Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 477»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Веселая робототехника»
Разработчик программы:
Кирюшкина Наталья Станиславовна
г. Новосибирск – 2018 год
Пояснительная записка
В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы магнитного «Magformers» - Лего конструктора, в который входят различные виды конструкторов. Материал магнитного «Magformers» - Лего конструктора является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение «Magformers» - Лего технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование конструктора в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Программа «В инженеры я б пошел…» предлагает использование образовательных конструкторов как инструмента для обучения дошкольников конструированию, моделированию на играх-занятиях.
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5 - 7 лет. Работа проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Цель программы – создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений, развитие интеллекта, коммуникативных способностей детей посредством конструкторской деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающей действительности, познакомить с профессией архитектор, инженер-конструктор.
2. Формировать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов средствами конструктора.
3 Умения согласовывать свои действия с партнерами по игре и собственно-конструктивной деятельности.
4. Развивать произвольность психических процессов, абстрактно - логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, мелкую моторику рук, творческие способности, познавательный интерес, навыки общения.
4. Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
5. Обучать детей вариативным способам крепления, планированию процесса создания собственной модели и собственного проекта.
6. Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, аккуратность.
Общее количество учебных занятий в год - 30 для каждой возрастной групп.
Мониторинг детей проводится 2 раза в год в сентябре и в мае.
Содержание программы
Тематический план
№ | темы | Содержание работы | Кол-во занятий |
1 | Сказка про страну Лего (знакомство с Лего и его историей) | Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес, навыки общения. | 1 |
2 | Сказка про страну магнитов (знакомство с магнитным конструктором «Magformers») | о магнитном конструкторе «Magformers». Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес, навыки общения. | 1 |
3 | Путешествие по стране Лего. | Продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего. Развивать познавательный интерес. | 1 |
4 | «Город магнитов» (знакомство с видами деталей, игры с деталями) | Дать детям знания о названиях деталей (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб) и способы крепления. Активизировать внимание, память. | 1 |
5 | Сказочная страна Лего (спонтанная игра с конструктором) | Формировать практические умения работы с конструктором. | 1 |
6 | «Волшебные узоры» (игры на составление из деталей различный симметричных узоров) | Учить составлять симметричные узоры. Закреплять названия деталей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | 1 |
7 | Город Лего (знакомство с видами деталей, игры с деталями) | Дать детям знания о названиях деталей Лего- конструктора и способы крепления, (кирпичик, пластина, горка, покатая горка, кронштейн, куполообразный кирпичик) , активизировать внимание, память | 2 |
8 | «Веселые картинки» (игры на составление картинок, используя элементы магнитов) | Учить детей собирать картинки (путем накладывания), используя различные элементы конструктора. Закреплять названия геометрических фигур. Развивать творческую инициативу. Воспитывать усидчивость. | 1 |
9 | Графическое задание «Нарисуй деталь» | Закреплять названия деталей, развитие мелкой моторики рук, активизировать внимание, память | 1 |
10 | «В некотором царстве…» (составление картинки замка, используя элементы конструктора «Magformers»)_ | Учить детей собирать картинку «замок» (путем накладывания), используя схему. Закреплять названия геометрических фигур. Активизировать внимание. | 1 |
11 | Волшебные узоры (игры на составление из деталей различных симметричных узоров) | Учить составлять симметричные узоры. Развитие логического мышления, сенсомоторики. | 2 |
12 | «Игрушки для Мишки» (составление картинки «елочка» и «рыбка» | Продолжать учить детей составлять картинки «елочка» и «рыбка», используя схему. Закреплять название деталей. Развивать познавательный интерес. | 1 |
13 | Весёлые кирпичики (игры на составление моделей с использованием 2-3 цветов) | Учить детей различным способом комбинирования деталей (цвет, форма). Развивать творческую инициативу. Воспитывать усидчивость. | 2 |
14 | Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО- конструированию. | Повторить с детьми правила работы с конструктором, названия деталей и способов их крепления. Развитие коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывать интерес к постройкам. | 1 |
15 | Таинственный гость (составление несложной модели под диктовку) | Формировать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес. | 1 |
16 | «Котик» (составление картинки с использованием конструктора «Magformers») | Продолжать учить детей собирать по схеме, путем накладывания. Упражнять в счете предметов. Развивать творческий интерес. | 1 |
17 | Знакомство с профессией архитектора, инженера- | Формирование представлений о труде архитектора, инженера-конструктора Развивать познавательный интерес к труду и продуктам труда данных профессий | 2 |
18 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать свою работу, называть ее. Развивать самостоятельность. | 1 |
19 | Цветные кубики | Способствовать детскому экспериментированию с различными материалами. Формировать умение работать в паре. Воспитывать желание помогать друг другу. | 1 |
20 | «Уточка» (см. книга «Magformers», стр. 2) | Познакомить детей со схемой = образцом. Учить конструировать по схеме – образцу. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к конструированию. | 1 |
21 | Постройка ворот, арок. | Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. | 1 |
22 | «Велосипед» (см. книга «Magformers», стр. 2) | Закреплять умение конструировать по схеме – образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствие со схемой. Закреплять название деталей. Воспитывать целеустремленность. | 1 |
23 | Фигура мальчика, девочки. | Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать целеустремлённость. | 2 |
24 | «Кит» (см. книга «Magformers», стр. 2) | Закреплять умение детей конструировать по схеме - образцу. Развивать творческие способности. Упражнять в счете деталей. Воспитывать целеустремленность. | 1 |
25 | Подарок папе (конструирование самолёта) | Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать чувство уважения к папе. | 2 |
26 | «Ракета» (см. книга «Magformers», стр. 3) | Закреплять умение конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать необходимые детали. Воспитывать интерес к конструированию моделей. | 1 |
27 | Подарок маме (конструирование цветка) | Учить конструировать часть объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать чувство уважения к маме. | 1 |
28 | «Робот» (см. книга «Magformers», стр. 3) | Закреплять умение конструировать по схеме. Развивать творческие способности, речь. Воспитывать интерес к конструированию. | 1 |
29 | Конструирование на свободную тему | Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость | 1 |
30 | «Выбери сам…» | Предложить детям выбрать любую схему образец и самостоятельно сконструировать модель. Закреплять умения детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии со схемой. Воспитывать целеустремленность. | 1 |
31 | Строим мебель: - диван - кресло - журнальный столик. | Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Продолжать формировать умение работать в паре. Воспитывать целеустремлённость. | 2 |
32 | Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить детей обдумывать будущую модель, придумывать ей название. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 |
33 | Конструирование на тему «Дом, в котором я живу» | Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Воспитывать любовь к малой Родине. | 2 |
34 | «Форма и симметрия» | Учить составлять узор из геометрических фигур конструктора «Magformers», определять из каких фигур составлена цепочка. Развивать внимание, логическое мышление. | 1 |
35 | Моделирование животных - лошадка - поросята | Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. | 2 |
36 | Объемная фигура «Призма» | Познакомить с простой схемой, с объемной фигурой. Учить собирать по образцу воспитателя простую объемную фигуру «призму». | 1 |
37 | Создание постройки любимого животного | Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Продолжать формировать умение работать в паре. Воспитывать целеустремлённость. | 2 |
38 | Форма и симметрия | Учить заполнять фигуру деталями конструктора. Развивать творческие способности. | 1 |
39 | Конструирование заборчика, елочек. | Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. | 1 |
40 | «Объемная фигура. Куб» | Учить составлять по образцу воспитателя, объемную фигуру «куб». Активизировать внимание. Воспитывать интерес к конструированию. | 1 |
41 | Создание проекта «Деревенский домик» | Учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки; развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы. | 1 |
42 | Форма и симметрия | Учить собирать зеркальное отображение указанной фигуры (рис. № 1). Активизировать внимание и память. | 2 |
43 | «Угадайте кто?» | Закреплять умения действовать в соответствии с инструкцией педагога. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес. | 1 |
44 | Объемные фигуры. | Продолжать учить по схеме объемные фигуры. Развивать творчество. | 1 |
45 | Улица города (конструирование фасадов домов) | Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать желание помочь друг другу. | 2 |
46 | Проект «Лего-город» | Продолжать учить детей заранее обдумывать характер будущей по- стройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки; развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы | |
47 | Транспорт города - скорая помощь - погрузчик - автобус - автомобиль | Закреплять умение конструировать с использованием опорных схем. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать желание помочь друг другу. | |
48 | Коллективная работа «Паравоз» | Учить детей составлять коллективную конструкцию. Воспитывать умение работать в паре. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали. | |
Итого | 60 |
Условия реализации программы
1. Наличие необходимых условий для занятий: помещение со свободным пространством, где можно заниматься 4-8 участникам, наглядность.
2. Создание «Лего-уголков» в группах.
3. Стандартные наборы Лего, технические карты, схемы, магнитный конструктор «Magformers»,
4. Лего edukation.
5. Лего duplo.
6. Компьютер, проектор, экран.
Методическое обеспечение рабочей программы «ЛЕГО-конструирование»
1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми старшей и подготовительной группы.
2. Приемы организации детской деятельности самые разнообразные:
конструирование по схемам, моделям, по заданным условиям. Педагог учит детей планировать этапы создания собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения, использовать при этом подвижные, крутящиеся детали, конструировать во фронтальной плоскости, формирует навыки работы с партнёром и в коллективе;
усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединяться в пары.
Основные приемы, используемые в работе с детьми – работа по картинкам, фотографиям с изображением объекта и по замыслу.
4. Составление перспективного планирования по ЛЕГО - конструированию с учетом методических рекомендаций по организации работы с детьми.
5. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по ЛЕГО-конструированию на основе перспективного плана.
6. Проведение мониторинга конструктивной деятельности детей, в которой выделены уровни освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с ЛЕГО.
7. Изучение методической литературы по Лего-конструированию.
Методические приёмы, используемые в деятельности с Лего-конструктором
Обследование Лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа), восприятия целостности постройки из Лего – деталей.
Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления.
Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям образцы высказываний. Выполнение словесных инструкций.
Словесные инструкции в процессе занятия сначала формулируются воспитателем, а потом – детьми. Использование словесного объяснения, просьбы, поручения.
Показ картинок, слайдов, фотографий с изображением Лего- деталей, моделей Лего и предметов окружающего мира.
Проведение бесед.
Оценка работы.
В процессе деятельности с Лего-конструктором используются разнообразные формы заданий:
по образцу;
по карточкам с моделями;
по собственному замыслу; задание дает воспитатель, выполняют дети;
задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и воспитателем;
задания дают дети друг другу;
задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Лего-конструирование» дошкольник должен знать:
Названия деталей конструктора, различать их.
Варианты способов крепления Лего-элементов.
Кроме того дошкольник должен уметь:
Конструировать по условиям, заданным педагогом.
Конструировать по образцу, заданной схеме.
Конструировать по замыслу.
Творчески реализовывать собственные замыслы.
Работать в паре, в коллективе.
Сотрудничество с родителями.
Перспективный план
№ п/п | Мероприятие | Месяц |
1. | Родительское собрание | Сентябрь, май |
2 | Консультации для родителей | В течение года |
3 | Выставка детских работ | В течение года |
4 | Совместная работа детей и родителей «Новый год спешит к нам в гости» | Декабрь |
5 | Оформление стендового материала, помощь в составлении игротек | В течение года |
6 | Конструируем с папой | Февраль |
7 | Конструируем с мамой | Март |
8 | Участие в интернет конкурсах | В течение года |
9 | Пополнение Уголков Лего | В течение года |
Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май) с использованием следующих методов: наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности.
Список литературы
1. Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности:учебно- методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.
3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов- дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003г.
5. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие /О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2003.
7. Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: пособие для воспитателей детского сада и родителей /Н.Ф Тарловская, Л.А. Топоркова. – М.: Просвещение, 1994.
8. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники /С.А. Филиппов. – Спб.: Наука, 2010.
9. Халамов В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011.
10. Халамов В.Н. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011.
11. Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие /В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.