Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №5»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Проект по теме
«Временные представления»
в подготовительной группе
Подготовила воспитатель:
I квалификационной категории
Алимбаева Флюра Мингатовна
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». В педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Вышесказанное выделяет актуальность и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников. Данный проект обусловлен необходимостью формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Расширить, систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Дать представления о видах часов, исторические сведения (какие часы были раньше).
Задачи:
обучающие:
-научить определять время с помощью часов;
-закреплять навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;
-расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.
развивающие:
-развивать интерес к математике, представление о времени.
- поисковую деятельность, творческую активность;
- творческое мышление, внимание, память, воображение, слуховое и зрительное восприятие, речь
воспитывающие:
-Воспитывать интерес к познанию нового, дружелюбие, усидчивость, желание «беречь» время.
ВИД ПРОЕКТА: комбинированный
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (месяц)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель Алимбаева Ф.М, дети подготовительной группы, родители
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Образовательная область | Форма организации. Тема. | Цель и задачи | Дата проведения |
Познание (ФЦКМ) | Беседа «Мир часов» «История часов» «Временные представления» (времена года, месяцы года, дни недели) | Расширить представления детей о часах, их истории, разновидности. Способствовать накоплению опыта при изучении времени. Вызвать интерес к изучению времени; Развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. | Март |
Коммуникация | Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»; рассматривание тематического альбома «Часы» | Закрепление названий и последовательности времён года, месяцев, дней недели. Закрепление временных представлений. | Март |
Художественное творчество | НОД «Худ.тв-во»(Рисование) «Нарисуем часики» НОД «Худ.тв-во» (Аппликация) «Часы» | -Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки. -Знакомство со строением циферблата. | Март |
Социализация | С-р. Игры «Путешествие во времени», Дидактические игры «Где мое место?, «Что раньше, что потом?», «Когда это бывает?», «Неделька стройся», «Назови соседей» «Самый короткий, самый длинный», «Исправь ошибку», | Учить детей играть в С.-р. игры, использовать в играх необходимые атрибуты и предметы заместители, распределять роли и исполнять их; -играть в дид.игры, понимать игровую задачу | Март |
Чтение худ.литературы | Отгадывание загадок «Времена года», «Дни недели», «Месяцы года», рассказы о временах года, о времени, часах. Чтение и разучивание стихов о частях суток: «Емелина неделя» месяцах года, пословиц и поговорок о времени, | -Закрепить умение детей отгадывать загадки, -Учить составлять и загадывать свои загадки. - Разучить стихи, пословицы и поговорки о времени, временах года, часах. - воспитывать интерес к познанию нового | Март |
Познание (ФЭМП) | НОД по ФЭМП «Ориентировка во времени» дид. игры по ФЭМП: «Куда пойдём», «Скажи где», «Верёвка с узлами» Логические задачи; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ Кроссворды, викторины; | Обобщить знания детей о времени. Совершенствовать умения детей определять время по моделям часов. -Закрепление понятий о днях недели, частях суток. Уточнение понятий «вчера», «сегодня», «завтра». | |
Физкультура | «Игры с мячом», «Маленькие и большие часики», «Часы звонят», физминутки «Спортсмены», «Утром, днём и вечером», «Солдат» | -Разучить различные виды упражнений, - Упражнять в синхронном выполнении | Март |
Музыка | Слушание песен о «Временах года», о часах Звучание часов, бой часов, звон часов | - Учить внимательно слушать музыку - формировать умение определять на слух звук различных часов | Март |
Работа с родителями | - Оформление выставки поделок часов, детей и родителей «Чудо часы»- - Консультация «Нужно ли знать детям о времени» | Март |
РЕЗУЛЬТАТ:
- Самоанализ по проектной деятельности
- Конспект НОД
- Фотоотчёт процесса реализации проекта
САМОАНАЛИЗ:
1.Я выбрала эту тему для проекта потому что мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям уже с дошкольного возраста.
Детям в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)
В дошкольном возрасте возможно формирование чувства времени применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности -занятия, игры, свободная деятельность.
Поэтому при целенаправленном обучении, активном формировании представлений о времени, систематическом руководстве познавательной деятельностью детей они приобретают способность усвоения представлений о времени и ориентировке на время.
2.Цель:
Расширить, систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Дать представления о видах часов, исторические сведения (какие часы были раньше).
Задачи:
обучающие:
-научить определять время с помощью часов;
-закреплять навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;
-расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.
развивающие:
-развивать интерес к математике, представление о времени.
- поисковую деятельность, творческую активность;
- творческое мышление, внимание, память, воображение, слуховое и зрительное восприятие, речь
воспитывающие:
-Воспитывать интерес к познанию нового, дружелюбие, усидчивость, желание «беречь» время.
3.Предварительная работа:
- обогащение и дополнение предметно развивающей среды:
- оформление тематических альбомов «Часы», «Дидактические игры на развитие временных представлений», в книжный уголок приобретены сказки, рассказы, стихи о времени, о часах, о временах года; в дидактический уголок дополнен играми по временным представлениям; для с/р игр были дополнены атрибуты и предметы заместители.
- организация совместной выставки работ детей и родителей «Чудо часы»
- разучивание пословиц, поговорок, стихов, загадок о времени, о часах
- чтение художественной литературы: сказки «Зимняя сказка» Л.Чарская, и т.д ; рассказы В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» и др.
- подготовка наглядных пособий на тему «Часы».
- с/р игра «Путешествие во времени», «Часовая мастерская»
- дидактические игры «Покажи время», «Когда это было», «Времена года», «Назови месяц», «Неделька становись» и т.д.
4. Детям было очень интересно рисовать, лепить, делать аппликации моделей часов, принимать непосредственное участие в подготовке выставки, делать вместе с родителями поделки часов дома, понравились прочитанные сказки и рассказы, играть в с/р., дидактические игры
5.Родители принимали очень активное участие в процессе реализации проекта: вместе с детьми делали поделки часов, закрепляли знания детьми стихов, пословиц и поговорок дома. Им понравилась тема проекта и что очень много можно узнать в процессе изучения темы, многое почерпнуть для себя.
6. Результат проектной деятельности:
- Была проведена НОД «Чудеса времени», организована совместная выставка детей и родителей «Чудо часы», оформлены тематический альбом «Часы», папка передвижка с фотографиями по реализации проекта.
7.На основе систематизации и обобщения знаний дети научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов,
8. В процессе реализации проекта с проблемами и трудностями, с которыми нельзя справиться, не столкнулись. Эта тема очень глубока и обширна для её изучения и реализации, систематическое обучение детей уже с младшего дошкольного возраста поможет реализации этой темы более углубленно.
9. Я считаю что проектная деятельность – это эффективная форма организации работы в ДОУ, потому что она даёт возможность более углубленно изучить тему. Я продолжу работу по разработке и реализации новых проектов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №5»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Конспект НОД на тему:
Чудеса времени
в подготовительной группе
Образовательная область
Познание (ФЭМП)
Подготовила воспитатель:
Алимбаева Флюра Мингатовна
2012 – 2013 уч.год
Доминирующая область: Познание (ФЭМП)
Интеграция областей: Познание (ФЦКМ), Коммуникация, Социализация, Физкультура.
Интегрированные задачи:
Обучающие:
- Расширить и систематизировать представления детей о часах, о времени.
- Закрепить временные представления детей (месяцы года, времена года, дни недели, число), знания о часах, о дате своего рождения, праздниках и их названии, умение определять и показывать время по часам, знание пословиц, поговорок, стихов о времени, о часах.
- Дать представление о водяных часах.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, речь, интеллектуальные способности, мелкую моторику рук, внимательность.
Воспитывающие:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь, интерес к познанию нового, дисциплинированность.
Предварительная работа:
- организация совместной выставки работ детей и родителей «Чудо часы»
- оформление тематических альбомов «Часы», «Дидактические игры на развитие временных представлений»
- разучивание пословиц, поговорок, стихов, загадок о времени, о часах
- чтение художественной литературы: сказки «Зимняя сказка» Л.Чарская, и т.д ; рассказы В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» и др.
- подготовка наглядных пособий на тему «Часы».
- с/р игра «Путешествие во времени»
- дидактические игры «Покажи время», «Когда это было», «Времена года», «Назови месяц», «Неделька становись» и т.д.
Материал и оборудование:
- Картинки с изображением праздников к «9 мая», «Дню рождения», «23 февраля», «8 марта», «Новый год», «12 апреля»
- картинки Гнома Тик-так, расколотые часики
- картинки с изображением часов (цветные), индивидуально каждому ребёнку (чёрно-белые)
Ход:
(Дети в кругу)
- Какой сегодня год?
- Сколько месяцев в году?
- Какой сейчас месяц?
- Апрель какой по счёту месяц года?
- Какой по счёту месяц весны?
- Какой сегодня день недели?
- Какое сегодня число?
- Правильно ребята, сегодня ___ апреля _______года. Млодцы!
- А сейчас за столы пойдут те у кого день рожденье зимой.
- А сейчас пойдут те у кого день рожденье весной.
- А сейчас пойдут те у кого день рожденье осенью. Летом.
- Почему ты сейчас сел (а)? (потому что у меня д.р.зимой 12 декабря)
- Посмотрите ребята, кто к нам пришёл в гости?
- Правильно это гном, а зовут его Тик-Так. Он часто приходил к нам в гости, когда мы знакомились с часами, со временем. А сейчас у него случилась беда. Злой колдун заколдовал его часики и они раскололись на части. Он просит вас помочь ему расколдовать их, а для этого нужно выполнить задания. Поможем гному в его беде?
1. Задание «Построй часы»
- У нас разные виды часов, расскажите о них.
- Как они работают?
(Рассказ детей)
Солнечные часы – старинный прибор, служащий для определения времени по солнцу.
Цветочные часы – набор высаженных на небольшой площади травянистых растений, цветки которых открываются и закрываются в определённое время суток.
Песочные часы – простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённый узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком.
Водяные часы (Рассказ нового)
Много сотен лет водяные часы верно служили людям, а вот название они получили обидное «Клепсидры» - в переводе с греческого «Воровка воды». По капелькам влага перетекала из одного сосуда в другой, и по тому сколько воды вытекло, определяли сколько времени «утекло». Древние египтяне делали это с помощью конического сосуда, на стенках которого были нанесены отметки, соответствующие часам. Вода вытекала из сосуда с определённой скоростью, и по мере снижения её уровня время можно было узнавать по нарезкам на стенках.
Молодцы, вы с этим заданием справились. Первая часть встала на место.
2. Задание «Неправильные часы»
- Следующее задание у вас очень сложное, посмотрите на картинки и скажите можно ли по ним определить время?
(На мольберте часы с неправильным циферблатом, одинаковыми стрелками, без стрелок, перепутанные цифры и т.д).
Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, ещё одна часть расколотых часов встаёт на место.
- А теперь немного отдохнём.
Физминутка.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так: тик-так!
Смотри скорей который час:
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево-раз, направо-раз
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так!
- А теперь пройдите на свои места за столом.
3. Задание «Когда это бывает»
(На доске картинки с изображением праздников)
- Какие праздники изображены на картинках?
- Когда бывает Новый год?
- Когда бывает Д.р у вас? (2-3)
- Когда бывает Праздник все женщин?
- Когда бывает День Победы?
- Молодцы! Вы правильно назвали все даты и праздники. И помогли гномику, поставив ещё одну часть на место.
4. Задание «Покажи время»
- Для чего нужны часы?
- Что означает каждая стрелка на часах?
- На столе перед вами часы. Нарисуйте стрелки что бы часы показывали ровно 3 часа (5 часов, 10 часов).
- Кто хочет показать на доске?
- Правильно она (имя ребёнка) показала? Вы согласны? Я тоже согласна.
Молодцы ребята вы хорошо справились с этим заданием, ещё одна часть расколотых часов встаёт на место.
5. Задание «Берегите время»
Ребята вы знаете что время идёт, бежит, течёт, сыпется, не стоит на месте. Время не вернуть назад, чтобы исправить то что сделали не правильно. Время нужно беречь и не тратить его зря.
- Наши ребята знают пословицы и поговорки о времени. (Дети говорят пословицы)
- Как ты понимаешь свою пословицу? (2-3 ответа)
- А ещё знают стихи о времени.
Стих. «Часы».
Часы секундам счет ведут,
Ведут минутам счет,
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
За часом час, за годом год,
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам
Тогда доволен будешь сам.
- Молодцы! Вот и последняя часть встаёт на место
Вы со всеми заданиями справились и помогли гному расколдовать часы.