Конспект НОД по формирование элементарных математических представлений в средней группе.
Образовательная область: познавательное развитие .
Вид занятия: по сообщению детям новых знаний, их закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задачТема: Сравнение трех предметов по ширине. Счет в пределах 5.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в счете в пределах 5;
- закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра;
- учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый широкий, уже, самый узкий.
Развивающие:
- внимание, через игровое упражнение « Покажи столько же»;
- развивать мелкую моторику, усидчивость, через упражнение в построении лесенки.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания;
- воспитывать умение самостоятельной работы.
Методы и приемы:
- наглядные (показ);
- словесные (указания, пояснения, вопросы);
- игровые (физкультминутки).
Демонстрационный материал:Фланелеграф, 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, 3 прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, карточки с изображением кругов от 1 до 5.
Раздаточный материал: прямоугольники одинаковой ширины и разной длины(5см, 10см, 15см),наборы карточек с кругами (на карточках по 1—5 кругов).
Ход НОД:
Игровая ситуация «Выберем шарфик для куклы Маши»
В гости к детям пришла Кукла Маша.
- Здравствуйте, ребята. Вам нравится в детском саду? (Ответы детей.)
- А чем вы здесь занимаетесь? (Ответы детей.)
- А вы ходите на прогулки? (Ответы детей.)
- Вы не боитесь заболеть? (Ответы детей.)
- А что надо делать, чтобы не заболеть? (Ответы детей.)
- А как надо правильно одеваться? (Ответы детей.)
- Правильно, дети, одеваться надо по погоде и в соответствии со временем года, то есть летом надевать летнюю одежду, зимой – зимнюю
- Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей.)
- Назовите предметы зимней одежды? (Ответы детей.)
- Отгадайте, что это за предмет?
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.(шарф)
Воспитатель:
- Ребята, наша гостья просит вас помочь ей выбрать шарфик. Поможем?
Дети:
-Да
Воспитатель:
- Но сначала , сделаем гимнастику для глаз.
Физминутка на снятие зрительного напряжения:
«Белка»Белка дятла поджидала,(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)Гостя вкусно угощала.Ну-ка дятел посмотри!(Смотрят вверх-вниз.)Вот орехи — раз, два, три.Пообедал дятел с белкой(Моргают глазками.)И пошел играть в горелки.(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем) .
Воспитатель:
- Глазки отдохнули, теперь давайте поможем Маше выбрать шарфик.
Воспитатель располагает на фланелеграфе 3 шарфика одного цвета одинаковой длины и разной ширины.
Воспитатель:
- Ребята, эти шарфики похожи между собой? (Ответы детей.)
- Чем похожи шарфики? (Ответы детей.)
- Правильно, шарфики похожи цветом.
- Ребята, давайте наложим шарфики друг на друга и сравним их по длине:
- Кто мне в этом поможет?
- Что можно сказать о длине шарфиков?
- Правильно, длина шарфиков одинаковая.
- Чем отличаются шарфики? (Шириной.)
- Кто найдет самый широкий шарфик 7
Ребёнок находит путем сравнения его с другими шарфиками способами наложения или приложения .Выбранный шарфик ребенок располагает на фланелеграфе горизонтально. Среди оставшихся шарфиков воспитатель вместе с ребенком опять находит самый широкий и помещает его рядом с первым. Ребенок заканчивает ряд самым узким шарфиком и рассказывает о ширине шарфиков, используя слова: широкий, уже, самый узкий.( Задание выполняют 2-3 ребёнка).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята все рассказали про шарфики. Маша решила выбрать себе самый узкий шарфик.
Воспитатель:
- Для следующего задания я предлагаю вам размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: " Дружно пальцы встали в ряд"
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак
Воспитатель:
- А сейчас Маша попросила построить ей лесенку. Построим?
Игровая ситуация «Спускаемся (поднимаемся) по ступенькам».
Воспитатель показывает детям прямоугольники:
-Чем прямоугольники похожи?(цветом и длиной)
-А чем отличаются?(шириной).
-Расположите их лесенкой: начиная с самого узкого и заканчивая самым широким (слева направо).( Воспитатель уточняет ширину каждой ступеньки, прослеживая ее пальчиком снизу-вверх и последовательно называя ступеньки:
- Узкая, шире, самая широкая. (Дети выполняют задание)
Воспитатель:
- Маше очень понравилась ваша лесенка, и она сейчас предлагает вам немного отдохнуть. Попрыгать и поскакать.
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Нашей гостье очень понравилось, как вы играете, прыгаете, отвечаете на вопросы, и она хочет подарить вам волшебный мешочек с сюрпризом.
Игровое упражнение «Покажи столько же».
Воспитатель:
- Посмотрите у меня карточки с разным количеством кругов. Мы будем их считать вместе с вами, а потом вы мне будете показывать свои карточки с таким же количеством кругов.
У каждого ребенка набор карточек с разным количеством кругов.
- Сколько кругов на карточке?
- Почему ты показал карточку с таким количеством кругов?»
Игровое упражнение «Наш день».
Воспитатель:
- Наша гостья очень любознательная особа. Она хочет узнать, чем еще вы занимаетесь в детском саду.
- Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке?
- Чем вы занимались вчера в театральном кружке?
- Во что бы вы хотели поиграть сегодня?
- Что вы обычно делаете после обеда?
- В какие игры хотели бы поиграть завтра?
- А сейчас мы попрощаемся с нашей гостьей. Скажем ей: «До свидания! Приходи к нам еще!»
Воспитатель:
- Молодцы ребята, а теперь скажите мне:
- Кто у нас был в гостях? (Ответы детей.)
- Мы помогли нашей гостье? (Ответы детей.)
- Чем мы помогли? (Ответы детей.)
- У нас все получилось? (Ответы детей.)