Конспект
образовательной деятельности
Направление деятельности: «Познание»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Вода. Ее свойства»
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности
для детей 3-4 лет.
Подготовила: Потихенченко Елена Васильевна воспитатель
I квалификационной
категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №162» г. Оренбурга
г. Оренбург
2019
Тема: «Вода. Ее свойства»
Цель: : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со свойствами воды (цвет);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающие:
-развивать навыки проведения первых опытов;
-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательные:
- умение работать в группе
- воспитывать бережное отношение к воде.
Расширять и активизировать словарный запас: Бесцветная, прозрачная, без запаха .
Приемы руководства деятельностью детей на занятии:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: .
Приемы активизации деятельности детей: беседа, создание развивающей среды, чтение стихотворений, анализ и выводы.
Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, показ экспериментов .
Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми обсуждение занятия.
Создание среды для организации и проведения занятия: , компьютер, волшебный сундучок, костюм волшебника, стаканчики по количеству детей, краска, ложечки, камешки по количеству детей.
костюм, презентация.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно - исследовательская
Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к экспериментальной деятньности;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качества
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
Ребенок задает вопрос.
Активно участвует в творчестве.
Проявляет самостоятельность.
Сопереживает.
Эмоционально реагирует.
Соподчиняет мотивы.
Проявляет волевое усилие.
Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций, Слушание рассказа воспитателя. | Развивать интерес к явлениям неживой природы. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Социально-коммуникативное развитие | . | Развивать умения самостоятельно излагать свои мысли, развивать воображение. |
Беседа о воде | Учить использовать вербальные и невербальные средства общения. | |
Художественно-эстетическое развитие | Прививать любовь и бережное отношение к природе | Воспитывать эмоциональное реагирование на рассказ воспитателя. |
Речевое развитие | Формировать умения отвечать на вопросы. Делать умозаключения | |
Прочтение стихов |
План занятия:
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. 2. Основная часть: Рассказ воспитателя. Просмотр слайдов «Вода» Танец: « С Лентами» Эксперименты 3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итога занятия Длительность О. Д. | 2 мин 10 мин 3 мин. 15 мин. |
Ход образовательной деятельности
Части ОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели. 2.Основная часть Рассказ воспитателя. Слушание звуков воды. Просмотр слайдов. Проведение экспериментов. Танец с лентами 3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия. Раздача угощений. | Ребята, смотрите сколько гостей пришло к нам в гости . Давайте с ними поздороваемся. Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята, сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение. Вы хотите узнать от кого оно? «Дорогие ребята, я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А попасть в страну фокусов вам поможет волшебная шляпа. Желаю удачи. Волшебник из страны фокусов». Ну, что, ребята, отправимся в страну фокусов? (ответы детей). Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей). А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей) Но чтобы попасть в эту страну нужно мне надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель, а вам закрыть глаза и сказать волшебные слова: Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь, С детками в стране фокусов я окажусь. Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет. запись «Журчание ручейка» Ой, ребята, послушайте, что это за шум? (Ответы детей) Правильно. Посмотрите, ребята, в волшебном сундучке что-то есть ещё. Вам интересно, что там? Сейчас я посмотрю (Достаю стакан с водой) Итак, это стакан. А что в стакане? Отгадайте загадку. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода) - Что же в стакане? - Правильно, вода. Ребята, а кто знает, где бывает ещё вода? Посмотрите на экран, и мы точно узнаем, где же встречается вода. (просмотр презентации ) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой? Воспитатель: - Пройдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. (Дети подходят к столу, на столе стоят тазик с водой, губки на каждого ребёнка , контейнеры с водой с разноцветными крышками, ложечки, камушки, гуашь на каждого ребенка) Фокус 1. Ребята, а если стакан с водой перевернуть верх ногами, что произойдет? Правильно, вода выльется. Но я же фокусник. Хотите, я сделаю так, что вода в стакане станет волшебная? И опрокинув стакан, вода не выльется? Фокус «Стакан с водой и бумагой» 1. Эксперимент «Вода жидкая» Воспитатель: - Перед вами два губки, опустите губку в воду, а затем поднимите и попробуйте ее отжать. Что происходит с водой? (она льется) -Как вы думаете почему? Потому, что вода жидкая. Водичка – течёт, она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка. - А с водой можно играть, смотрите – что мы будем делать? (наливаем с детьми в различные ёмкости: стакан, резиновая перчатка, целлофановый пакет.) Мы наливаем воду, и она принимает форму данного предмета. Вывод: Если воду можно наливать, то говорят, что вода жидкая, вода льется. 2. Эксперимент «Прозрачная или не прозрачная» Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим один камешек в стакан. Камешек видно? Камешек видно потому, что вода прозрачная. Ребята, камешек видно сквозь воду? Значит, вода у нас какая? (прозрачная)Молодцы. А сейчас берем ложечкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. - А теперь вы попробуйте, что у вас получится. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим другой камешек в стакан, камешка не видно? Значит, какая вода? Не прозрачная. Ребята, видно камешек? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала. А в первом стаканчике, какая вода? Прозрачная. Вывод: Чистая вода – прозрачная. Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте немного отдохнем Физкультминутка: Фокус 2. «Разноцветная вода». (Для проведения фокуса необходимо взять прозрачные баночки с закручивающимися крышками на каждого ребёнка. В баночки заранее наливается вода). Ребята, как вы думаете, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову»? Нет! Давайте посмотрим. Я сейчас с помощью волшебной палочки и заклинания превращу бесцветную воду в красную! А вы мне в этом поможете. Показываю всем, что вода обыкновенная, закрываю платком, затем говорю волшебные слова: «Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахиваю волшебной палочкой. - Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите баночки. Дети встряхивают воду в бутылках, вода окрашивается в нужный цвет. (Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). - В какой цвет окрасилась водичка? (ответы детей) Ребята, наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на палас и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? Какая же бывает вода? А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад, я хочу вам сделать подарок. Фокус 3. «Превращение воды» Воспитатель: - Посмотрите, у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно, вода. Вода прозрачная или цветная? (ответы детей). А понюхайте водичку. Она пахнет или нет? Прозрачная вода ничем не пахнет. Она без запаха. Вывод: Чистая вода – без запаха. - Сейчас я кладу бутылочку в коробочку, поколдую, и моя водичка превратится…. (коробку переворачиваю и достаю бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет) в сок. - Ребята, вода из прозрачной превратилась в какую? В цветную. Понюхайте цветную воду – сок. Пахнет сок? Чем? Воспитатель: - Ну, что, ребята, возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова: Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь, Шапочку сейчас сниму, И в детский садик с детками я вернусь. Воспитатель: Ну вот, ребята, мы опять с вами в нашем садике, пойдемте пить сок и попробуем, какой он на вкус. | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие. |
Длительность занятия: 15 мин.