические занятия, перспективное планирование3. Опыт работы4. Консультации для родителей5. Конспекты занятийОсновные направления работы с детьми:Организованные формы обучения на занятиях.Совместная деятельность взрослого и ребёнка.Самостоятельная деятельность ребёнка.Развитие речи.Игра.Ресурсное обеспечение проекта:- речевой уголок в группе- речевое пособие «Звуковичка»Методическое сопровождение:Консультативный материал для воспитателей и родителей.Перспективное планирование по обучению детей грамоте с использованием логопедического пособия «Звуковичка».Конспекты занятий.Картотека упражнений по формированию звукового анализа.План работы по подготовке проекта:1. Диагностика уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей.2. Постановка цели проекта.3. Привлечение воспитателей, детей и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.4. Разработка путей достижения цели, постановка задач.5. Обсуждение направлений деятельности по осуществлению проекта с участниками проекта (воспитателями, детьми, родителями) .6. Сбор, накопление и оформление материала, изготовление пособий.7. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.8. Разработка методических рекомендаций для родителей.9. Презентация проекта, открытое занятие.Ожидаемые результаты:- максимально возможная компенсация нарушений звуковой культуры речи и фонетико-фонематического восприятия;- качественное овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза с помощью логопедического пособия Звуковичка» за более короткое время;- повышение интереса детей к логопедическим занятиямИтог:- создание системы занятий по обучению грамоте с помощью речевого пособия «Звуковичка».Предлагаемое пособие предназначено для подготовки к обучению грамоте.По объёму и содержанию учебного материала данная работа совпадает со стандартной программой детского сада, но по форме подачи материала отличается от неё.

Актуальность проекта.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме того, задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Таким образом, речевое развитие в целом, развитие звуковой и интонационной культуры речи в частности, является важным звеном развития дошкольника.

Развитие звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Это многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

В настоящее время – время смартфонов, айфонов, Интернета, социальных сетей – проблема  формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости, а наоборот, ещё более усугубилась. Дети мало говорят в семье, так как мало говорят родители. Дети мало говорят и в детском саду, будь то со сверстниками или с воспитателями, так как редко создаются такие ситуации, где от ребёнка требуется словесно-логическое мышление.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье.Несформированность фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей с речевыми нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.Раннее выявление отставания в развитии фонетико-фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду. Чем раньше будет начата логопедическая работа по его коррекции, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка.Работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития должно предшествовать тщательное логопедическое обследование детей и различные подготовительные упражнения, предполагающие:а) развитие слухового восприятия неречевых звуков и связанного с ним ассоциативного мышления;б) формирование навыков воспроизведения неречевых звуков, слов звукоподражаний.Таким образом, использование системы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с использованием игрового логопедического пособия «Звуковичка» предполагает достижение эффективных результатов в работе с детьми с речевыми нарушениями при обучении грамоте.

1.Теоретическая часть

1.1. Понятие звуковой культуры речи, ее основные компоненты: артикуляция, речевой слух и речевое дыхание.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, чёткую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Она включает собственно произносительные качества, характеризующие речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха, который обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию.

Развитие артикуляционного аппарата. Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения.

Развитие речевого слуха. В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идёт неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несёт звук высотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т. е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и месте ударного слога) в единстве с темпом речи. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности чётко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным, темпом, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Работа над развитием речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шёпоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

1.2.Воспитание звуковой культуры речи у детей 5—6 лет

Дети старшего возраста в большинстве своём усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют чётко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте ещё встречаются дети, не совсем чётко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.

В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, интонационно выразительной речи.

На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — съ), звонких и глухих (в — ф, з — с, ж — ш, б — п, д — т, г — к), звуков л и р, твёрдых и мягких (д — дъ, л — ль и др.). При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар звуков, также нередко смешиваемых детьми, например ч — тъ, с — ц и пр.

Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи.

1.3.Обзор программно-методического и дидактического обеспечения

 Содержание образовательного процесса в учреждении определяется основной образовательной программой дошкольного учреждения, разработанной и реализуемой в соответствии с федеральными  государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Свою работу по развитию звуковой культуры речи я строю во взаимодействии с учителем-логопедом и в соответствии с ее рекомендациями.

1.4.Новизна работы

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчётливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

В данной разработке представлена система работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи через развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и фонетической ритмики в режимных моментах и на занятии. Данная работа может применяться на практике, так как в ней представлен практический материал по всем перечисленным видам деятельности, представлен тематический план речевых игр, описаны пособия по развитию речевого дыхания.

2.Формы реализации проекта:

Проект реализуется через систему занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте и включён как часть непрерывно непосредственной образовательной деятельности.

Задачи проекта:

Воспитательные

Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Образовательные

Овладение речью как средством общения и культуры.

Формирование звуковой аналитико - синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

3.Развивающие

Развитие речевого творчества.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

2.1. Ожидаемые результаты

Ожидается, что регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики простимулирует у детей:

- появление хорошо развитой общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений;

- нормализацию речевого дыхания;

- улучшение фонематического слуха;

- улучшение артикуляции имеющихся звуков, вызовет по подражанию некоторые отсутствующие звуки, создаст базу для успешной постановки отсутствующих звуков;

- формирование умения изменять силу и высоту голоса;

- улучшение ритмики - интонационной стороны речи;

- повышение речевой активности;

-повышение компетентности родителей в понимании того, как важно развивать звуковую культуру речи.

3.Выводы

Воспитание компонентов звуковой культуры речи играет огромное значение в развитии речи ребенка в целом и имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни.

Важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание его содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

4. Результаты работы.

Использование игровых упражнений на основе фонетической ритмики благотворно повлияло на развитие речи детей моей группы. В результате работы повысилась речевая активность детей, как во время образовательной деятельности, так и в общении друг с другом и с взрослыми.

Улучшилась артикуляционная моторика детей.

Некоторые дети по подражанию научились произносить неправильно произносимые ими ранние звуки.

Дети научились пользоваться речевым дыханием, т.е. научились производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

Улучшилось качество общей моторики, движения детей стали более уверенными, чёткими.

Дети стали прислушиваться к собственной речи и исправлять собственное произношение.

Речь детей стала более выразительной.

Родители стали чаще обращать внимание на речь своих детей, корректно исправлять их речевые ошибки, стали следить за собственной речью.

и воспитатели обычных детских садов, и учителя начальных классов.

Приложение №2

Игры по развитию речи на тему:

«Найди два предмета с одного звука»

Цель: развитие внимания, речи

Задание

Соедини два предмета, начинающиеся с одного и того же звука. Начинай по порядку.

Пальчиковые игры и упражнения

Отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами, загадками, потешками вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.

Рисование пальчиками: «Жёлтый цвет»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, закреплять навыки рисования предметов разнообразных форм; развивать логическое мышление, воображение; обучать правильному произношению звука [ж]. Инструкция: рисовать предметы (изображая пейзаж) пальчиками, ладошками, кулачками на листе бумаги, соотнося слова стихотворения с действиями.

Жёлтое солнце на землю глядит, Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят, Желтые листья с деревьев летят.

Шнуровка: «Весёлый шнурок»

Цель: развивать тонкие движение пальцев рук, формировать навыки действия с шнурком; умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук; учить правильно произносить звук [ш], умение контролировать темп речи, развивать речевое дыхание. Инструкция: выполнять шнуровку соответственно словам текста.

Вверх шнурок, Вниз шнурок, И ещё, ещё разок! Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик! Детям очень сложно обувь шнуровать. Но учиться нужно и не горевать. Пальчики шнуровка развивает ловко. В садике ребята станут приставать: «Где ты научился так классно шнуровать?»

Пальчиковое упражнение: «Заплетём косички» Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, память; обучать правильному произношению звука [с], отчётливо и внятно произносить слова с этим звуком. Инструкция: поочерёдное переплетение шнурков в косичку с сопровождением художественного слова.

Заплести косички У своей сестрички? Дайте мне возможность Осознать всю сложность. Как плести сестричке Разные косички?

Пальчиковая игра: «Помоги перебрать зёрнышки» Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук; обучать правильному произношению звука [р], отчётливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание. Инструкция: отобрать зерна разного вида по отдельности, используя только указательный и большой палец и проговаривать одновременно стихотворение.

Я мамуле помогаю, Я крупу перебираю: Гречка – рис, Гречка – рис, Будет мамочке сюрприз.

Вывод:

цель достигнута и проделанная мною целенаправленная, педагогическая работа повысила уровень воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений ….

Приложение №3

Предлагаем игры на развитие звуковой культуры речи детей:

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоём”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребёнок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка чёткого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ. Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Игровой материал: Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:

• а — автобус, аист, ананас, арбуз

• у — удочка, усы, утка, утюг

• и — иволга, иголка, индюк, иней

• п — палатка, пила, платье, портфель

• ц — цапля, циркуль, цифры, цыплёнок

• ч — чайник, часы, черёмуха, черешня

• к — карандаш, котёнок, кузнечик, краски

• х — халат, хлопок, хоккеист, хомяк

• с — сено (тог), сирень, скворец, собака

• з — замок, заяц, зонт, земляника

• ж — жёлуди, жираф, жук, журавль

• ш — шалаш, шиповник, шишка, шкаф

• л — ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

• р — рак, редис, рысь, рябина

Игра « Цепочка слов»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки: сумка, миска, колос, сом, капуста, ананас, совок, весы, автобус, скамейка, лиса, лес, шапка, мишка, душ, шуба, ромашка, карандаш, шляпа, вишни, ландыш, шар, чашка, камыш.

Игра « Кто быстрее соберёт вещи?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков с — ш.

Игра «Построим пирамиду»

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игра « Включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), в чтении слов из трех-четырёх букв

Игра «Как их зовут?»

Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

Игра «Поезд»

Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.

Игра « Магазин одежды»

Цель: Упражнять в определении первого звука в словах — выбирать («покупать») одежду по определенному звуку в начале слова. Научить классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, обувь.

играем в игру: «В каком домике живёт буква?»

Гласные живут в красном домике и в схемах мы их отмечаем красным квадратиком.

«гласные всегда красные»

Игра: «Гласные пальчики»

Загибаем пальчик, называем звук — на правой руке, те гласные, которые помогают согласным стать твёрдыми, на левой, которые помогают стать мягкими.

Соотносим произносимый звук с его графическим изображением.

- выкладываем букву из палочек.

- рисуем букву в воздухе

- рисуем букву на песке или крупе

- выкладываем бусинки, пуговицы по контуру буквы

- раскрашиваем букву

- заштриховываем букву

- обводим букву по контуру

- печатаем букву

-лепим из пластилина

-наклеиваем букву

- находим букву среди других

Игра «Расселяем буквы по домикам» синий домик для твёрдых согласных, зелёный для мягких.

Ч, Щ — всегда мягкие

Ж,Ш,Ц – всегда твёрдые

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребёнком (например, са-са – идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребёнок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идёт ЛИСА

Вариант 2

Взрослый задаёт к чистоговорке вопрос, а ребёнок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребёнок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щётка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “Комары”

Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!

Вы уж будьте добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары:

– Мы и так к тебе добры.

Чтоб тебя нам не кусать,

Должен ты слова сказать

Звонкие, звенящие, комаро- говорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, чётко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Сказка про то, как звуки стали мягкими и твёрдыми.

Однажды звук «С» решил отправиться в путешествие на воздушном шарике.

Он был очень отважный и смелый. Летел он над красивыми полями, лугами и любовался красотой. Тут он увидел сказочный город и направился туда. Вдруг подул сильный ветер, подхватил его, шар налетел на ворота города и лопнул. Звук упал прямо на дорогу. Ему было больно, дорога была твёрдая, подружки гласные запели — А,О,Э,Ы,У. Звук «С» подружился с ними и стал твёрдым. Послушайте как я буду произносить: СА, СО, СЭ, СЫ, СУ- твёрдо. Мы будем отмечать на схеме твёрдый звук синим цветом.

Увидел звук «С» красивую бабочку, побежал за ней и снова упал, но ему не было больно, потому что упал на мягкую, густую траву, подружки гласные запели — Я,Ё,Е,И,Ю. Звук с ними подружился и стал мягким. Послушайте как я буду произносить: СЯ, СЁ, СЕ,СИ, СЮ — мягко. На схеме мягкий обозначаем зелёным.

А ещё звуки бывают звонкими и глухими, давайте прикроем уши ладонями и произнесём звук «С» он произносится глухо, поэтому в ушах нет звона. Теперь произнесём звук «З» В ушах зазвенело, значит это звонкий звук.

Есть звуки, которые всегда звонкие они живут в звуковом домике на крыше

Есть звуки подружки звонкие и глухие они живут в большой комнате, стрелочки показывают у кого какая подружка. В-Ф, С-З…

Есть звуки, которые всегда глухие они живут в подвале- Х, Ч, Ц, Ш.

Дидактические игры:

1.Д/Игра «Определи, какой звук твёрдый или мягкий»

Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)

2. Д/Игра «Звуковой домик»

Цель: Определить место автоматизируемого звука в словах-картинках и соотносить их с соответствующими графическими схемами ( таблицей -Домиком)

Описание игры: Коля и Катя собрали много картинок и решили их расселить в домике, но не знали как. Тогда звук « К» попросил обратить внимании «где окошко в квартире», там он и будет жить. Окошко слева – «К» вначале слова , окошко справа- «К» в конце слова, ну , а если окошко посередине значит и «К» посередине.

3.Д/Игра «Кто в домике живёт?»

Цель: Учить детей подбирать картинки-слова к графическим схемам. Описание игры: Однажды слова решили вместе погулять , погреться на солнышке, вышли из своих домиков и не посмотрели как они выглядят, а когда пришло время возвращаться домой, не смогли найти свои домики. Дети помогают словам вернуться домой.

4. Д/Игра « Цепочка слов»

Цель: Учить детей определять первый звук, последний звук в слове.

Описание игры: Ребёнок находит картинку, помеченную звёздочкой. Это первое слово в цепочки. Определяет последний звук, с него начнётся следующее слово и находит картинку на заданный звук.

5. Д/Игра «Лабиринт»

Цель: Четкое произнесение слов, придумывание слова на заданный звук, развитие памяти, логического мышления.

Описание игры: Ребёнок называет картинку, которая отмечена звёздочкой, это начало лабиринта, затем движется по стрелочкам, называя четко слова и передвигая фишку с одной картинки на другую. Можно пройти лабиринт обратно с конца до звёздочки.

Упражнения к игре «Лабиринт»

- «Чего не стало». Рассмотреть и запомнить картинки, закрыть экраном и назвать картинку, которую спрятали под экран.

- «Угадай» Называется действие, а ребёнок подбирает к нему подходящее слово-картинку. Сочный – АРБУЗ.

-«Придумай сам» — Придумай ответ на мой вопрос «Кузнечик какой?»

- «Доскажи словечко» — Я произнесу начало предложения, а ты закончи его. «По тропинке ползёт зелёная…..» ЗМЕЯ.

- «Волшебная палочка» — Дотрагиваясь до картинки, изменяй слово по образцу – обезьяна – ОБЕЗЬЯНЫ…

- «Мой, моя, моё»- назови картинки и скажи, что это твоё – мой Незнайка, мой арбуз, моя азбука, моя корзина…

- «Фотограф» — сфотографируй картинки, запомни, закрой листом бумаги и назови.

- «Загадки» — Я назову слова признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови её. Серенький, пушистый, ловкий, дикий , трусливый – ЗАЯЦ

- «Половинки» — я загадаю слово и назову его половинку, а ты добавь недостающую часть. АР…буз обезь……ЯНА

- «Что делает» — Ответь на мои вопросы. Обезьяна, что делает? Сидит, ест, смеётся…

- «Измени порядок слов в предложении» Придумай предложение из двух-трёх слов с каждой картинкой. Незнайка сидит на полу – На полу сидит Незнайка.

-«Эхо» Послушай слова и повтори их в той же последовательности – заяц, змея, азбука; Незнайка, обезьяна, кузнечик, арбуз…

-«В гостях у гномов» — Я назову большой предмет , а ты маленький — Корзина –корзинка, заяц –зайчик…

-«Хлопушки» Назови картинку по слогам, определяя их количество хлопками. Теперь я прохлопаю, а ты отгадай какое слово.

- «Живое-неживое» — Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а потом – неживые предметы.

- «Найди меня» посмотри на звуковую схему и найди слово

- « Вчера, сегодня, завтра» — выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Сегодня мы собрали яблоки в корзину. Вчера я видел в зоопарке обезьяну.

Литература:

Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. [Текст] – М., 2001. – 234 с.

Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]/ Автор-составитель Ушакова O. C. - M.: АПО, 1994.

Лазаренко О.И. методическое пособие «Диагностика и коррекция выразительности речи детей» изд. «ТЦ СФЕРА»,2014.

Леонова С.В. «Игротека речевых игр. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями», изд.Гном,2011.

Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Соц.-полит., журн., 1994. – 96 с.

Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи» игровые упражнения на основе фонетической ритмики, изд. «ТЦ СФЕРА»,2014.

Приложение №4

Месяц

Формы работы

Пополнение предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме СО

(автор, название, год издания, издательство)

с детьми

с педагогами

с родителями

 сентябрь

 Подбор наглядного материала с картин ками на разные звуки

 Консультация для педаго гов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

 Беседа «Артикуля ционная гимнастика»

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

октябрь

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Консультация для педаго гов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

ноябрь

Подбор материала по формированию графи ческих умений.

Консультация для педаго гов «Формирование анали тико-синтетической актив ности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте».

Беседа «Как подгото вить руку к письму?»

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми игра ми.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г

декабрь

Использование паль чиковых игр

отчёт о проделанной работе за 1 полугодие

Оформление консуль тации для родителей «Развитие мелкой мо торики у детей»

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г

январь

Знакомство с обводка ми и штриховками

Презентация «Роль фонема тических процессов в подго товке к обучению грамоте. Использование специаль ных символов в играх по формированию навыка зву кового анализа».

Оформление консуль тации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

 февраль

 Обновление обводок, штриховок.

 Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Беседа «Определение гласных звуков»

Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

 март

Обновление наглядно го материала на звуки

 Мастер – класс по подго товке дошкольников к обу чению грамоте

Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»

Изготовление дидактических игр

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

 апрель

 Досуг «В стране зву ков»

 Консультация для воспита- телей «Учимся играя.

Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

 Оформление памятки для родителей

«Страна букв»

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

май

Анализ работы.

Отчёт о проделанной

работе

Итоговое родитель-

ское собрание

Отчёт о проделанной работе

Отчёт о проделанной работе

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области