Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ в летний период

формирование познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка посредством развития его исследовательских способностей. • создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию у детей познавательной активности. • обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска. совместная деятельность взрослого и ребенка • сформировать способность самостоятельно применять полученные умения и навыки в созданной предметно-развивающей среде. • привлечь родителей к проблеме развития исследовательской деятельности дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ в летний период

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

(Китайская пословица)

Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками. И одной из важнейших - является решение образовательных задач в совместной деятельности с детьми. Поисково-исследовательская - это именно та деятельность, которая позволяет решать образовательные задачи через совместную деятельность детей и взрослого, поскольку в полной мере соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.

По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Исследования предоставляют возможность ему самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель:

формирование познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка посредством развития его исследовательских способностей.

В соответствии с поставленной целью были определены и задачи:

создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию у детей познавательной активности.

обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска. (совместная деятельность взрослого и ребенка)

сформировать способность самостоятельно применять полученные умения и навыки в созданной предметно-развивающей среде.

привлечь родителей к проблеме развития исследовательской деятельности дошкольников.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности в летний период напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от созданной предметно-развивающей среды, от качества организации исследовательской деятельности.

Мы разработали планирование в соответствии с требованиями ФГОС и включили в него как организованные формы – занятия с использованием новых технологий, так и ежедневную деятельность вне занятий – режимные моменты, экскурсии, экологические праздники. Реализуя принципы «от простого к сложному», периодичности и последовательности работу проводим по следующим направлениям:

Экспериментирование со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину

Исследовательская деятельность «Растения вокруг нас»

Исследовательская деятельность «Волшебница – вода»

Экспериментирование с воздухом

Исследовательская деятельность «Солнце»

Для полноценной и последовательной деятельности по данным направлениям и, реализуя требования ФГОС, в план включили совместную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность ребенка со сверстниками, а также самостоятельную деятельность детей.

Основной акцент в ходе работы нами был сделан на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Сегодня основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые они могли бы опереться.

Для проведения совместных со взрослым исследований должна быть организована «лаборатория», оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами, и чтобы там «жили» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

Для поддержания интереса детей «Лаборатория» периодически пополняется новыми материалами для экспериментирования, позволяя им вновь воспроизводить опыт, утвердиться в своих представлениях.

Для расширения кругозора детей, развития интереса к исследовательской деятельности, развития воображения, творческого мышления создаются различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков», «Камней», «Веточки и листья различных деревьев». С этой целью необходимо иметь в центре исследовательской деятельности емкости (пластиковые бутылки, банки, стаканы разной формы, величины), в которые помещаются материалы:

- природный (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно, опилки, древесная стружка);

    - бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.);

- неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт.

Вся воспитательно-образовательная работа должна быть построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей:

эвристическая беседа;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдение;

моделирование;

опыты;

фиксация результатов, которая проводится педагогом совместно с детьми;

использование элементов ТРИЗ;

метод игрового проблемного обучения "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;

использование загадок, поговорок, стихов, подражание голосам и звукам природы;

дидактические игры;

игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

трудовые поручения и действия.

В процессе экспериментирования желательно применять компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Все лето дети имеют возможность наблюдать за ростом и жизнью растений, проводить опыты с песком и глиной, экспериментировать с воздухом, принимать активное участие в исследовательской деятельности с водой и солнцем.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы побуждают детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Обучение дошкольников экспериментированию уместно начинать с совместной деятельности взрослых и детей, которая способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности. В совместной деятельности педагога и детей, взрослый занимает позицию партнера, что означает диалогизацию совместной деятельности, т.е. будет идти не монолог взрослого, а диалог (общение) взрослого и ребенка.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, таким образом инициатива по экспериментированию постепенно переходит в руки детей. При организации самостоятельной деятельности со сверстниками, предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

После того, как у детей сформировались навыки совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками по решению познавательных задач, мы переходим к реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие познавательной активности.

Педагог, организуя самостоятельную экспериментальную деятельность детей, должен помнить о том, что необходимо

избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов;

проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей можно провести анкетирование родителей. Совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влияния неживой природы на все живое. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому нужно привлекать родителей к активной помощи.

Для наглядной агитации можно приготовить:

- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей», для того, чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей.

  - папку-ширму «Игры с песком и водой», в которой раскрывается важность игр с песком и водой для развития детей, т.к. подобные игры способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.  

Помогает в работе раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные экскурсии, обмен опытом.

Таким образом, экспериментальная деятельность детей, организованная в различных режимных моментах на протяжении всего летнего периода, помогает углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области