Название проекта: «Дружба – это чудо»
Цель проекта: способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками. Формировать представления об элементарных нормах общения между сверстниками.
Задачи проекта:
- учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- развивать умение сопереживать другим людям;
- воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу;
- формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей.
Тип проекта: познавательно - практико- ориентированный
Характеристика проекта по длительности: долгосрочный
Срок реализации: октябрь – январь
Возраст: средняя группа
Участники: родители, дети, воспитатель
Участники проекта:
1. Педагог: воспитатель группы
2. Дети средней группы
3. Родители
Ожидаемые результаты:
- установление дружеских, теплых отношений между детьми;
- создание положительной атмосферы в данной группе;
- приобретут навыки взаимопомощи;
- закрепят навыки сотрудничества.
Введение
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно- ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и со взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками. Учитывая данную проблему, разработан и реализован социальный проект «Дружба – это чудо».
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
1. Составление перспективного плана проведения НОД;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта (подготовка материала и оборудования);
3. Подбор программно – методического материала по направлению работы.
4. Совершенствование развевающей среды;
5. Разработка картотеки игр на сплочение по теме;
6. Работа с родителями:
Анкетирование родителей по социально – нравственному развитию дошкольников;
Консультации «О дружбе», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
2. Основной этап:
В работу над проектом были вовлечены родители. Согласно теме проекта проведено анкетирование родителей. Поставленные цели и задачи проекта, реализовываются через самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность педагога и детей, консультации с родителями, беседы, игры на сплочение, чтение художественной литературы и художественного творчества.
3. Обобщающий этап:
Оформление фотовыставки «Мы – дружные ребята»
Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта:
1. Беседы: «Что такое дружба?», «Когда мои друзья со мной», «Давайте жить дружно!», «Дружбой надо дорожить».
2. Чтение художественной литературы: сказка М. Пляцковского «Урок дружбы», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; В. Драгунский «Друг детства», В. Осеева «Три товарища»; стихи о дружбе: Ю. Энтин «Про дружбу», А. Кузнецова «Подружки», Т. Агибалова «У меня теперь есть друг», В. Викторов «Дружат дети всей Земли»; пословицы и поговорки о дружбе.
3. Продуктивная деятельность: Рисование «Дерево дружбы»
4. Игровая деятельность: Игры на сплочение: «Трон дружбы», «Круг друзей», «Да-да-да, нет-нет-нет», «Добрые волшебники».
5. Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей на темы
«О дружбе», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
6. Фотовыставка «Мы – дружные ребята»
Результаты работы по проекту:
В ходе проекта научились согласовывать собственное поведение с поведением других детей, а также сопереживать другим людям. Сформировали представление о себе, как члене дружного коллектива детей и родителей. Дети начали приобретать навыки взаимопомощи. Закрепляются навыки сотрудничества.
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятие | Сроки | Совместная деятельность воспитателя и детей |
Анкетирование родителей по социально-нравственному воспитанию Приложение 1 Беседа «Что такое дружба?» Приложение 2 | Октябрь | Игра на сплочение «Трон дружбы» Чтение стихотворения Ю. Энтин «Про дружбу» Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы» |
Беседа «Когда мои друзья со мной» Приложение 3 Консультация для родителей «О дружбе» Приложение 4 | Ноябрь | Игра на сплочение «Круг друзей» Чтение В. Драгунский «Друг детства», А. Кузнецова «Подружки», В. Осеева «Три товарища». |
Беседа «Давайте жить дружно!» Приложение 5 Консультация для родителей «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положитель-ных черт характера ребенка» Приложение 6 | Декабрь | Игра на сплочение «Да-да-да, нет-нет-нет» Чтение стихотворения Т. Агибалова «У меня теперь есть друг», пословицы и поговорки о дружбе. |
Беседа «Дружбой надо дорожить» Приложение 7 Рисование «Дерево дружбы» Приложение 8 | Январь | Игра на сплочение «Добрые волшебники» Чтение Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», стихотворение В. Викторов «Дружат дети всей Земли» |
Фотовыставка «Мы – дружные ребята» Приложение 9 |
Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
Байрамова Э. Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2009. - N 3.
Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. - N 1.
3. Смирнова Е.О. «Межличностные отношения дошкольников». М. - 2005
4. Пазухина И.А. «Давайте познакомимся»СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Хромова С. «Психологические игры для детей». Рипол Классик, 2008
Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников». М.: Сфера ТЦ, 2002.