Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор школы
__________________ ________О.В.Тутынина
(Ласкина С.Г.) приказ № ______
«___» ___________ 20 14 г. от «___» _________ 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по основам социальной жизни
для обучающихся по адаптированной образовательной программе
основного общего образования.
Составитель:
Карпова О.П. – учитель
начальных классов
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам социальной жизни
составлена для учащихся с ОВЗ 7 – 9 классов, изучающих предмет по адаптированной образовательной программе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса этики в 7, 8,9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта . №1089)
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 10.04.02 № 29\2065-п), 2 вариант;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
- Национально - региональный компонент государственного стандарта общего образования Свердловской области (утверждён постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 г. № 386-ПП)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015).
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
В учебном плане с 5 по 9 классы отведено 272 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы социальной жизни», из расчета по 1 часу в неделю в 5-6 классах и по 2 часа- в 7-9 классах.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
изучения курса «Основы социальной жизни»
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения;
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.
Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Жилище
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье:полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности.Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях.Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель; зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или его копии.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного образования.
Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.
5 класс (34 ч.)
Вводное занятие (1ч.)
Добро пожаловать в Академию добрых волшебников: беседа о содержании и значении предмета «Основы социальной жизни », знакомство с кабинетом и правила поведения в нём, соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Личная гигиена (4 ч.)
Тематика
1. Уроки Мойдодыра (правила чистоты).
2. Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека.
3. Уход за ушами. Гигиена слуха.
4. Осанка - стройная спина.
Практические работы. Выполнение утреннего и вечернего туалета.
Одежда и обувь (4 ч.)
Тематика
1. Виды одежды и головных уборов, их назначение.
2. Повседневный уход за одеждой (предупреждение загрязнений).
3. Виды обуви, их назначение, уход за обувью (сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению).
4. Правила выбора обуви и одежды.
Практические работы
Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Выбор одежды по назначению (рабочая, домашняя, праздничная, спортивная).
Питание (12 ч.)
Тематика
1. Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека.
2. Правила питания и приготовления пищи. Советы доктора Айболита.
3. Приготовление пищи. Завтрак (приготовление бутербродов ,отваривание яиц, приготовление яичницы, салата, винегрета, заваривание чая, приготовление сладкой творожной массы, соков, гренок).
4. Порядок на кухне. Уход за посудой, кухонными принадлежностями и приборами.
5. Сервировка стола к завтраку.
Практические работы
Приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы, гренок, сладкой творожной массы, соков, отваривание яиц, заваривание чая. Чистка и мытьё кухонных принадлежностей. Сервировка стола к завтраку.
Культура поведения (3 ч.)
Тематика
1. Школа хороших манер. В чём секрет
волшебных слов?
2. Поведение в школе.
3. Поведение в столовой.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры.
Жилище (3 ч.)
Тематика
1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, общежитие. Варианты квартир и подсобных помещений. Степень удобств.
2. Правила повседневной уборки комнаты. Уроки Золушки.
3. Почтовый адрес дома и школы-интерната.
Практические работы.
Заполнение почтового адреса на открытках, уборка кабинета.
Здоровье (2 ч.)
Тематика
1. Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого?
2. Кто помогает мне сохранить здоровье?
Транспорт (2 ч.)
Тематика
1. Виды транспорта. Проезд в школу-интернат.
2. Поведение в транспорте, на улице.
Экскурсии.
Коллективные поездки в транспорте.
Торговля (3 ч.)
Тематика
Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, универмаги, специализированные магазины. Их назначение. Поведение в магазине, порядок приобретения товаров.
Экскурсии.
Экскурсия в продовольственный магазин.
Экскурсия в промтоварный магазин.
6 класс (68 ч.)
Личная гигиена (3 ч.)
Тематика
1. Уход за руками и ногами.
2. Как сохранить здоровыми зубы?
3. Закаливание организма.
4. Полезные и вредные привычки.
Практические работы.
Мытьё рук и ног, стрижка ногтей, массаж рук, ванночки для смягчения кожи рук.
Жилище. Усадьба (5 ч.)
Тематика
1. Повседневная и регулярная уборка жилища. Пылесос.
2. Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спального мест. Гигиена сна.
3. Книги в доме. Размещение и уход за книгами.
4. Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание).
5. Наш двор. Осенние работы на пришкольном участке.
Практические работы
Сухая и влажная уборка помещения; пользование пылесосом, уход за ним; мытьё полов. Ремонт книг. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание). Сбор опавших листьев на территории школьной усадьбы, заполнение компостных ям, выкапывание и уборка на хранение луковиц и клубней цветов.
Семья. Мир взаимоотношений (4 ч.)
Тематика
1. Состав семьи, родственные отношения. Взаимоотношения в семье.
2. Наша школьная семья.
3. Поиграем с малышами. (Разучивание игр, проведение их с младшими школьниками.)
4. Организация семейных праздников. Практические работы
Практикумы ролевого общения, сюжет-но-ролевые игры, организация и проведение игр с младшими школьниками, организация семейного праздника.
Питание (8 ч.)
Тематика
1. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи.
2. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей, рыбы. Подготовка круп к варке. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, овощей, рыбы.
3. Приготовление напитков.
4. Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину.
Практические работы
Отваривание макарон, рыбы, картофеля, приготовление каш, тушёной капусты, компота. Оформление готовых блюд. Составление меню ужина, сервировка стола к ужину.
Культура поведения (4 ч.)
Тематика
1. Город и мы. Дисциплина улицы.
2. Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке.
3. Культура письменной речи. Правила написания писем, поздравлений на открытках, приглашений.
4. Как научиться хорошим манерам?
Практические работы
Сюжетно-ролевые игры, практикумы ролевого общения, написание писем, поздравлений, приглашений.
Одежда (4 ч.)
Тематика
1. Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков.
2. Ремонт распоровшегося шва. Шов «вперёд иголку».
3. Подшив низа изделия. Потайной шов.
4. Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей.
Практические работы
Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок. Подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва. Стирка и утюжка хлопчатобумажных цветных и шёлковых тканей.
Здоровье (2 ч.)
Тематика
1. Здоровье и его главные законы (постепенность, систематичность, ритмичность). «Детка» Порфирия Иванова.
2. Друзья твоего здоровья (солнечный свет, чистая вода, рациональное питание, физические упражнения, отдых, глубокий сон, разум). Тест «Куда ты идёшь?»
Природа и человек (3 ч.)
Тематика
1. Природа и человек (экологические проблемы, роль человека в сохранении природной среды, правила поведения в ней).
2. Весенние работы на клумбах, газоне во дворе. Высаживание рассады цветов, луковиц, клубней.
3. Уход за саженцами (полив, рыхление почвы).
Практические работы
Подготовка почвы на клумбах (перекопкаг рыхление), посадка рассады однолетних цветочных растений, луковиц, клубней. Уход за саженцами (полив, рыхление).
Учреждения и организации (1 ч.)
Тематика
Стадион, спортзал, бассейн, тренажёрный зал. Их назначение.
Экскурсии.
Экскурсия в плавательный бассейн или тренажёрный зал.
7 класс (68 ч.)
Личная гигиена (4 ч.)
Тематика
1. Гигиена кожи. Как избавиться от недостатков переходного периода?
2. Твои невидимые подруги (курение, алкоголь, наркотики).
Практические работы.
Упражнения в протирании кожи лица лосьонами, нанесение очищающей маски, крема.
Одежда и обувь (6 ч.)
Тематика
1. Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде. Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности).
2. Правила и этапы стирки белья и одежды. Стиральная машина.
3. Работа с выстиранным бельём и одеждой (ремонт, утюжка, хранение).
Практические работы
Упражнение в определении размера обуви и одежды, стирка белья в стиральной машине, ремонт, утюжка белья и одежды.
Жилище (6 ч.)
Тематика
1. Виды мебели и уход за ней.
2. Генеральная уборка жилого помещения.
3. Борьба с вредными насекомыми и грызунами.
Экскурсии
Экскурсия в мебельный магазин. Чистка мебели; мытьё зеркал, окон; утепление окон; уборка помещения.
Питание (14 ч.)
Тематика
1. Роль и место обеда в дневном рационе питания. Приготовление салатов, первых и вторых блюд.
2. Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.
Практические работы.
Приготовление салатов, первых и вторых блюд.
О самом сокровенном (4 ч.)
Тематика
1. Откуда берутся дети?
2. Раздельные занятия: «Ты становишься мужчиной» (мальчики), «Ты становишься девушкой» (девочки).
Мир взаимоотношений (6 ч.)
Тематика
1. Что такое комплекс и как с ним бороться?
2. Взаимоотношения с родителями.
3. Самооценка. Ответственность за себя.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения.
Здоровье (6 ч.)
Тематика
1. Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптечка. Термометр.
2. Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду...
3. Уход за больными в домашних условиях.
Практические работы
Упражнение в измерении температуры, в одевании, умывании, кормлении (взрослого, ребёнка), перестилание постели лежачего больного, приготовление настоев и отваров из лекарственных растений.
Этикет (8 ч.)
Тематика
1. Основы современного этикета.
2. Правила гостеприимства.
3. Подарки.
4. Культура речи. Домашняя библиотека. Словарный запас. Чувство юмора.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, составление каталога.
Природа и человек (8 ч.)
Тематика
1. Правила пересадки комнатных растений. Подкормка. Борьба с вредителями и болезнями.
2. Экологические рейды «Оглянись в тревоге» в лес, на берег реки.
3. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании.
Экскурсии.
Экскурсия в теплицу.
Практические работы
Пересадка комнатных растений, подкормка. Сбор промышленного мусора в лесу, на берегу реки, очистка родников. Приготовление блюд из дикорастущих съедобных растений.
Средства связи (4 ч.)
Тематика
1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых и телеграфных услуг.
2. Правила оформления почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм.
Экскурсии.
Экскурсия на телеграф.
Практические работы. З
аполнение почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм.
Учреждения и предприятия природоохранного характера (2 ч.)
Тематика
Общество охраны природы. Лесхоз. Очистные сооружения предприятий,
города.
Экскурсии.
Экскурсия на очистные сооружения.
8 класс (68 ч.)
Личная гигиена (4 ч.)
Тематика
1. Уход за волосами. Причёски.
2. Гигиена зрения.
Практические работы
Расчесывание волос, массаж кожи головы, упражнения для укрепления глазных мышц, световая стимуляция глаз.
Консервирование (6 ч.)
Тематика
1. Правила переработки фруктов, овощей и ягод в домашних условиях. Способы консервирования. Пастеризация.
2. Консервирование овощей, фруктов и ягод.
Практические работы.
Консервирование овощей, фруктов и ягод, фруктовых соков.
Одежда и обувь (6 ч.)
Тематика
1. Уход за изделиями из шерстяных и синтетических тканей. Символы на этикетках.
2. Выведение пятен на одежде.
3. Уход за сезонной одеждой и обувью. Хранение сезонной одежды и обуви.
Практические работы
Стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей, выведение пятен, чистка сезонной одежды и обуви.
Питание (16 ч.)
Тематика
1. Приготовление изделий из теста. Виды теста: дрожжевое (опарный и безопарный способы), песочное, лапшовое, жидкое, сладкое тесто на соде, бисквитное и т. д.
2. Составление меню завтрака, обеда и ужина на день, на неделю.
Практические работы.
Приготовление блинов, печенья, пельменей, пышек, блинчиков, оладьев, тортов.
Жилище (8 ч.)
Тематика
1. Рациональная расстановка мебели в спальне, детской, гостиной и прихожей комнатах. Интерьер.
2. Обустройство кухни и санузла. Бытовая химия для кухни и санузла. Уход за кухней и санузлом.
3. Обустройство единственной жилой комнаты.
4. Сохранение жилищного фонда.
Практические работы
Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера, мытьё кафельных стен, раковин.
Семья (6 ч.)
Тематика
1. Подготовка к рождению ребёнка. Питание, здоровый образ жизни, эмоциональное состояние женщины в период беременности.
2. Уход за грудным ребёнком. Кормление. Гигиена новорождённого.
3. Закаливание грудного ребёнка. Развитие навыков. Эмоциональное развитие.
Практические работы
Упражнения в купании, одевании, пеленании кукол; мытьё детской посуды, игрушек.
- купать, одевать, пеленать куклу, содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
Мир взаимоотношений (4 ч.)
Тематика
1. Межличностные отношения. Знакомство. Приятельство. Товарищество. Дружба.
2. Культура общения.
Здоровье (4 ч.)
Тематика
1. Укрепление нервной системы.
2. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний.
Средства связи (2 ч.)
Тематика
Телефон. Телефонная книга. Правила пользования телефоном и телефонной книгой. Культура речи при разговоре по телефону. Телефон доверия.
Человек и природа (4 ч.)
Тематика
1. Правила заготовки дикорастущих лекарственных и съедобных растений.
2. Экологические рейды по очистке леса, берегов рек, водоёмов и т. д.
Экскурсии.
Экскурсия в лес.
Практические работы
Уборка промышленного мусора в лесу, по берегам рек, водоёмов и т. д. Заготовка дикорастущих лекарственных и съедобных растений.
Профориентация (2 ч.)
Тематика
Экскурсия на промышленное или сельскохозяйственное предприятие.
9 класс (68 ч.)
Личная гигиена (4 ч.)
Тематика
1. О вреде курения, наркотиков.
2. О вреде алкоголя.
Практические работы
Разучивание комплекса упражнений для ускорения кровообращения (по П. Бреггу).
Одежда и обувь (8 ч.)
Тематика
1. Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды). Обновление одежды (замена мелких деталей).
2. Стиль одежды. Выбор одежды при покупке.
Экскурсии
Экскурсии в специализированные магазины, на швейную фабрику.
Практические работы
Упражнения в определении размеров одежды и обуви, одевание кукол в соответствии со стилем одежды.
Тематика
1. Ремонт жилища (побелка, оклеивание стен обоями, окраска).
2. Азбука безопасности дома. Поведение в экстремальной ситуации.
3. Экология жилища.
4. Содержание и уход за домашними животными (кошки, собаки).
Практические работы
Упражнения в подсчёте количества обоев (в метрах, рулонах), краски, выбор отделочных материалов в соответствии с назначением комнат, их расположением.
Питание (14 ч.)
Тематика
1. Приготовление национальных блюд. Меню праздничного стола.
2. Питание детей ясельного возраста.
3. Диетическое питание.
4. Меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Приготовление национальных блюд, составление меню праздничного стола, сервировка праздничного стола. Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд.
Семья (6 ч.)
Тематика
1. Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи, её функции.
2. Микроклимат семьи.
3. Быт и семейный бюджет (проблемы молодой семьи).
Бюджет семьи (12 ч.)
Тематика
1. Бюджет семьи. Источники дохода. Основные статьи расходов. Приходно-расходная книга. Резервы экономии. Рекомендации Карела Фанта (система 19 конвертов).
2. Расходы на питание. Планирование крупных покупок.
3. Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.
4. Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного подсобного хозяйства.
5. Расходы, связанные с удовлетворением духовных потребностей (получение образования, зрелищные мероприятия, коллекционирование), социальных (благотворительность, покупка газет, журналов) потребностей, и некоторые текущие расходы (проезд, покупка предметов личной гигиены, ремонт одежды, обуви и т. д.).
6. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.
Практические работы
Упражнения по определению доходов семьи, в планировании расходов на день, неделю (на конкретных примерах). Расчёт стоимости коммунальных услуг, заполнение квитанций. Упражнения в рациональном ведении домашнего хозяйства.
Экскурсии
Экскурсия в Сбербанк.
Здоровье (4 ч.)
Тематика
1. Рациональное питание.
2. Очищение организма (пост, голодание, баня и др.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о правилах рационального питания, способах очищения организма, их влиянии на здоровье человека.
Учащиеся должны знать:
- функции органов пищеварительной системы;
- пути зашлаковки организма;
- наиболее характерные ошибки в питании;
- соотношение продуктов питания в дневном рационе.
Благоустройство усадьбы (4 ч.)
Тематика
1. Посадка деревьев и кустарников на территории школьной усадьбы.
2. Побелка стволов деревьев, бордюров. Уход за саженцами.
Практические работы
Посадка деревьев и кустарников, побелка деревьев, бордюров. Уход за саженцами (полив, рыхление почвы).
Культура (6 ч.)
Тематика
1. Круг чтения: книги, газеты, журналы. Домашняя библиотека.
2. Музыка - искусство звука. Домашние аудиоколлекции.
3. Увлечения. Увлечение - шаг к будущей профессии.
Практические работы.
Составление алфавитного каталога, оформление подписки на газеты и журналы.
Профориентация (4 ч.)
Тематика
Профессиографические экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Поурочное планирование
5 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. Беседа о содержании и значении предмета | 1 |
Личная гигиена | 4 | |
2 | Уроки Мойдодыра. Правила чистоты (расширение знаний). | 1 |
3 | Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. | 1 |
4 | Уход за ушами. Чтобы уши слышали. | 1 |
5 | Осанка - стройная спина. | 1 |
Одежда и обувь | 4 | |
6 | Виды одежды и головных уборов, их назначение. | 1 |
7 | Повседневный уход за одеждой (предупреждение загрязнений). | 1 |
8 | Виды обуви, их назначение, уход за обувью. | 1 |
9 | Правила выбора обуви и одежды. | 1 |
Питание | 2 | |
10 | Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека. | 1 |
11 | Золотые правила питания и приготовление пищи. Советы доктора Айболита. | 1 |
Завтрак | 10 | |
12 | Заваривание чая. Лесные чаи. | 1 |
13 | Отваривание яиц. | 1 |
14 | Приготовление яичницы. | 1 |
15 | Салаты - самая здоровая пища. Приготовление салата. | 1 |
16 | Приготовление винегрета. | 1 |
17 | Творог - ценный продукт питания. Приготовление сладкой творожной массы. | 1 |
18 | Приготовление бутербродов. | 1 |
19 | Что можно приготовить из чёрствого хлеба? Гренки. | 1 |
20 | Порядок на кухне. Уход за посудой, кухонными принадлежностями и приборами. | 1 |
21 | Сервировка стола к завтраку. | 1 |
Культура поведения | 4 | |
22 | Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов? | 1 |
23 | Поведение в школе. | 1 |
24 | Поведение дома. | 1 |
25 | Поведение в столовой. | 1 |
Жилище | 3 | |
26 | Виды жилых помещений в городе, деревне. | 1 |
27 | Правила уборки комнаты. Уроки Золушки. | 1 |
28 | Почтовый адрес дома и школы-интерната. | 1 |
Здоровье | 2 | |
29 | Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого? | 1 |
30 | Кто помогает мне сохранить здоровье? | 1 |
Транспорт | 2 | |
31 | Виды транспорта. Проезд в школу . Правила поведения в транспорте. | 1 |
32 | Коллективные поездки в транспорте. | 1 |
Торговля | 2 | |
33 | Продовольствие и промтоварные магазины. Их назначение. Поведение в магазине. | 1 |
34 | Экскурсия в продовольственный магазин. | 1 |
Всего: | 34 |
6 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
Личная гигиена | 3 | |
1 | Уход за руками и ногами. | 1 |
2 | Как сохранить здоровыми зубы? | 1 |
3 | Правила закаливания. Полезные и вредные привычки. | 1 |
Учреждения и организации | 1 | |
4 | Стадион, спортзал, бассейн, тренажёрный зал. Экскурсия в бассейн. | 1 |
Жилище, усадьба | 5 | |
5 | Повседневная и регулярная уборка. Пылесос. | 1 |
6 | Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спальных мест. Гигиена сна. | 1 |
7 | Книги в доме. Размещение и уход за книгами. | 1 |
8 | Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями. | 1 |
9 | Наш двор. Осенние работы на пришкольном участке. | 1 |
Питание | 8 | |
10 | Гигиена приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля. | 1 |
11 | Формы нарезки овощей. Приготовление тушёной капусты. | 1 |
12 | Первичная обработка рыбы. Отваривание рыбы. | 1 |
13 | Подготовка круп к варке. Каши. Приготовление овсяной каши. | 1 |
14 | Приготовление гречневой рассыпчатой каши. | 1 |
15 | Блюда из макаронных изделий. Отваривание макарон. | 1 |
16 | Приготовление напитков. Компот. | 1 |
17 | Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину. | 1 |
Одежда | 4 | |
18 | Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков. | 1 |
19 | Ремонт распоровшегося шва. Шов «вперёд иголку». | 1 |
20 | Подшив низа изделия. Потайной шов. | 1 |
21 | Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей. | 1 |
Семья. Мир взаимоотношений. | 4 | |
22 | Состав семьи. Родственные отношения. Взаимоотношения в семье. | 1 |
23 | Наша школьная семья. | 1 |
24 | Организация семейных праздников. | 1 |
25 | Поиграем с малышами. Разучивание игр, проведение их с младшими школьниками. | 1 |
Здоровье | 2 | |
26 | Здоровье и его главные законы. «Детка» П. Иванова. | 1 |
27 | Друзья твоего здоровья. Куда ты идёшь? (тест) | 1 |
Культура поведения | 4 | |
28 | Город и мы. Дисциплина улицы. | 1 |
29 | Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке. | 1 |
30 | Культура речи. Как написать письмо, поздравление на открытке, приглашение? | 1 |
31 | Как научиться хорошим манерам? | 1 |
Природа и человек | 3 | |
32 | Природа и человек. | 1 |
33 | Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады цветочных однолетних культур, луковиц, клубней. | 1 |
34 | Уход за саженцами. | 1 |
Всего: | 34 |
7 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
Личная гигиена | 4 | |
1-2 | Гигиена кожи. Как избавиться от косметических недостатков переходного периода? | 2 |
3-4 | Твои невидимые недруги (курение, алкоголь, наркотики). | 2 |
Одежда и обувь | 6 | |
5-6 | Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде. | 2 |
7-8 | Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности). | 2 |
9-10 | Работа с выстиранным бельём (ремонт, утюжка, хранение). | 2 |
Этикет | 8 | |
11-12 | Основы современного этикета. | 2 |
13-14 | Правила гостеприимства. | 2 |
15-16 | Подарки. | 2 |
17-18 | Культура речи. Домашняя библиотека. Словарный запас. Чувство юмора. | 2 |
Питание | 14 | |
19-20 | Роль и место обеда в дневном рационе питания. Первые блюда. Приготовление горохового супа. | 2 |
21-22 | Приготовление борща. | 2 |
23-24 | Приготовление рассольника. | 2 |
25-26 | Вторые блюда. Приготовление мясных котлет. | 2 |
27-28 | Приготовление плова. | 2 |
29-30 | Приготовление тушёной рыбы. | 2 |
31-32 | Салаты - основа питания. Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду. | 2 |
Жилище | 6 | |
33-34 | Виды мебели и уход за ней. Экскурсия в мебельный магазин. | 2 |
35-36 | Генеральная уборка жилого помещения. | 2 |
37-38 | Борьба с вредными насекомыми и грызунами. | 2 |
О самом сокровенном | 4 | |
39-40 | Откуда берутся дети? | 2 |
41-42 | Раздельные занятия: Ты становишься девушкой. Ты становишься мужчиной. | 2 |
Мир взаимоотношений | 6 | |
43-44 | Что такое комплекс и как с ним бороться? | 2 |
45-46 | Взаимоотношения с родителями. | 2 |
47-48 | Самооценка. Ответственность за себя. | 2 |
Средства связи | 4 | |
49-50 | Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых и телеграфных услуг. Экскурсия на телеграф. | 2 |
51-52 | Правила оформления почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм. | 2 |
Здоровье | 6 | |
53-54 | Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптечка. Термометр. | 2 |
55-56 | Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду... | 2 |
57-58 | Уход за больными в домашних условиях. | 2 |
Природа и человек | 8 | |
59-60 | Правила пересадки комнатных растений. Подкормка. Борьба с вредителями и болезнями. | 2 |
61-62 | Экскурсия в теплицу. | 2 |
63-64 | Экологические рейды «Оглянись в тревоге» в поле, на берег моря. | 2 |
65-66 | Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. | 2 |
Учреждения и предприятия | 2 | |
67-68 | Экскурсия на очистные сооружения. | 2 |
Всего: | 68 |
8 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
Личная гигиена | 4 | |
1-2 | Уход за волосами. Причёски. | 2 |
3-4 | Береги глаза - очки не всегда украшают (гигиена зрения). | 2 |
Консервирование | 6 | |
5-6 | Правила переработки фруктов, овощей и ягод в домашних условиях. Способы консервирования. Соки. | 2 |
7-8 | Приготовление яблочного компота. Пастеризация. | 2 |
9-10 | Квашение капусты. | 2 |
Одежда | 6 | |
11-12 | Уход за изделиями из шерстяных и синтетических тканей. Символы на этикетках. | 2 |
13-14 | Выведение пятен на одежде. | 2 |
15-16 | Уход за сезонной одеждой и обувью. | 2 |
Средства связи | 2 | |
17-18 | Телефон. Телефонная книга. Правила пользования. Культура речи. Телефон доверия. | 2 |
Кулинария | 16 | |
19-20 | Варианты приготовления дрожжевого теста. Приготовление блинов опарным способом. | 2 |
21-22 | Песочное тесто (рецептура). Приготовление печенья. | 2 |
23-24 | Лапшовое тесто. Приготовление пельменей. | 2 |
25-26 | Жидкое тесто. Приготовление блинчиков. | 2 |
27-28 | Сладкое тесто на соде. Приготовление оладьев на сыворотке. | 2 |
29-30 | Постное тесто. Приготовление пряников на рассоле. | 2 |
31-32 | Изделия из теста на твороге. Приготовление пышек. | 2 |
33-34 | Составление меню завтрака, обеда, ужина надень, неделю. | 2 |
Жилище | 10 | |
35-36 | Рациональная расстановка мебели в спальне и детской комнате. Интерьер. | 2 |
37-38 | Обустройство кухни и санузла. Бытовая химия для кухни и санузла. Уход за кухней и санузлом. | 2 |
39-40 | Обустройство гостиной и прихожей комнат. | 2 |
41-42 | Обустройство единственной жилой комнаты. Сохранение жилищного фонда. | 2 |
Семья | 6 | |
43-44 | Подготовка к рождению ребёнка. Питание, здоровый образ жизни, эмоциональное состояние женщины в период беременности. | 2 |
45-46 | Уход за новорождённым. Кормление. Гигиена новорождённого. | 2 |
47-48 | Закаливание грудного ребёнка. Развитие навыков. Эмоциональное развитие. | 2 |
Мир взаимоотношений | 4 | |
49-50 | Межличностные отношения. Знакомство. Товарищество. Приятельство. Дружба. | 2 |
51-52 | Культура общения. | 2 |
Здоровье | 4 | |
53-54 | Укрепление нервной системы. | 2 |
55-56 | Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы. | 2 |
Человек и природа | 4 | |
57-58 | Правила заготовки дикорастущих лекарственных и съедобных растений. | 2 |
59-60 | Экологический рейд на природу. | 2 |
Культура | 6 | |
61-62 | Мы христиане. Заповеди. | 2 |
63-64 | Посты. Праздники. | 2 |
65-66 | Экскурсия в храм. | 2 |
Профориентация | 2 | |
67-68 | Экскурсия на хлебозавод. | 2 |
Всего: | 68 |
9 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
Личная гигиена | 4 | |
1-2 | О вреде курения, наркотиков. | 2 |
3-4 | О вреде алкоголя. | 2 |
Одежда | 6 | |
5-6 | Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды). | 2 |
7-8 | Стиль одежды. Обновление (замена мелких деталей). Выбор одежды при покупке. | 2 |
9-10 | Экскурсия на швейную фабрику. | 2 |
Жилище | 8 | |
11-12 | Ремонт жилища (побелка, оклеивание стен обоями, окраска). | 2 |
13-14 | Азбука безопасности дома. Поведение в экстремальной ситуации. | 2 |
15-16 | Экология жилища. | 2 |
17-18 | Содержание и уход за домашними животными. | 2 |
Кулинария | 14 | |
19-20 | Национальные блюда. Кубанская кухня. Штрумбы кубанские. | 2 |
21-22 | Питание детей. Овощи, приготовленные на пару. | 2 |
23-24 | Праздничные блюда. Приготовление сельди «под шубой». | 2 |
25-26 | Меню воскресного обеда. Приготовление фаршированных блинчиков. | 2 |
27-28 | Искусство салата. Приготовление салата «Оливье». | 2 |
29-30 | Диетическое питание. Приготовление фруктового салата. | 2 |
31-32 | Меню и сервировка праздничного стола. | 2 |
Семья | 18 | |
33-34 | Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи. Её функции. | 2 |
35-36 | Микроклимат семьи. | 2 |
37-38 | Быт и семейный бюджет. Бюджет семьи. | 2 |
39-40 | Бюджет семьи. Из чего он складывается? Основные статьи расходов. Приходно-расходная книга. Резервы экономии. Рекомендации Карела Фанта. | 2 |
41-42 | Расходы на питание. Планирование крупных покупок. | 2 |
43-44 | Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. | 2 |
45-46 | Расходы, связанные с удовлетворением духовных и социальных потребностей, некоторые текущие расходы. | 2 |
47-48 | Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного подсобного хозяйства. | 2 |
49-50 | Сбережения. Их назначение. Хранение денег в Сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. | 2 |
Здоровье | 4 | |
51-52 | Рациональное питание. | 2 |
53-54 | Очищение организма (пост, голодание, баня и др.). | 2 |
Культура | 10 | |
55-56 | Круг чтения: книги, газеты, журналы. Домашняя библиотека. | 2 |
57-58 | Музыка - искусство звука. Домашние аудиоколлекции. | 2 |
59-60 | Увлечения. Увлечение - шаг к будущей профессии. Благоустройство усадьбы. | 2 |
61-62 | Посадка деревьев и кустарников на территории школьной усадьбы. | 2 |
63-64 | Побелка стволов деревьев, бордюров. Уход за саженцами. | 2 |
Профориентация | 4 | |
65-66 | Экскурсия на промышленное предприятие. | 2 |
67-68 | Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие. | 2 |
Всего: | 68 |